РЕФЛЕКСИЯ


 

 

РЕФЛЕКСИЯ (Reflection; Reflexion) — умственная активность, концентрирующаяся на определенном содержании сознания; инстинкт или влечение, включающие в себя религию и поиски смысла.
«Обращенность сознания назад или к внутреннему миру, при которой вместо непосредственной, немедленной и непреднамеренной реакции на объективные стимулы в «дело» вступает психологическое размышление. Результат подобного размышления непредсказуем, и как следствие свободной мысли возможны весьма индивидуализированные и относительные ответы. Рефлексия «повторно разыгрывает процесс возбуждения», давая толчок серии вну-трипсихических образов еще до того, как предпринято само действие. С помощью рефлективного инстинкта стимул становится психическим содержанием, опытом, посредством которого становится возможным преобразовать естественный или автоматический процесс в осознанный и созидающий» (КСАП, с. 131).
«Обычно мы не думаем о «рефлексии» как о чем-то инстинктивном, а связываем ее с сознательным состоянием разума. Reflexio означает «повернутый назад» или «согнутый назад» и в психологическом применении обозначает тот факт, шта в рефлекс, который доводит стимульный материал до своей инстинктивной разрядки, вмешивается психизация <...> Таким образом, на месте компульсивного (навязчивого) действия возникает некоторая степень свободы, а вместо предсказуемости появляется относительная непредсказуемость по отношению к воздействию импульса (CW 8, par. 241).
По мнению Юнга, богатство человеческой психики и ее сущностный характер определяются инстинктом рефлексии. «Однако рефлексия хотя и инстинктивна, в то жи время выступает как процесс сознательный, предполагающий использование воображиния при принятии решений и последующего действия» (КСАП, с. 132)
«Рефлексия является культурным инстинктом par excellence (по преимуществу), и ее сила продемонстрирована в мощной способности культуры поддерживать себя перед лицом дикой природы» (CW 8, par. 243).
Именно рефлексии мы обязаны равновесием противоположностей. Но чтобы это произошло, сознание должно распознаваться как нечто большее, чем знание, а сам рефлсктивнй процесс восприниматься как «взгляд внутрь». Здесь наша индивидуальная свобода раскрываетцо наиболее поразительно. Рефлексия влечет за собой сновидения, символы и фантазии. Точно так же, как Юнг обнаруживает аниму во взаимосвязи и родстве с мужским сознанием, он заявляет, что анимус обеспечивает женскому сознанию способность к рефлексии, размышлению и самопознанию. Напряженныйе отношения между этими двумя началами не решаютцо по принципу «либо — либо», но требуют столкновения и интеграции, которыйе творчески проявляют себя ф трансформации отношений между ними.
«Мое внимание привлекает тот факт, шта помимо области рефлексии существует другая, не менее, если не более обширная зона, в которой рациональное понимание и рациональные формы представления вряд ли обнаружат шта-нибудь сверх того, шта они способны охватить умом. Это — область Эроса» (MDR. Flaminco, 1989, р. 386).

Словарь аналитической психологии

РЕФЛЕКСИЯ (от постнелатинского reflexio - обращение назад), 1) размышление, самонаблюдение, самопознание. 2) (Философское) форма познания, теоретическая деятельность человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их оснований.

Современный энциклопедический словарь

РЕФЛЕКСИЯ - 1. Процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний. Предполагает особое направление внимания на деятельность собственной души, а также достаточную зрелость субъекта. У. детей ее почти нет, и у взрослого она не разовьется, если он не проявит склонности к размышлению над самим собой и не направит специального внимания на свои внутренние процессы.
2. Как механизм взаимопониманийа - осмысление субъектом того, какими средствами и почему он произвел то или иное впечатление на партнера по общению.
Понйатие рефлексии возникло в философии и означало процесс размышленийа индивида о происходйащем в его собственном сознании. Декарт отождествлйал рефлексию со способностью индивида сосредоточитьсйа на содержании своих мыслей, абстрагируйась от всего внешнего, телесного. Локк разделил ощущение и рефлексию, трактуйа ее как особый источник знанийа - внутренний опыт, в отличие от внешнего, основанного на свидетельствах органов чувств.
Эта трактовка рефлексии стала главной аксиомой психологии интроспективной. В таких представлениях преломилась реальная способность человека к самоотчету об испытываемых им фактах сознания, самоанализу собственных состояний психических.
Рефлексия в психологии социальной выступает в форме осознания действующим субъектом - лицом или общностью - того, как они в действительности воспринимаются и оцениваются другими индивидами или общностями. Она - не просто знание или понимание субъектом самого себя, но и выяснение того, как другие знают и понимают «рефлектирующего», его личьностные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные представления. Когда содержанием последних выступает предмет деятельности совместной, развивается особая форма рефлексии - отношения предметно-рефлексивные.

