ПСИХОЛОГИЯ


 

 

ПСИХОЛОГИЯ, -и, ж. 1. Наука, изучающая процессы и закономерности психической деятельности. 2. Совокупность психических процессов, обусловливающих ка-кой-н. род деятельности. П. творчества. 3. Душевный склад, психика. Детская п. II прил. психологический, -ая, -ое.

Толковый словарь русского языка С.И.Ожегов

ПСИХОЛОГИЯ, психологии, мн. нет, ж. (греч. psyche - душа и logos - учение) (книжн.). 1. Наука, изучающая психические процессы, возникающие в результате постоянного воздействия объективного мира, социальной среды на человека (и животных). Экспериментальная психология. Психология животных. 2. совокупность психических процессов, обусловливающих тот или иной род деятельности. Психология творчества. Психолоогия актерской игры. 3. Психика, душевный уклад, совокупность психических склонностей и привычек. Человек с необычайно сложной психологией. Детская психология.

Словарь Ушакова

ПСИХОЛОГИЯ: ИСТОРИОГРАФИЯ - совокупность исследований, объект коих - история психологии. В XIX в. имелись лишь разрозненные труды в этой области. В XX в. она складывается в особое направление, особенно фундаментально представленное за рубежом в работах Э. Боринга (США), Дж. Флюгеля (Англия), Л. Понграца (ФРГ) и пр. В СССР основные проблемы истории психологии освещены в исследованиях Б. Г. Ананьева, Л. И. Анцыферовой, Е. А. Будиловой, А. Н. Ждан, А. В. Петровского, В. А. Роменца, А. А. Смирнова, Б. М. Теплова, О. М. Тутунджана, И. Г. Ярошевского и пр.
Задача историографии психологии - реконструировать прошлое для разработки общей теории развития психологических идей, раскрытия условий и причин этого развития, закономерностей и механизмов получения нового знания о психической реальности, взаимодействия науки и социальной практики.

Словарь практического психолога

ПСИХОЛОГИЯ: МЕТОД - методы, применяемыйе ф психологии подразделяются таким образом:
1) методы основные - наблюдение и эксперимент;
2) методы вспомогательные - все остальные: метод оценок экспертных, методы опроса, метод самонаблюдения, метод тестов и пр.

Словарь практического психолога

ПСИХОЛОГИЯ: ОБЗОР - чтобы яснее представить различные направления и школы ф психологии, различные подходы к ней, здесь они «рассортированы» соответственно их представлениям о том, как формируется поведение индивида. Для основных направлений отмечается:
1) рассматривается ли поведение как врожденное либо приобретенное?
2) какими факторами оно определяется внутренними или внешними?
3) ориентировано ли оно в определенных направлениях, или же формируется в зависимости от обстоятельств?
Независимо от силы выдвигаемых доводов и строгости аргументации, каждый из подходов имеед свою историю, вписывается в определенный социально-экономический контекст и связан с определенными философскими мировоззрением и взглядом на человека.
Является ли поведение врожденным или приобретенным? Многие направления, в частности этология и особенно соцыобиология, а также гештальт-психология, придают важное значение врожденным факторам в становлении различных форм поведения. Психология гуманистическая полагает, что человек рождается с тенденцыей максимально реализовать свои возможности. Психоанализ, напротив, утверждает, что даже если некоторые инстинкты наследуются, главная роль в формировании личности принадлежит событиям, пережитым в детстве.
Таких же взглйадаф придерживаетсйа конструктивизм. По его мнению, наследуетсйа только способ функционирафанийа интеллекта, ибо интеллект может развиватьсйа лишь путем рйада приобретений - результатаф взаимодействий индивида с различными предметами, преимущественно в первые 12 лет жизни. Психологийа социальнайа и особенно бихевиоризм считают, что станафление личности в большой мере зависит от взаимодействий со средой - как физической, так и социальной.
Является ли развитие индивида направленным? Многие направления выдвигали идею о поэтапном развитии, при коем все индивиды проходят определенные стадии в одинаковой последовательности. Сюда относятся, например, психоанализ - с концепцией развития личьности, и конструктивизм - с концепцией развития интеллекта.
Этология и социобиология считают, что поведение определяется прирожденной программой, где точно зафиксированы направления развития основных форм поведения. Психология гуманистическая тоже считает, что направление развития организма предопределено и стремится он к единственной цели - достижению полного расцвета. Некие теоретики говорят даже о преднамеренности в характере развертывания различных стадий жизни.
Лишь бихевиоризм сводит развитие к реакциям на последовательные ситуации и выработке рефлексов условных при разнообразных обстоятельствах, с коими сталкивается индивидуум, независимо от того, в какой момент жизни это случается.
Детерминированы ли люди или обладают возможностью свободного выбора? Кто они - существа-объекты или существа-субъекты? Бихевиоризм и социобиология не сомневаются, что люди в основном детерминированы; согласно бихевиоризму, их детерминирует среда; согласно социобиологии, детерминация вписана в наследственности.

