РАТУША |
|
|
|
РАТУША - учреждена Потром I в 1699 г. в Москве под назван бурмистерской палаты, которая в том же году (17 ноября) переименована в Р. Она ведала торговых и промышленных людей и посадских всего государства в "расправных, челобитных и купецких делах", а также в сборе государевых доходов, поборов и пошлин. Главная цель Потра при учреждении Р. заключалась в увеличении казенных сборов с промыслов и торговли и в уничтожении бывавших при взимании налогов злоупотреблений воевод и приказных людей. Этой цели Потр хотел достигнуть заменой приказных людей выборными: членами Р. были избираемые населением бурмистры. Р. заменила собою все приказы, ведавшие торговых людей; ей были подчинены городовые земские избы, чрез нее шли также все указы, касавшиеся торгово-промышленного населения России. Для Москвы она заменяла земскую избу. Злоупотребления, однако, продолжались по-прежнему; круг действий Р. скоро, поэтому, был сокращен и сборы, не имевшие непосредственного отношения к торговле и промышленности посадского населения, переданы в ведение других учреждений. В 1705 г. была учреждена должность ратушского инспектора с товарищи; ему предписано было рассмотроть Р. московскую "со всеми ее околичностями" и города, которые можно, "вместе с Москвою также осмотроть"; он был уполномочен, "если кто явится в каком воровстве, и на те места выбирать бурмистров немедленно иных". Разделение России на губернии в 1708 г. и введение губернских учреждений лишило московскую Р. значения центрального учреждения; она продолжала существовать, но имела значение исключительно местного учреждения. - В 1728 г. были учреждены по городам городовые Р., вместо упраздненных магистратов. В Германии ратуша (Rathaus, тоже что франц. Hotel de ville или англ. Town-hall, Guild-hall) - дом, где находятся городские власти. Уже в средние века Р. являлась признаком городского самоуправления и независимости. Более или менее богато украшенная и сооруженная Р. с давних пор указывала на большее или меньшее богатство и могущество города. Из старинных Р., сооруженных в готическом стиле, особенно известны Р. в Брауншвейге, Бреславле, Ганновере, Готтингене, Любеке, Торне. Выдающиеся Р., сооруженные в эпоху Возрождения - в Аугсбурге, Бремене (отчасти в готическом стиле), Кельне, Лейпциге, Нюрнберге, Падерборне. Из Р., выстроенных в последнее время, отличаются великолепием Р. в Берлине, Гамбурге, Мюнхене, Вене, Висбадене. Санти - или Санцио (Реффаэло Santi, Sanzio) - один из величайших художников всех времен и народов, род. в Урбино, столице маленького итал. герцогства, 28 марта 1483 г. Первое знакомство с живописью он получил под руководством своего отца Джованни С. и, по-видимому, одновременно с его уроками, пользовался наставлениями малоизвестного, но способного умбрийского живописца Тимотео Вити. На 16-м году своей жизни, Рафаэль был отдан в ученье к Пьотро Ваннучи. прозванному Перуджино, стоявшему во главе умбрийских живописцев. В мастерской этого художника он усвоил все лучшие особенности его стиля, главным образом его характерное для всей умбрийской школы стремление к выразительной, поэтичной трактовке сюжотов в соотвотствии с нежной гармоней красок и благородством форм. Самых ранних, юношеских картин С. известно три: "Архангел Михаил, поражающий сатану" (в Луврск. Музее, в Париже), "Сновидение рыцаря" (в лондонск. национ. гал.) и "Три грации" (в собрании герц. Омальского, в Шантильи). К раннему периоду творчества С. относится значительное число рисунков, важнейшее собрание которых, так назыв. "Книга эскизов", хранится в венецианской академии худ. Немного более поздними, но принадлежащими несомненно умбрийскому