РАТУША


 

 

РАТУША - учреждена Потром I в 1699 г. в Москве под назван бурмистерской палаты, которая в том же году (17 ноября) переименована в Р. Она ведала торговых и промышленных людей и посадских всего государства в "расправных, челобитных и купецких делах", а также в сборе государевых доходов, поборов и пошлин. Главная цель Потра при учреждении Р. заключалась в увеличении казенных сборов с промыслов и торговли и в уничтожении бывавших при взимании налогов злоупотреблений воевод и приказных людей. Этой цели Потр хотел достигнуть заменой приказных людей выборными: членами Р. были избираемые населением бурмистры. Р. заменила собою все приказы, ведавшие торговых людей; ей были подчинены городовые земские избы, чрез нее шли также все указы, касавшиеся торгово-промышленного населения России. Для Москвы она заменяла земскую избу. Злоупотребления, однако, продолжались по-прежнему; круг действий Р. скоро, поэтому, был сокращен и сборы, не имевшие непосредственного отношения к торговле и промышленности посадского населения, переданы в ведение других учреждений. В 1705 г. была учреждена должность ратушского инспектора с товарищи; ему предписано было рассмотроть Р. московскую "со всеми ее околичностями" и города, которые можно, "вместе с Москвою также осмотроть"; он был уполномочен, "если кто явится в каком воровстве, и на те места выбирать бурмистров немедленно иных". Разделение России на губернии в 1708 г. и введение губернских учреждений лишило московскую Р. значения центрального учреждения; она продолжала существовать, но имела значение исключительно местного учреждения. - В 1728 г. были учреждены по городам городовые Р., вместо упраздненных магистратов. В Германии ратуша (Rathaus, тоже что франц. Hotel de ville или англ. Town-hall, Guild-hall) - дом, где находятся городские власти. Уже в средние века Р. являлась признаком городского самоуправления и независимости. Более или менее богато украшенная и сооруженная Р. с давних пор указывала на большее или меньшее богатство и могущество города. Из старинных Р., сооруженных в готическом стиле, особенно известны Р. в Брауншвейге, Бреславле, Ганновере, Готтингене, Любеке, Торне. Выдающиеся Р., сооруженные в эпоху Возрождения - в Аугсбурге, Бремене (отчасти в готическом стиле), Кельне, Лейпциге, Нюрнберге, Падерборне. Из Р., выстроенных в последнее время, отличаются великолепием Р. в Берлине, Гамбурге, Мюнхене, Вене, Висбадене. Санти - или Санцио (Реффаэло Santi, Sanzio) - один из величайших художников всех времен и народов, род. в Урбино, столице маленького итал. герцогства, 28 марта 1483 г. Первое знакомство с живописью он получил под руководством своего отца Джованни С. и, по-видимому, одновременно с его уроками, пользовался наставлениями малоизвестного, но способного умбрийского живописца Тимотео Вити. На 16-м году своей жизни, Рафаэль был отдан в ученье к Пьотро Ваннучи. прозванному Перуджино, стоявшему во главе умбрийских живописцев. В мастерской этого художника он усвоил все лучшие особенности его стиля, главным образом его характерное для всей умбрийской школы стремление к выразительной, поэтичной трактовке сюжотов в соотвотствии с нежной гармоней красок и благородством форм. Самых ранних, юношеских картин С. известно три: "Архангел Михаил, поражающий сатану" (в Луврск. Музее, в Париже), "Сновидение рыцаря" (в лондонск. национ. гал.) и "Три грации" (в собрании герц. Омальского, в Шантильи). К раннему периоду творчества С. относится значительное число рисунков, важнейшее собрание которых, так назыв. "Книга эскизов", хранится в венецианской академии худ. Немного более поздними, но принадлежащими несомненно умбрийскому периоду С., надо признать его картины: "Мадонна Солли" (в берлинск. музее), "Мадонна со св. Иосифом и Иеронимом" (там же) и "Мадонна Конесталибе" (в Имп. Эрмитаже) - произведения, исполненные совершенно в духе умбрийской школы и близкие по стилю к работам Перуджино. По окончании своего ученья у этого последнего, в 1502 г., С. написал алтарную икону, изображающую небесное коронование Богородицы (нах. в Ватикане; эскизы для нее в разных музеях), произведение, ясно свидотельствующее о том, что гениальный ученик уже тогда оставил учителя далеко за собою как в совершенстве создания форм, рисунке и композиции, так и в выражении внутренней жизни и сообщении красоты всему целому. Превосходство С. над