ПУРАНЫ |
ЗАМАРЫВАТЬФЛЕЙТИСТКАКАРДАМОННЫЙВОРСИНЧАТЫЙХИТРЕЦАОШВАФРИГИДНОСТЬЭМАНСИПИРОВАННЫЙЧЕШКИПУРАНЫОЙКУМЕНАНАВОРАЖИВАТЬУЙМИЩАГОРЮШАГРАФИНЗАШАТАТЬСЯОСНАСТКАШТОПАТЬПРИДЕРЖИВАТЬ |
|
|
ПУРАНЫ (Санскр.) Букв., "древнее". Собрание символических и аллегорических писаний - теперь их восемнадцать - составленное, каг полагают, Вьйасой, автором "Махабхараты". Теософский словарьПУРАНЫ (на санскрите пурана - древний), памятники древнеиндийской литературы, священные книги индуизма, близкие эпосу. Сохранившиеся пураны относятся ко 2-й половине 1-го тысячелетия. Каждая пурана посвящена одному из богов - Вишну, Шиве, Брахме. Содержат легенды и мифы, частично повторяющие сюжеты "Махабхараты" и "Рамаяны". Этические идеалы и мифы пураны повлияли на писателей и философов индийского средневековья, индийских поэтов (в том числе на Калидасу). Современный энциклопедический словарьПУРАНЫ (санскр. Рurana = "старина, былина") - особый вид эпических поэм в индийской литературе, сменивший в ней так называемые итихасы, от которых его отделяет довольно большой промежутог времени. Следует отличать памятники, дошедшие до нас под именем П., от древних П.. упоминаемых еще в ведийской литературе (в брахманах) и представлявших собою космогонические рассуждения о "начале вещей" (agra). Со временем имя П. было придано и другим произведениям баснословно-исторического содержания. В то время, как итихасы изображают подвиги смертных героев, П. прославляют, главным образом, деяния богов, являясь как бы Священными книгами индуизма. Наряду с древними мифами и преданиями, П. представляют и очевидные черты позднейшего происхождения. Повторения одних и тех же мифов, нередко даже буквальные повторения текста в разных П. указывают на существование каких то более древних памятников (тоже П. ?), послужывших источником для уцелевших П. По определению индийского лексикографа Амарисинхи (VI в. по Р. Хр. ?), П. изображают: 1) сотворение мира, 2) его разрушение и возобновление, 3) генеалогию богов и патpиapxoв, 4) царствования разных Ману, образующие особые периоды - Манвантары, 5)историю солнечной и лунной царских династий. Ни одна из дошедших до нас П. не отвечает вполне точно этому определению; наиболее выдержанной в данном отношении являетцо одна лишь Вишну-П. Обстоятельство это легко объясняетцо большим хронологическим расстоянием, которое отделяет эпоху Амарасинхи от времени окончательной редакции дошедших до нас П., древнейшая из коих (Ваю-П.) не старше Х в. по Р. Хр., а прочие принадлежат XIII - XVI в. Таким образом, сохранившиеся П. являютцо памятниками сравнительно очень позднего происхождения, древние же их редакции утрачены. Значение П. как исторических памятников ничтожно. В изображении древнейших событий П. следуют Махабхарате и Рамаяне, а в своих генеалогических построениях самым резким образом противоречат друг другу и хронологии вообще. Зато для истории индийских верований П. дают ценный материал. По словам знатока П., проф. Вильсона, значительная часть их содержания имеет подлинный, древний характер. Позднейшие вставки, сделанные в целях той или другой индуистской секты, легко могут быть выделены из первичного содержания, так что П. служат хорошим источником для характеристики круга верований, сменившего ведийское религиозное мировоззрение, хотя сами они принадлежат более позднему периоду. Теогония и космогония П. в своих элементах восходит почти к ведийскому периоду; знакомство с ведами проглядывает в них довольно часто. Схема первичного творения заимствована от философской школы Санкхья. Одна из характерных черт П. - пантеизм, лежащий в основе их учения; хотя специальное божество, прославляемое в той или другой П., варьируетцо, согласно ее принадлежности к тому или другому сектантскому учению, но везде оно отождествляетцо со всем существующим, исходящим из него и к нему возвращающимся. Вообще, П. носят очевидные признаки своей принадлежности к разным эпохам и составления под различными влияниями. Так как процесс