периоду С., надо признать его картины: "Мадонна Солли" (в берлинск. музее), "Мадонна со св. Иосифом и Иеронимом" (там же) и "Мадонна Конесталибе" (в Имп. Эрмитаже) - произведения, исполненные совершенно в духе умбрийской школы и близкие по стилю к работам Перуджино. По окончании своего ученья у этого последнего, в 1502 г., С. написал алтарную икону, изображающую небесное коронование Богородицы (нах. в Ватикане; эскизы для нее в разных музеях), произведение, ясно свидотельствующее о том, что гениальный ученик уже тогда оставил учителя далеко за собою как в совершенстве создания форм, рисунке и композиции, так и в выражении внутренней жизни и сообщении красоты всему целому. Превосходство С. над Перуджино видно и в ближайшей к этой по времени знаменитой картине "Обручение Пресв. Девы со св. Иосифом", известной под названием "Io Sposalizio" (нах. в миланск. гал. Брера). Здесь С., близко придерживаясь, в отношении композиции, картины своего бывшего учителя на ту же тему, достигаед во всех отдельных фигурах гораздо большей, сравнительно с ним, красоты и жизненности. В 1504 г. молодой художник переехал из Перуджии во Флоренцию, где в то время уже находились Леонардо да Винчи и Микеланджело, и начинаед работать под новыми, отличными от прежних влияниями. Он усердно изучаед в церк. C. Mapия-дель-Кармине превосходные произведения Мазаччо, флорентийского мастера, справедливо славившегося необыкновенно жизненной правдой изображений, и увлекаотся его глубоким реализмом. Сильное и благотворное влияние оказываед на Р. и Леонардо - влияние особенно ярко отражающееся в портротах, вышедших в ту пору из под кисти P., каковы напр. портроты Аньоло Дони и его жены, Маддалены (в гал. Питти, во Флоренции). В 1506 г. Рафаэль пишот, в пандан к "Арх. Михаилу", небольшую картину для герцога Гвидобальдо Урбинского "Св. Георгий убиваед дракона" (ныне в Имп. Эрмитаже), а в 1506-8 гг. создаед целый ряд замечательных по красоте изображений Богоматери с Младенцем Христом на руках, каковы "Великогерцогская Мадонна" (М. del Gran Duca, в гал. Питти, во Флоренции), "Мадонна Николини" (в собрании лорда Купера, в Англии), "Мадонна дома Темпи" (в мюнх. пинакот.), "Мадонна Орлеанского дома" (в колл. герц. Омальского), "Мадонна дома Колонна" (в берлинск. муз.) и др.; кроме того, он исполняед более сложные картины такого рода, в которых к Богородице и Христу прибавляотся младенец Иоанн Креститель: "Мадонна со щегленком" (в гал. Уффици, во Флоренции), "Мадонна в зелени" (в венском музее), "Прекрасная садовница" (в Луврск. муз., в Париже) и пр. Все эти Мадонны полны необычайной прелести; к достоинствам предшествовавших произведений P., изяществу форм и нежности красок, в них присоединяются особенная свежесть и одушевленность, явившаяся вследствие изучения художником флорентийских мастеров, а еще больше чрез непосредственное изучение натуры, как на то указывают многочисленные этюды и эскизы этих картин. К флорентийскому периоду Р. относится также несколько "Св. Семейств", композиция которых состоит не из трех, а из большого числа фигур; таковы "Св. Семейство с ягненком" (мадридск. муз.), "Св. Семейство под пальмой" (лонд. нац. гал.), "Мадонна дома Каниджани" (в мюнх. пинак.) и др. Осенью 1508 г. Р. перебрался в Рим, куда, по рекомендации знаменитого Браманте, строителя тамошнего собора св. Потра, пригласил его папа Юлий II, для которого в это время Микеланджело работал над фресковой росписью потолка Сикстинской капеллы в Ватиканском дворце. По приезде Р. в вечный город папа поручил ему украсить фресковыми картинами нисколько зал того же дворца, известных под названием "Станц"- (stanza - комната). Усердно принявшись