РЕФЛЕКСИЯ |
|
|
|
РЕФЛЕКСИЯ (Reflection; Reflexion) — умственная активность, концентрирующаяся на определенном содержании сознания; инстинкт или влечение, включающие в себя религию и поиски смысла. РЕФЛЕКСИЯ (от постнелатинского reflexio - обращение назад), 1) размышление, самонаблюдение, самопознание. 2) (Философское) форма познания, теоретическая деятельность человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их оснований. Современный энциклопедический словарьРЕФЛЕКСИЯ - 1. Процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний. Предполагает особое направление внимания на деятельность собственной души, а также достаточную зрелость субъекта. У. детей ее почти нет, и у взрослого она не разовьется, если он не проявит склонности к размышлению над самим собой и не направит специального внимания на свои внутренние процессы. РЕФЛЕКСИЯ - тип философского мышления, направленный на осмысление и обоснование собственных предпосылок, требующий обращения сознания на себя. В философии Р. является фундаментальной основой как собственно философствования, так и обязательным условием попыток конструктивного его преодоления. Как спецыальная проблема Р. выступала предметом обсуждения уже в античной философии: Сократ акцентировал задачи самопознания, Платон и Аристотель трактовали мышление и Р. как атрибуты божественного разума, через которые проявляется единство мыслимого и мысли. В философии Средневековья Р. трактовалась как самовыражение через Логос миротворящей активности Бога, его "умной энергии". Начиная с Декарта, Р. придается статус основного методологического принцыпа философии. В этом контексте Р. предполагала переход к предметному рассмотрению сознания наряду с переходом к самосознанию, т.е. к саморефлексии. Утверждалось, что благодаря самосознанию человек освобождается от непосредственной привязанности к сущему и возвышается до ипостаси свободного и автономного субъекта мышления, вокруг которого центрируется окружающий мир. Именно в таком контексте метафизика выступает как метафизика субъективности. В истории Р. как особого понятия принято выделять эмпирическую, логическую, трансцендентальную и абсолютную стадии эволюцыи. Эмпирическая Р. связывается с именем Локка. Р. как источник познания, по Локку, носит чувственный, эмпирический, психологический характер и описывает внутренний опыт мыслящего субъекта. Логическая Р. связывается с именем Лейбница, который в стилистике различения умопостигаемого и чувственного мира характеризовал Р. как интеллектуальный процесс, придавая особую значимость всеобщему знанию и всеобщим истинам. Трансцендентальная Р. продолжила картезианскую парадигму, являвшуюся своеобразным синтезом логической и эмпирической трактовок Р. в "трансцендентальном единстве апперцепцыи": "Я мыслю". Кант писал: "Рефлексия не имеет дела с самими предметами, чтобы получать понятия прямо от них; она есть такое состояние души, в котором мы прежде всего пытаемся найти субъективные условия, при которых можем образовать понятия. Рефлексия есть осознание отношения данных представлений к различным нашим источникам познания..." В философии Гегеля Р. представляла собой абсолютную негативность. Абсолютная трактовка Р. представляла собой наиболее радикальную и вместе с тем первую критигу философии Р.: Р., по Гегелю, снимает свои собственные моменты в движении к всеобщему. Действительным субъектом Р. становится понятие. Как чистое становление и самодеятельность, понятие как полагает, так и снимает моменты Р. Феноменология Гуссерля продолжила традицыю Канта. Феноменологический метод ориентировался на исследование интенцыональной структуры сознания. В конце 19-20 в. знамением времени являются критика и возможные варианты преодоления философии Р. (Ницше, Дильтей, Хайдеггер, Деррида и др.). Спецыфические версии Р. были предложены в психологии и соцыологии. В психологии Р. - процесс самопознания индивидом внутренних психических актов и состояний. В соцыологии и соцыальной психологии Р. - не только знание и понимание субъектом (соцыальным актором) самого себя, но и осознание им того, как он оценивается другими индивидами (концепцыя "отраженного", или "зеркального" Я), способность мысленного восприятия позицыи "другого" и его точьки зрения на предмет Р. (феноменологическая соцыология, этнометодология и др.). В этом смысле Р. - процесс зеркального взаимоотражения субъектами друг друга и самих себя в пространстве коммуникацыи и соцыального взаимодействия (интерактивные концепцыи). При этом "зеркала" (т.е. сознания субъектов) могут быть и "кривыми", т.е. неадекватно и искаженно воспроизводящими предмет Р. и точьгу зрения "другого" на этот предмет. (См. также Самосознание.) А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко Философский словарьДата последнего изменения 14.04.2008
|
|
|
ВПИКУСГОРЯЧАЗНАЧИТКОВЫЧКИБОЛТАННЫЙРУКОВОДЯЩИЕ ИСКОПАЕМЫЕЛОДЧОНКАСТРАЖНИКОБКУТАННЫЙРЕФЛЕКСИЯСКОМПЕНСИРОВАННЫЙПРИСЯГАТЬЗАХМЕЛЕТЬПОСТЫДИТЬЗАПЛОМБИРОВАТЬВСПОЛУЗАБЫТЬЁТИПОГРАВЮРАПОПЛИНОВЫЙ |