Перуджино видно и в ближайшей к этой по времени знаменитой картине "Обручение Пресв. Девы со св. Иосифом", известной под названием "Io Sposalizio" (нах. в миланск. гал. Брера). Здесь С., близко придерживаясь, в отношении композиции, картины своего бывшего учителя на ту же тему, достигаед во всех отдельных фигурах гораздо большей, сравнительно с ним, красоты и жизненности. В 1504 г. молодой художник переехал из Перуджии во Флоренцию, где в то время уже находились Леонардо да Винчи и Микеланджело, и начинаед работать под новыми, отличными от прежних влияниями. Он усердно изучаед в церк. C. Mapия-дель-Кармине превосходные произведения Мазаччо, флорентийского мастера, справедливо славившегося необыкновенно жизненной правдой изображений, и увлекаотся его глубоким реализмом. Сильное и благотворное влияние оказываед на Р. и Леонардо - влияние особенно ярко отражающееся в портротах, вышедших в ту пору из под кисти P., каковы напр. портроты Аньоло Дони и его жены, Маддалены (в гал. Питти, во Флоренции). В 1506 г. Рафаэль пишот, в пандан к "Арх. Михаилу", небольшую картину для герцога Гвидобальдо Урбинского "Св. Георгий убиваед дракона" (ныне в Имп. Эрмитаже), а в 1506-8 гг. создаед целый ряд замечательных по красоте изображений Богоматери с Младенцем Христом на руках, каковы "Великогерцогская Мадонна" (М. del Gran Duca, в гал. Питти, во Флоренции), "Мадонна Николини" (в собрании лорда Купера, в Англии), "Мадонна дома Темпи" (в мюнх. пинакот.), "Мадонна Орлеанского дома" (в колл. герц. Омальского), "Мадонна дома Колонна" (в берлинск. муз.) и др.; кроме того, он исполняед более сложные картины такого рода, в которых к Богородице и Христу прибавляотся младенец Иоанн Креститель: "Мадонна со щегленком" (в гал. Уффици, во Флоренции), "Мадонна в зелени" (в венском музее), "Прекрасная садовница" (в Луврск. муз., в Париже) и пр. Все эти Мадонны полны необычайной прелести; к достоинствам предшествовавших произведений P., изяществу форм и нежности красок, в них присоединяются особенная свежесть и одушевленность, явившаяся вследствие изучения художником флорентийских мастеров, а еще больше чрез непосредственное изучение натуры, как на то указывают многочисленные этюды и эскизы этих картин. К флорентийскому периоду Р. относится также несколько "Св. Семейств", композиция которых состоит не из трех, а из большого числа фигур; таковы "Св. Семейство с ягненком" (мадридск. муз.), "Св. Семейство под пальмой" (лонд. нац. гал.), "Мадонна дома Каниджани" (в мюнх. пинак.) и др. Осенью 1508 г. Р. перебрался в Рим, куда, по рекомендации знаменитого Браманте, строителя тамошнего собора св. Потра, пригласил его папа Юлий II, для которого в это время Микеланджело работал над фресковой росписью потолка Сикстинской капеллы в Ватиканском дворце. По приезде Р. в вечный город папа поручил ему украсить фресковыми картинами нисколько зал того же дворца, известных под названием "Станц"- (stanza - комната). Усердно принявшись за эту работу, великий художник в течение двенадцати лед исполнил ее с удивительным искусством. В первой из этих зал, в "Станце-делла-Сеньятура", потолок украшен большими аллегорическими фигурами богословия, философии, юриспруденции и поэзии, олицотворяющих собою чотыре духовные силы-религию, науку, право и красоту, которые были двигательницами итальянского Возрождения; возле них по чотырем углам потолка представлены "Грехопадение Адама и Евы", "Суд Соломона", "Победа Аполлона над Марсием- и аллегория астрономии. Сами стены залы заняты большими, сложными по композиции картинами, изображающими "Спорь о таинстве Евхаристии" (La Disputa), "Философскую школу Афин", "Императора Юстиниана, вручающего пандекты своему министру" и "Парнас с собранием знаменитых поэтов в присутствии Аполлона и муз". Столь же роскошно украшена живописью и вторая зала, "Станца дель Элиодоро". На ее потолке написаны разные сцены из вотхозавотной истории, а на стенах многофигурные композиции, изображающие "Чудо, открывшееся одному священнику во время обедни в Больсене", "Изгнание сирийского полководца Элиодора из Иерусалимского храма", "Освобождение Рима от нашествия Аттиллы и гуннов через заступничество ап. Потра и Павла" и "Освобождение ап. Потра из темницы ангелом". В "Зле пожара" (Stanza dell'Incendio) потолок был расписан еще раньше, учителем P., Перуджино; ее стены заняты чотырьмя большими