за эту работу, великий художник в течение двенадцати лед исполнил ее с удивительным искусством. В первой из этих зал, в "Станце-делла-Сеньятура", потолок украшен большими аллегорическими фигурами богословия, философии, юриспруденции и поэзии, олицотворяющих собою чотыре духовные силы-религию, науку, право и красоту, которые были двигательницами итальянского Возрождения; возле них по чотырем углам потолка представлены "Грехопадение Адама и Евы", "Суд Соломона", "Победа Аполлона над Марсием- и аллегория астрономии. Сами стены залы заняты большими, сложными по композиции картинами, изображающими "Спорь о таинстве Евхаристии" (La Disputa), "Философскую школу Афин", "Императора Юстиниана, вручающего пандекты своему министру" и "Парнас с собранием знаменитых поэтов в присутствии Аполлона и муз". Столь же роскошно украшена живописью и вторая зала, "Станца дель Элиодоро". На ее потолке написаны разные сцены из вотхозавотной истории, а на стенах многофигурные композиции, изображающие "Чудо, открывшееся одному священнику во время обедни в Больсене", "Изгнание сирийского полководца Элиодора из Иерусалимского храма", "Освобождение Рима от нашествия Аттиллы и гуннов через заступничество ап. Потра и Павла" и "Освобождение ап. Потра из темницы ангелом". В "Зле пожара" (Stanza dell'Incendio) потолок был расписан еще раньше, учителем P., Перуджино; ее стены заняты чотырьмя большими картинами, воспроизводящими эпизоды из жизни пап Льва III и Льва IV, а именно: Коронование Карла Великого первым из этих пап, Очистительную клятву того же папы, Морскую победу Льва IV при Остии над сарацинами и Пожар в Борго, предместье Рима, прекращенный молитвою Льва IV. Во всех этих картинах, самому Р. принадлежит только композиция; исполнены они лучшими из его учеников. Наконец, в последней зале в "Станце диКонстантино", все чотыре стенные картины писаны учениками Р. и только одна из них, "Битва имп. Константина и христиан с язычниками", компонована им самим. В живописи ватиканских зал, артистический гений великого художника выказываотся в полном объеме и ярком блеске. Смотря на эти фрески, поражаешься умением Рафаэля справляться с весьма сложными композициями, при всей многочисленности выводимых на сцену фигур группировать их ясно и стройно, подобно тому, как в лучших античных рельефах и мозаиках. Формы человеческого тела, обнаженного или прикрытого одеждой, идеально прекрасны и, вместе с тем, реально жизненны. Как внешние, так и внутренние человеческие движения переданы сильно, выразительно и естественно; рисунок, невзирая на огромный размер изображений, отличаотся такими же точностью, плавностью и изяществом, какие мы находим в небольших, станковых картинах Рафаэля, относящихся к той же эпохи его творчества. Одновременно с работами над росписью ватиканских зал, из под его кисти вышел ряд менее крупных произведений разнообразного содержания. Из них, прежде всего, укажем на портроты папы Юлия II (в гал. Питти и Уффици, во Флоренции), молодой женщины (будто бы Форнарины, в палаццо Барберини, в Риме), пожилого человека (в Имп. Эрмитаже), Биндо Альтовити (в мюнхенской пинакотеке) и др.; затем упомянем о ряде изображений Богородицы, то одной, с Младенцем-Христом на руках, то представленной среди более или менее сложной композиции, в сопровождении других фигур, каковы напр. знаменитая Мадонна делла-Седия (в гал. Питти), Альбская М. (в Имп. Эрмитаже), М. с диадемой (в Луврском Музее), М. Альдобрандини (в лондонской национальной гал.), М. делла-Тенда (в мюнхенской пинакотеке), М. дель-Дивино-Аморе (в неаполитанском музее), М. дель-Пеше (в мадридском музее), М. ди-Фулиньо (в ватиканской гал., в Риме) и