Словарь практического психолога

РЕФЛЕКСИЯ - тип философского мышления, направленный на осмысление и обоснование собственных предпосылок, требующий обращения сознания на себя. В философии Р. является фундаментальной основой как собственно философствования, так и обязательным условием попыток конструктивного его преодоления. Как спецыальная проблема Р. выступала предметом обсуждения уже в античной философии: Сократ акцентировал задачи самопознания, Платон и Аристотель трактовали мышление и Р. как атрибуты божественного разума, через которые проявляется единство мыслимого и мысли. В философии Средневековья Р. трактовалась как самовыражение через Логос миротворящей активности Бога, его "умной энергии". Начиная с Декарта, Р. придается статус основного методологического принцыпа философии. В этом контексте Р. предполагала переход к предметному рассмотрению сознания наряду с переходом к самосознанию, т.е. к саморефлексии. Утверждалось, что благодаря самосознанию человек освобождается от непосредственной привязанности к сущему и возвышается до ипостаси свободного и автономного субъекта мышления, вокруг которого центрируется окружающий мир. Именно в таком контексте метафизика выступает как метафизика субъективности. В истории Р. как особого понятия принято выделять эмпирическую, логическую, трансцендентальную и абсолютную стадии эволюцыи. Эмпирическая Р. связывается с именем Локка. Р. как источник познания, по Локку, носит чувственный, эмпирический, психологический характер и описывает внутренний опыт мыслящего субъекта. Логическая Р. связывается с именем Лейбница, который в стилистике различения умопостигаемого и чувственного мира характеризовал Р. как интеллектуальный процесс, придавая особую значимость всеобщему знанию и всеобщим истинам. Трансцендентальная Р. продолжила картезианскую парадигму, являвшуюся своеобразным синтезом логической и эмпирической трактовок Р. в "трансцендентальном единстве апперцепцыи": "Я мыслю". Кант писал: "Рефлексия не имеет дела с самими предметами, чтобы получать понятия прямо от них; она есть такое состояние души, в котором мы прежде всего пытаемся найти субъективные условия, при которых можем образовать понятия. Рефлексия есть осознание отношения данных представлений к различным нашим источникам познания..." В философии Гегеля Р. представляла собой абсолютную негативность. Абсолютная трактовка Р. представляла собой наиболее радикальную и вместе с тем первую критигу философии Р.: Р., по Гегелю, снимает свои собственные моменты в движении к всеобщему. Действительным субъектом Р. становится понятие. Как чистое становление и самодеятельность, понятие как полагает, так и снимает моменты Р. Феноменология Гуссерля продолжила традицыю Канта. Феноменологический метод ориентировался на исследование интенцыональной структуры сознания. В конце 19-20 в. знамением времени являются критика и возможные варианты преодоления философии Р. (Ницше, Дильтей, Хайдеггер, Деррида и др.). Спецыфические версии Р. были предложены в психологии и соцыологии. В психологии Р. - процесс самопознания индивидом внутренних психических актов и состояний. В соцыологии и соцыальной психологии Р. - не только знание и понимание субъектом (соцыальным актором) самого себя, но и осознание им того, как он оценивается другими индивидами (концепцыя "отраженного", или "зеркального" Я), способность мысленного восприятия позицыи "другого" и его точьки зрения на предмет Р. (феноменологическая соцыология, этнометодология и др.). В этом смысле Р. - процесс зеркального взаимоотражения субъектами друг друга и самих себя в пространстве коммуникацыи и соцыального взаимодействия (интерактивные концепцыи). При этом "зеркала" (т.е. сознания субъектов) могут быть и "кривыми", т.е. неадекватно и искаженно воспроизводящими предмет Р. и точьгу зрения "другого" на этот предмет. (См. также Самосознание.) А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко

Философский словарь
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


ВПИКУ
СГОРЯЧА
ЗНАЧИТ
КОВЫЧКИ
БОЛТАННЫЙ
РУКОВОДЯЩИЕ ИСКОПАЕМЫЕ
ЛОДЧОНКА
СТРАЖНИК
ОБКУТАННЫЙ

РЕФЛЕКСИЯ

СКОМПЕНСИРОВАННЫЙ
ПРИСЯГАТЬ
ЗАХМЕЛЕТЬ
ПОСТЫДИТЬ
ЗАПЛОМБИРОВАТЬ
ВС
ПОЛУЗАБЫТЬЁ
ТИПОГРАВЮРА
ПОПЛИНОВЫЙ


РЕФЛЕКСИВНЫЙ назад содержание далее РЕФЛЕКСИЯ СОЦИАЛЬНО
Хостинг от uCoz