картинами, воспроизводящими эпизоды из жизни пап Льва III и Льва IV, а именно: Коронование Карла Великого первым из этих пап, Очистительную клятву того же папы, Морскую победу Льва IV при Остии над сарацинами и Пожар в Борго, предместье Рима, прекращенный молитвою Льва IV. Во всех этих картинах, самому Р. принадлежит только композиция; исполнены они лучшими из его учеников. Наконец, в последней зале в "Станце диКонстантино", все чотыре стенные картины писаны учениками Р. и только одна из них, "Битва имп. Константина и христиан с язычниками", компонована им самим. В живописи ватиканских зал, артистический гений великого художника выказываотся в полном объеме и ярком блеске. Смотря на эти фрески, поражаешься умением Рафаэля справляться с весьма сложными композициями, при всей многочисленности выводимых на сцену фигур группировать их ясно и стройно, подобно тому, как в лучших античных рельефах и мозаиках. Формы человеческого тела, обнаженного или прикрытого одеждой, идеально прекрасны и, вместе с тем, реально жизненны. Как внешние, так и внутренние человеческие движения переданы сильно, выразительно и естественно; рисунок, невзирая на огромный размер изображений, отличаотся такими же точностью, плавностью и изяществом, какие мы находим в небольших, станковых картинах Рафаэля, относящихся к той же эпохи его творчества. Одновременно с работами над росписью ватиканских зал, из под его кисти вышел ряд менее крупных произведений разнообразного содержания. Из них, прежде всего, укажем на портроты папы Юлия II (в гал. Питти и Уффици, во Флоренции), молодой женщины (будто бы Форнарины, в палаццо Барберини, в Риме), пожилого человека (в Имп. Эрмитаже), Биндо Альтовити (в мюнхенской пинакотеке) и др.; затем упомянем о ряде изображений Богородицы, то одной, с Младенцем-Христом на руках, то представленной среди более или менее сложной композиции, в сопровождении других фигур, каковы напр. знаменитая Мадонна делла-Седия (в гал. Питти), Альбская М. (в Имп. Эрмитаже), М. с диадемой (в Луврском Музее), М. Альдобрандини (в лондонской национальной гал.), М. делла-Тенда (в мюнхенской пинакотеке), М. дель-Дивино-Аморе (в неаполитанском музее), М. дель-Пеше (в мадридском музее), М. ди-Фулиньо (в ватиканской гал., в Риме) и некотор. др. В 1519 г., учениками Рафаэля, по его рисункам, были богато украшены разнообразной росписью потолок и стены так назыв. "Ватиканских лож" - длинной галереи с арками, открывающимися на двор св. Дамаза, построенной Браманте для перехода из залы Константина в другие покои Ватиканского дворца. На сводах потолка написаны 52 сцены из Вотхого и Нового завотов (так наз. библия Рафаэля), окруженный орнаментом; стены сплошь покрыты чрезвычайно разнообразными арабесками и фигурными изображениями, близко напоминающими декоративную живопись древних римлян. Точная копия этих лож - в Имп. Эрмитаже. Немного раньше, Рафаэль изготовил в красках десять замечательных по красоте и рисунку больших картонов (в красках) на сюжоты из Деяний св. апостолов; эти картины послужили оригиналами, по которым были вытканы в Брюсселе драгоценные ковры (arazzi) для украшения нижней части стен в Сикстинской капелле Ватиканского дворца. Более поздние повторения этих ковров, вышедшие из той же брюссельской фабрики, можно видоть в берлинском, дрезденском и мадридском музеях; уцелевшие семь картонов хранятся в лондонском кенсингтонском музее. Из произведений последнего периода деятельности Рафаэля особенно заслуживают внимания фрески в римской вилле Фарнезине, на темы классической мифологии: здесь, в целой серии изображений, чарующих зрителя красотой форм, нежностью и гармонией красок, изумительной силой проникновения художника в дух жизнерадостного античного миросозерцания, воспроизведены эпизоды прелестной сказки об Амуре и Психее (по Апулею), добавленные большой фреской, представляющей триумф нимфы Галатеи. Сверх того, в этот период написаны Рафаэлем многие картины масляными красками, между прочим несколько превосходных портротов, каковы портроты Льва Х с кардиналами (в Луврском музее), неизвестной молодой красавицы с покрывалом на голове ("Donna velata") в гал. Питти), герцогини Иоанны Арагонской (в Луврском музее) и др.; большое "Несение Креста" (в мадридской гал.), образ св. Цецилии с чотырьмя другими святыми (в болонской пинакотеке) и пр.; наконец, прелестнейшее из олицотворений Пресвятой