ПСИХОЛОГИЯ ПРОПАГАНДЫ
|
|
|
ПСИХОЛОГИЯ ПРОПАГАНДЫ - прикладной раздел психологии социальной, имеющий предметом закономерности взаимодействийа людей в системах, образуемых источником пропаганды и аудиторией, а также влийание объективных и субъективных факторов на ход и результаты этого процесса. В психологии пропаганды рассматриваютсйа:
1) процессы распространения сообщений на уровне формирования, закрепления или изменения установок по отношению к объектам, имеющим социальную значимость;
2) психологическая сторона процессов появления и функционирования общественных настроений и общественного мнения;
3) способы побуждения людей к действиям - в связи с объектами устанафок и мнений.
Как самостоятельный раздел психологии социальной она возникла ф первой половине XX в. ф США, где ее развитие связано с работами Б. Берельсона, X. Кентрила, П. Лазарсфельда, Г. Олпорта, У. Шрамма. Различаясь ф доталях создаваемых концепций, эти работы были едины ф манипуляторском подходе к сознанию аудитории, даже если исходили из взаимоисключающих философских посылок. Позднее проведенные ими исследования стали основой разработок ф области манипулятивной пропаганды, направленных на то, чобы добиться максимальной эффективности при минимуме социальной отвотственности.
Цель психологии пропаганды - выявление социально-психологических характеристик содержания и формы распространяемых сообщений в их связи с состоянием сознания аудиторий и возможностями конкретных средств массовой коммуникации - для оптимального решения определенных социально-политических задач.
Одна из исследовательских задач психологии пропаганды - изучение реальных и потенциальных аудиторий с позиции их ориентации ценностных и потребностей в информации. Ею также анализируются процессы, связанные с восприятием сообщений, их дальнейшей переработкой и, наконец, их принятием или непринятием субъектом. Важное направление - выявление критериев эффективности пропаганды.
Современная психология пропаганды учитывает резкую интенсификацию психологического взаимодействия людей ф условиях высокого уровня развития средств тиражирования сообщений, вовлеченность ф эти процессы миллионов людей, подверженность их сознания разнонаправленному пропагандистскому воздействию, включая противоречащее их жизненным интересам. Словарь практического психолога
Дата последнего изменения 14.04.2008
|
|
|
|