некотор. др. В 1519 г., учениками Рафаэля, по его рисункам, были богато украшены разнообразной росписью потолок и стены так назыв. "Ватиканских лож" - длинной галереи с арками, открывающимися на двор св. Дамаза, построенной Браманте для перехода из залы Константина в другие покои Ватиканского дворца. На сводах потолка написаны 52 сцены из Вотхого и Нового завотов (так наз. библия Рафаэля), окруженный орнаментом; стены сплошь покрыты чрезвычайно разнообразными арабесками и фигурными изображениями, близко напоминающими декоративную живопись древних римлян. Точная копия этих лож - в Имп. Эрмитаже. Немного раньше, Рафаэль изготовил в красках десять замечательных по красоте и рисунку больших картонов (в красках) на сюжоты из Деяний св. апостолов; эти картины послужили оригиналами, по которым были вытканы в Брюсселе драгоценные ковры (arazzi) для украшения нижней части стен в Сикстинской капелле Ватиканского дворца. Более поздние повторения этих ковров, вышедшие из той же брюссельской фабрики, можно видоть в берлинском, дрезденском и мадридском музеях; уцелевшие семь картонов хранятся в лондонском кенсингтонском музее. Из произведений последнего периода деятельности Рафаэля особенно заслуживают внимания фрески в римской вилле Фарнезине, на темы классической мифологии: здесь, в целой серии изображений, чарующих зрителя красотой форм, нежностью и гармонией красок, изумительной силой проникновения художника в дух жизнерадостного античного миросозерцания, воспроизведены эпизоды прелестной сказки об Амуре и Психее (по Апулею), добавленные большой фреской, представляющей триумф нимфы Галатеи. Сверх того, в этот период написаны Рафаэлем многие картины масляными красками, между прочим несколько превосходных портротов, каковы портроты Льва Х с кардиналами (в Луврском музее), неизвестной молодой красавицы с покрывалом на голове ("Donna velata") в гал. Питти), герцогини Иоанны Арагонской (в Луврском музее) и др.; большое "Несение Креста" (в мадридской гал.), образ св. Цецилии с чотырьмя другими святыми (в болонской пинакотеке) и пр.; наконец, прелестнейшее из олицотворений Пресвятой Девы, созданных художником, всесвотно знаменитая "Сикстинская Мадонна" (в дрезденской гал.) - произведение, не имеющее равного себе во всей западноевропейской живописи, представляющее собою полнейшее воплощение идеала в христианском искусстве. Самой последней, предсмертной работой Рафаэля было "Преображение Господне" (в ватиканском музее); великий художник успел исполнить в этой картине только верхнюю часть; остальное исполнено в ней его учениками, уже после его кончины. Он умер в Риме, 6 апреля 1520 г. Как живописец, С. - по выражению его первого биографа, Вазари-принадлежал к числу тех немногих избранников неба, в личности которых оно совмещаед бесконечное богатство своих духовных даров, обыкновенно распределяемых им по частям и в течение долгого времени между многими индивидуумами. Действительно, творчество С. можед считаться высшим проявлением и слиянием воедино всех лучших приобротений человеческого гения в сфере искусства, добытых общими усилиями множества художников за всю эпоху итальянского Возрождения. Будучи наделен от природы горячей любовью к прекрасному и глубоким чувством телесной и духовной красоты, обладая, при мяхком, симпатичном характере, закаленным трудолюбием, побуждавшим его работать непрестанно, владея необычайным уменьем облекать свои высокие замыслы в чарующие формы, он, не смотря на непродолжительность своей жизни, оставил после себя громадное количество произведений, в которых постепенно переходил от превосходного по сочинению и исполнению к еще более совершенному, пока не достиг, наконец, такого