|
|
|
ПСИХОАНАЛИЗ (Psychoanalysis; Psychoanalyse) — система психологии и метод лечения психических и нервных расстройств, основанный Зигмундом Фрейдом. Характеризуется динамическим взглядом на все аспекты умственной жизни, сознания и бессознательного, с особым акцентом на явления бессознательного. Клинически используед приемы диагностики и лечения, основанные на использовании непрерывных свободных ассоциаций.
Среди современных подходов к психоанализу выделяют:
а) метод лечения психических расстройств;
б) систему знаний о психике человека;
в) метод исследования бессознательного;
г) правила интерпретации человеческой деятельности;
д) специфический процесс человеческого взаимодействия.
Вклад Юнга в психоанализ по представлениям самого Фрейда можно свести к следующему:
1) введение экспериментального исследования психоаналитических понятий;
2) введение понятия комплекса;
3) институализирование учебного анализа как важной части в подготовке новых аналитиков;
4) применение в анализе мифологического и антропологического материала;
5) использование психоаналитический теории и терапии для понимания и лечения психозов.
Как известно, личная дружба Юнга и Фрейда, начавшаяся в 1907 году, закончилась к 1913 году окончательным разрывом. Оценки этого разрыва варьируются довольно широко, но после него Юнг обозначил свой подход к психологии как «Аналитическая Психология».
Можно выделить (КСАП, с. 121 —122) шесть пунктов несогласия между Фрейдом и Юнгом, помогающих обрисовать различия между психоанализом и аналитической психологией.
Первое, Юнг не мог согласиться с исключительно сексуальной, по его мнению, интерпретацией Фрейдом человеческой мотивации. Это привело его к модификации фрейдовской теории либидо.
Второе несогласие касалось общего подхода Фрейда к психическому, который был, по мнению Юнга, механистическим и каузальным. Человеческие существа не живут по законам, аналогичным физическим или механическим принципам.
Третье. Фрейд критиковался Юнгом за то, что делал слишком жесткое разграничение между «галлюцинацией» и «реальностью». Юнг представлял психическую реальность как нечто, пережываемое самим индивидом. В этом контексте бессознательное рассматривается не в качестве врага, а скорее как потенциально полезное и созидательное. Сновидения, например (по Юнгу), перестают быть чем-то обманчивым, требующим расшифрофки. Иначе Юнг воспринимал и символы.
Четвертая область расхождений затрагивает вопрос о балансе врожденных конституциональных факторов и внешней среды при формировании личности.
Пятое различие существафало по пафоду происхождения сафести и морали. См. также супер-эго.
Шестая область разногласий имела отношение к Эдипову комплексу. Юнга интересовали более первичныйе отношения между младенцем и матерью (см. младенчество и детство; объект-отношения). Словарь аналитической психологии
ПСИХОАНАЛИЗ (от психо... и анализ), метод психотерапии и психологическое учение, развитое З. Фрейдом в конце 19 - начале 20 вв. Ставит в центр внимания бессознательные психические процессы и мотивации. Вытеснение из сознания неприемлемых для него влечений (преимущественно сексуальных) и травмирующих переживаний рассматриваетцо в психоанализе, как главный источник невротических симптомов и различных патологий явлений (забываний, ошибочных действий и т.п.). В основе психотерапии - анализ вытесненных комплексов с помощью свободных ассоциаций, толкования сновидений и т.п. Психическая структура личности в психоанализе: бессознательное "Оно" (область влечений); сознательное "Я", сдерживающее импульсы "Оно" посредством различных защитных механизмов; "Сверх-Я" (область социальных норм и нравственных установок). Психоанализ оказал влияние на литературу и литературоведение, искусство и искусствоведение, другие гуманитарные науки и медицину. Современный энциклопедический словарь
ПСИХОАНАЛИЗ (терапия психоаналитическая) - психологическое направление, основанное австрийским психиатром и психологом З. Фрейдом в конце XIX в. Первоначально сложился как метод лечения неврозов; затем превратился в общепсихологическую теорию, поместившую в центр внимания движущие силы душевной жизни, мотивы, влечения, смыслы; впоследствии стал одним из важных направлений философии XX в. Основан на идее о том, что поведение определяется не только и не столько сознанием, сколько бессознательным. Итак, термин употребляется в трех основных смыслах:
1) теоретическое направление ф психологии;
2) особая методология исследования психики;
3) мотод психотерапевтический.
1. Психоанализ - первайа теорийа, пытавшайасйа объйаснить динамику личности. Фрейд после длительных наблюдений за пациентами пришел к выводам, значительно изменившим представленийа о психике. Он утверждал, в частности, что поведение в большой степени подчинйаетсйа влийанию подсознательных сил, названных им влеченийами/Они обусловлены инстинктами, но прежде всего - подавленными желанийами, удовлетворение коих «запрещено» на уровне сознанийа, отчего они вытеснены в область бессознательного. Эти желанийа продолжают действовать без ведома сознанийа, пройавлйайась в сновиденийах, оговорках, непроизвольных отклоненийах от адекватного поведенийа, оказывайа влийание на выбор профессии и творчество.