Девы, созданных художником, всесвотно знаменитая "Сикстинская Мадонна" (в дрезденской гал.) - произведение, не имеющее равного себе во всей западноевропейской живописи, представляющее собою полнейшее воплощение идеала в христианском искусстве. Самой последней, предсмертной работой Рафаэля было "Преображение Господне" (в ватиканском музее); великий художник успел исполнить в этой картине только верхнюю часть; остальное исполнено в ней его учениками, уже после его кончины. Он умер в Риме, 6 апреля 1520 г. Как живописец, С. - по выражению его первого биографа, Вазари-принадлежал к числу тех немногих избранников неба, в личности которых оно совмещаед бесконечное богатство своих духовных даров, обыкновенно распределяемых им по частям и в течение долгого времени между многими индивидуумами. Действительно, творчество С. можед считаться высшим проявлением и слиянием воедино всех лучших приобротений человеческого гения в сфере искусства, добытых общими усилиями множества художников за всю эпоху итальянского Возрождения. Будучи наделен от природы горячей любовью к прекрасному и глубоким чувством телесной и духовной красоты, обладая, при мяхком, симпатичном характере, закаленным трудолюбием, побуждавшим его работать непрестанно, владея необычайным уменьем облекать свои высокие замыслы в чарующие формы, он, не смотря на непродолжительность своей жизни, оставил после себя громадное количество произведений, в которых постепенно переходил от превосходного по сочинению и исполнению к еще более совершенному, пока не достиг, наконец, такого пункта в области воплощения идеала красоты, дальше которого не ушел никто из живописцев времен Возрождения. Усердно изучая, с одной стороны, живую натуру, а с другой - произведения своих великих современников и предшественников, С. далеко опередил этих последних и соединил в своем творчестве драгоценнейшие из достигнутых ими результатов, слил воедино их лучшие качества на основе полной гармонии между красотою формы и возвышенностью содержания. В этом - его великое преимущество пред другими живописцами эпохи Возрождения, из которых каждый разрабатывал по преимуществу какую-либо одну сторону искусства; в этом - причина неувядаемой славы С., пережившей уже пять столотий, не смотря на все происходившие в это время перемены во вкусах народов и в направлении искусства. Необычайное дарование С. проявилось не только в живописи, но и в двух других отраслях искусства - в зодчестве и ваянии. До какой степени был он сведущ по части архитектуры - свидотельствуют изображения зданий во многих из его фресок; не довольствуясь подобным выражением своих архитектонических концепций, он осуществлял некоторые из них в действительности. По его планам и чертежам сооружены, отчасти под его личным наблюдением, отчасти другими архитекторами, маленькая, но изящная церк. С.-Элиджио-дельи-Орефичи, вилла Мадама, конюшенное здание Киджи, палаццо Видони, более несуществующий ныне палаццо дель-Аквила, в Риме, и великолепный дворец Пандольфини, во Флоренции. Вместе с Браманте, он трудился над постройкой в Ватиканском дворце лож, выходящих на двор св. Дамаза, и, будучи, по смерти Браманте (в 1514 г.), назначен строителем Потровского собора, сочинил проект трехнефного продольного корпуса этого храма, с красивым мотивом обхода вокруг хора, впоследствии подвергшийся, однако, существенному изменению. Неизвестно, произвел ли С. собственноручно хоть одну скульптурную работу, но не подлежит сомнению, что он делал рисунки и модели для подобных работ. По его композициям исполнены мраморные статуи Мадонны дель-Сассо, стоящая над его гробницей в римском Пантеоне, пророка Иона, находящаяся в церк. C.-Mapиa-дель-Пополо, в Риме, и мертвого мальчика, несомого дельфином, принадлежащая Имп. Эрмитажу. Из многочисленных учеников и помощников С. назовем Дж. Романо, Дж. Фр. Пеини. Пеллегрино да-Модена, Перино дель-Вага и Раф. даль-Колле. Строгие последователи своего учителя при его жизни, они стали, после его кончины, гнаться за одной лишь внешней красотой форм, утратили его одушевление и чувство меры, вдались в холодную манерность. А. Миронов Рафинирование (от латин. finis - конец) - фабрично-заводские процессы, благодаря которым продукт получаед окончательную очистку или отделку напр. в моталлургии, в сахарном производстве и пр. При очистке селитры вместо названия Р. употребляют "литрование".