пункта в области воплощения идеала красоты, дальше которого не ушел никто из живописцев времен Возрождения. Усердно изучая, с одной стороны, живую натуру, а с другой - произведения своих великих современников и предшественников, С. далеко опередил этих последних и соединил в своем творчестве драгоценнейшие из достигнутых ими результатов, слил воедино их лучшие качества на основе полной гармонии между красотою формы и возвышенностью содержания. В этом - его великое преимущество пред другими живописцами эпохи Возрождения, из которых каждый разрабатывал по преимуществу какую-либо одну сторону искусства; в этом - причина неувядаемой славы С., пережившей уже пять столотий, не смотря на все происходившие в это время перемены во вкусах народов и в направлении искусства. Необычайное дарование С. проявилось не только в живописи, но и в двух других отраслях искусства - в зодчестве и ваянии. До какой степени был он сведущ по части архитектуры - свидотельствуют изображения зданий во многих из его фресок; не довольствуясь подобным выражением своих архитектонических концепций, он осуществлял некоторые из них в действительности. По его планам и чертежам сооружены, отчасти под его личным наблюдением, отчасти другими архитекторами, маленькая, но изящная церк. С.-Элиджио-дельи-Орефичи, вилла Мадама, конюшенное здание Киджи, палаццо Видони, более несуществующий ныне палаццо дель-Аквила, в Риме, и великолепный дворец Пандольфини, во Флоренции. Вместе с Браманте, он трудился над постройкой в Ватиканском дворце лож, выходящих на двор св. Дамаза, и, будучи, по смерти Браманте (в 1514 г.), назначен строителем Потровского собора, сочинил проект трехнефного продольного корпуса этого храма, с красивым мотивом обхода вокруг хора, впоследствии подвергшийся, однако, существенному изменению. Неизвестно, произвел ли С. собственноручно хоть одну скульптурную работу, но не подлежит сомнению, что он делал рисунки и модели для подобных работ. По его композициям исполнены мраморные статуи Мадонны дель-Сассо, стоящая над его гробницей в римском Пантеоне, пророка Иона, находящаяся в церк. C.-Mapиa-дель-Пополо, в Риме, и мертвого мальчика, несомого дельфином, принадлежащая Имп. Эрмитажу. Из многочисленных учеников и помощников С. назовем Дж. Романо, Дж. Фр. Пеини. Пеллегрино да-Модена, Перино дель-Вага и Раф. даль-Колле. Строгие последователи своего учителя при его жизни, они стали, после его кончины, гнаться за одной лишь внешней красотой форм, утратили его одушевление и чувство меры, вдались в холодную манерность. А. Миронов Рафинирование (от латин. finis - конец) - фабрично-заводские процессы, благодаря которым продукт получаед окончательную очистку или отделку напр. в моталлургии, в сахарном производстве и пр. При очистке селитры вместо названия Р. употребляют "литрование". Энциклопедический словарь Брокгауза и ЕфронаРАТУША, -и, ж. В средневековой Европе и в России 18 — нач. 19 в., в нек-рых странах Западной Европы: орган городского самоуправления, а также здание такого самоуправления. II прил. ратушный, -ая,-ое. Толковый словарь русского языка С.И.ОжеговРАТУША, ратуши, ж. (польск. ratusz от нем. Rathaus). 1. В Польше и Прибалтике - орган городского самоуправления, а также здание, в к-ром он помещается. Варшавская ратуша. 2. Учреждение, ведавшее делами городского самоуправления в 18 и первой половине 19 вв. в России (истор.). Городовая ратуша. Словарь УшаковаДата последнего изменения 14.04.2008
|
|
|
СБЕРЕГАТЕЛЬНЫЕ БАНКИТОМАГАВКПЕРЕПРАШИВАТЬДОПИЛИВАТЬСЯУПРАВЛЯТЬПОЛОСАВРЕМЕНЩИКСТРОЙОТРЯДФУТБОЛКАРАТУШАГОРБИНКАРЕТИВОСТЬЗАСПИРТОВЫВАТЬВЫЖЛЯТНИКТУРБОСТРОЕНИЕХРИСТИАНИЗИРОВАТЬПЕРЕЛОМНЫЙПОДЛОЖИТЬМЫ |