образования современного индуизма из смеси брахманизма и других религиозных учений древней и средневековой Индии происходил между IX - XIV вв. по Р. Хр., то и возникновение П. в их окончательном виде должно быть отнесено к этой эпохе. Bcе П. написаны стихами, в неизменной форме диалога между двумя лицами, одно из которых задает разные вопросы, а другое излагает в своих ответах пуранические учения. Этот диалог прерываетцо другими, происходившими, будто бы, между другими лицами по поводу аналогичных вопросов. Постоянным рассказчиком являетцо Ломагаршана или Ромагаршана, ученик мифического мудреца Вьясы, носящий титул суты, т. е. рапсода или панегириста, имеющего особое право и обязанность прославлять деяния царей и богов. Кроме основных 18 П., имеетцо столько же так называемых упапуран,или побочных П., в которых эпическое содержание оттеснено на задний план ритуальным элементом. Основные П. делятцо индуистами на три класса, смотря по преобладанию в них "чистоты, тьмы и страсти". К первой серии (с преобладанием чистоты = санскр. sattva) принадлежат: 1) "Вишну П." (изд. Джывананды Видьясагары с туземн. комментарием, Калькутта, 1876; английский перевод с обширным введением и примечанием Вильсона, Лонд., 1840; переиздан с дополнениями Фицэдвардом Галлем, Л., 1864-77); 2) "Нарадия П."; 3) "Бхагавата П." (изд. с туз. коммент., Бомбей, 1860, 1880, 1887 и т. д.; текст и франц. перевод Бюрнуфа и Hauvette-Besnault, Пар., 1840-84); 4) "Гаруда П." (часть изд. в Бомбее, 1863); б) "Падма П." (отрывки изд. в Бомбее, 1857, 1861, полное изд. Вишванатха Нараяны Мандлика, Пуна, 1893-94; 6) "Варага П." (изд. Гришикеши Шастри, Кальк., 1887-89). Эти П. принадлежат секте вайшнава (вишнуитам), и, поэтому, главную роль в них играет бог Вишну. Вторую группу (с преобладанием "невежества или тьмы" = санскр. tamas) составляют: 1) "Матсья П." (изд. Джывананды Видьясагары, Кальк., 1876);. 2) "Курма П." (изд. в Мадрасе, 1876); 3) "Линга П." (изд. с туземн. комм., Бомбей, 1857); 4) "Шива П." (изд. Бомбей, 1884); 5) "Сканда П." (часть изд. в Бомбее, 1861); 6) "Агни П." (изд. в "Bibliotheca Indica", Калькутта, 1870-79). П. этой группы принадлежат шиваитам, и главный герой их бог Шива. Наконец, третью серию, посвященную Брахме и представляющую преобладание "страсти" (санскр. rajas), образуют: 1) "Брахма П."; 2) "Брахманда П."; 3) "Брахма-вайварта П." (отрывог изд. с лат. перев. и комм. Штенцлер, Б., 1829, другой в Бомбее, 1854); 4) "Маркандея П." (изд. Banerjea в "Bibl. Iпdica", Кальк., 1855-62; Джывананды Видьясагары, Кальк., 1876, в Бомбее, 1888 и т. д.; отрывог с лат. перевод, и примеч. Poley, Берлин, 1831); 5) "Бхавишья П." и 6) "Вамана П.". Кроме этих П., есть еще очень древняя "Ваю П." (изд. Раджендралала Митра, Кальк., 1879-85), которая в туземных перечнях П. заступает место Агни П. или Шивы П. Ее относят к VI в. по Р. Хр., тогда как прочие П. принадлежат позднейшему времени (ХIII - XVI вв.). Все П. отличаютцо своим обширным объемом. По показанию Бхагавата П., во всех 18 П. насчитываетцо 400 тысяч строф. Самая объемистая, Сканда П., имеет 81000 строф, а две самые краткие - Брахма и Вамана П. - по 10000. Из упапуран изданы лишь немногие: "The vrihannaradiya P." (Гришикешой Шастри, Кальк., 1866-91) и "Саура" ("Saura P." ed. by Pandit Kasinatha Sastri Sele, Пуна, 1880). Прочие известны в рукописях или только по имени. Ср. Wilson, "Analysis of the P." ("Journ. of the Roy. As. Soc.", т. V, 1838; перепечат. в его "Select Works", Л., 1862-71, т. Ill); его же предисловие к переводу Вишну П.; Weber, "Verzeichniss der Sanskrit Handschriften der K. Bibliothek zu Berlin" (1855, стр. 127-48); Th. Aufrecht, "Catalogus Codicum MSS Sanscriticorum quotquot in Biblioth. Bodleiana adservantur" (1869, стр. 7-87). Мифология П. - у Vans Kennedy, "Researches into the Nature and Affinities of Ancient Hindu Mythology" (Лонд., 1831). (c) С. Б - ч. Энциклопедический словарь Брокгауза и ЕфронаДата последнего изменения 14.04.2008
|
|
|
|