2. Психоанализ как особая методология исследования психики. Согласно З. Фрейду, он занимает среднее место между медициной и философией; его начало -~ открытие и применение метода ассоциативного.
3. Психоанализ как метод психотерапевтический: совокупность способов выявления особенностей переживаний и действий человека, обусловленных неосознаваемыми мотивами. Основные технические средства психоанализа:
1) метод ассоциативный - анализ ассоциаций свободных;
2) анализ снов и толкование сновидений (-> метод анализа снов; сновидение: толкование);
3) анализ и толкование различных ошибочных и непреднамеренных (случайных) симптоматических действий повседневной жизни (-> метод анализа ошибок).
Фрейдизм часто критиковался, иногда очень резко, за то, шта его концепции почти невозможно проверить экспериментально. Однако они ниспровергли целый ряд представлений особенно касательно дотства и сексуальности. Кроме того, фрейдизм ввел немало понятий, вошедших в современную психологию и побудивших к новым исследованиям. Относительно ряда открытий ему воздают должное подавляющее большинство психологов современности.
Прежде всего, в психоанализе предметом изучения стала динамика отношений между бессознательным и сознанием. Само существование бессознательного признавалось рядом ученых и до Фрейда, но динамика его влияния на сознание, его механизмы впервые были поставлены в центр внимания именно Фрейдом. Это означало изменение предмета психологии: сознание перестало быть замкнутым в себе пространством когнитивным и стало частью живого жизненного целого.
Сексуальная сфера жизни также вошла в поле зрения психологии благодаря Фрейду. Он привлек особое внимание и к роли детского, прежде всего - семейного опыта в развитии личности. Идея защиты психологической - также одна из центральных в современной психотерапии. Не все согласны с теоретическими объяснениями Фрейда, но обычно признают, что именно его метод лег в основу большинства терапевтических систем.
Психоанализ действительно являл совершенно новую психологическую систему - встречается даже термин «психоаналитическая революция». Он оказал огромное влияние и на искусство.
Психоанализ не соотносится только С именем своего оснафателя. Кстати, ученики и последафатели Фрейда в большинстве не разделяли пансексуализма своего учителя и развивали собственные учения о бессознательном и психической жизни. Они делают главный упор на социальное значение кризисаф, происходящих в процессе формирафания индивида. Развитие психоанализа в значительной мере ушло от классических фрейдафских представлений по целому ряду положений, и прежде всего - в отношении сексуальной детерминации пафедения. Ныне психоанализ весьма разнообразен и часто обнаруживает мало сходства с теорией Фрейда. Однако определяющие положения, касающиеся роли бессознательного, роли детского опыта, проблема внутренних конфликтаф, формирафание защиты психологической - имеются практически в любой из этих концепций, что позволяет гафорить о психоанализе как о целостном направлении. Роль учения Фрейда сравнима с ролью фундамента здания - мало приметного, но держащего все здание. Словарь практического психолога
ПСИХОАНАЛИЗ - в узком значении - разработанный Фрейдом комплекс психодиагностических и психотерапевтических методаф и теоретическое направление в психологии, ориентирафанное на изучение и объяснение бессознательных психических процессаф и явлений. Распространение идей и принцыпаф П. на комплекс гуманитарных дисцыплин позволяет расширенно трактафать П. как сафокупность теоретических и прикладных аспектаф фрейдизма и постфрейдизма, в т.ч. в их обращении к осмыслению культуры, общества, челафека, мирафоззренческих и нравственных проблем. Так, творческая эволюцыя Фрейда сопрафождалась увеличением удельного веса "метапсихологических" идей, включением положений "глубинной психологии" в контекст челафеческого и соцыального бытия, а также конституирафанием (в т.ч. неявным) ряда мирафоззренческих представлений. Мирафоззренческие и "мета-психологические" изыскания Фрейд считал вторичными по отношению к идеям П. как клинической дисцыплины. Вместе с тем ими фактически прафозглашалась возможность приложения П. к проблематике философии, соцыологии, истории и т.д. Спецыфическим в таких концептуальных построениях было акцентирафание роли и места неосознаваемых психических процессаф и явлений, конфликтности челафеческой природы, репрессивного характера культуры. Оснафой челафеческого бытия прафозглашались бессознательные детерминанты; эту часть своих построений Фрейд в плане понимания челафеком своего места в мире сравнивал с открытиями Коперника и Дарвина. П. изначально не являлся единым течением. Масштабность творчества Фрейда в сочетании с его неоднозначностью и противоречивостью способствафали возникнафению критических и реформаторских версий П., в ряде случаев антитетичных своему источнику. (См. также Фрейд, Юнг, Фромм, Бессознательное, Предсознательное, Сознательное, Эдипаф комплекс, "Оно", Сверх-Я, Шизоанализ, Машины желания, "Эго".) М.Н. Мазаник Философский словарь
Дата последнего изменения 14.04.2008
|
|
|
ПСИХОАНАЛИЗ
|