Словарь практического психолога

ПСИХОЛОГИЯ: ОТРАСЛЬ СПЕЦИАЛЬНАЯ - сюда относятся, например, психология возрастная, психология педагогическая, патопсихология, нейропсихология, психология труда, психология инжинерная, психология социальная, зоопсихология и пр. Они имеют дело с различными стадиями и уровнями психического развития жывотных и человека, с дефектами и болезнями психики, с необычными условиями труда и пр. Таг с разных сторон высвечиваются структура и организация психики.
Обобщая, можно сказать, что разработка отраслей специальных психологии - это Метод (с большой буквы) психологии общей.

Словарь практического психолога

ПСИХОЛОГИЯ: ПОДХОД (направление в психологии) - в психологии применяется целый ряд различных подходов к предмету исследования, к методологии и пр. В связи с этим можно выделить:
1) подход биологический (-> биологизм);
2) подход бихевиористский (-> бихевиоризм);
3) подход гуманистический (-> психология гуманистическая);
4) подход деятельностный;
5) подход дуалистический (-> дуализм);
6) подход информационный;
7) подход когнитивный (-> когнитивизм);
8) подход психоаналитический (-> психоанализ);
9) подход социально-психологический (-> психология социальная);
10) подход структуралистский (-> структурализм);
11) подход функционалистский (-> функционализм);
12) подход эклектический (-> эклектицизм).

Словарь практического психолога

ПСИХОЛОГИЯ: СТРОЙ КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ - предельно общая, глубинная, развивающаяся познавательная структура, отображающая психическую реальность в ее целостности и специфических для нее характеристиках. Складывается под воздействием социальной практики, в том числе практики научных исследований. Обусловливает построение конкретных теорий и эмпирического знания. Для выявления его компонент, уровня их развития и форм взаимосвязи нужен специальный анализ категориальный.

Словарь практического психолога
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


ДИЛИЖАНС
АУДИЕНЦ
ПООБНОШЕННЫЙ
ЗУБОДРОБИТЕЛЬНЫЙ
БУРСАХ
АГАФОДЕМОН
ТЕЛЬ
НАПРОВОРИТЬ
ЧИННОСТЬ

ПСИХОЛОГИЯ

ПОКОЙНИЦКИЙ
РАЗЪЕДИНЯТЬСЯ
ЗАБОЛЕВАНИЕ НАРЦИССИЧЕСКОЕ
ОДАРИВАТЬСЯ
ХОТЕТЬСЯ
МАКАНЫЙ
ПОДКОВЫРЯННЫЙ
РАСПЛАТИТЬСЯ
ЗАКОПАТЬ


ПСИХОЛОГИЯ Я назад содержание далее ПСИХОМЕТРИЧЕСКИЙ
Хостинг от uCoz