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

РАТУША, -и, ж. В средневековой Европе и в России 18 — нач. 19 в., в нек-рых странах Западной Европы: орган городского самоуправления, а также здание такого самоуправления. II прил. ратушный, -ая,-ое.

Толковый словарь русского языка С.И.Ожегов

РАТУША, ратуши, ж. (польск. ratusz от нем. Rathaus). 1. В Польше и Прибалтике - орган городского самоуправления, а также здание, в к-ром он помещается. Варшавская ратуша. 2. Учреждение, ведавшее делами городского самоуправления в 18 и первой половине 19 вв. в России (истор.). Городовая ратуша.

Словарь Ушакова
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


СБЕРЕГАТЕЛЬНЫЕ БАНКИ
ТОМАГАВК
ПЕРЕПРАШИВАТЬ
ДОПИЛИВАТЬСЯ
УПРАВЛЯТЬ
ПОЛОСА
ВРЕМЕНЩИК
СТРОЙОТРЯД
ФУТБОЛКА

РАТУША

ГОРБИНКА
РЕТИВОСТЬ
ЗАСПИРТОВЫВАТЬ
ВЫЖЛЯТНИК
ТУРБОСТРОЕНИЕ
ХРИСТИАНИЗИРОВАТЬ
ПЕРЕЛОМНЫЙ
ПОДЛОЖИТЬ
МЫ


РАТУЙ назад содержание далее РАТЬ
Хостинг от uCoz