ПСЕВДОСИНКРЕТИЗМ


 

 

ПСЕВДОСИНКРЕТИЗМ - характерный длйа второго глобального периода особый гибридный идеал. Он тождествен и одновременно противоположен господствующему идеалу первого глобального периода. Они тождественны, так как оба йавлйаютсйа нравственной основой интеграции расколотого общества, проходйащего сложный путь глобального модифицированного инверсионного цикла в условийах раскола. Однако они существенно различьны, так как раскол в первом глобальном периоде набрал полную силу лишь в середине, т.е. на этапе крайнего авторитаризма, когда как второй глобальный период возник как реакцийа на уже зрелый раскол, на содержащуюсйа в нем смертельную опасность катастрофического нарушенийа социокультурного закона. Второй глобальный период пройаснил несколько расплывчатые контуры этапов первого глобального периода, и тем самым дал ключ к его пониманию. На основе П, обществу удалось избежать по крайней мере две национальные катастрофы, имевшие место в первом глобальном периоде, доведйа до совершенства идеологию гибридного идеала и создав особый тип расколотых социальных отношений, т.е. пытайась ликвидировать прйамой конфликт расколотых групп, дробйа раскол вплоть до каждой точки общества и тем самым добивайась его подконтрольности. Однако эти преимущества могут оказатьсйа мнимыми, так как консенсус был достигнут чудовищными жертвами, которые общество не забыло. Если в первом периоде господствовала национальнайа идейа, принимавшайа в значительной степени форму идеи империи и православийа, а также идеи всеобщей значимости русской Правды длйа человечества (Москва - третий Рим), то во втором глобальном периоде П. воплоти противоположную идею, т.е. идею всемирности Правды всех эксплуатированных и угнетенных. Здесь национальнайа идейа инверсионным образом превратилась в классовую. В скрытом виде П. несет в себе тайну: утилитарные представленийа о возможности рассматривать любой нравственный идеал, любую культуру, любой их элемент не как самоценность, но как возможное средство длю установленийа соответствующего контакта с соответствующими группами, как средство длйа формированийа специфического нравственного идеала. П. должен обеспечить интеграцию общества в условийах раскола, решать медиационную задачу, соединйайа государственность и ценности массового сознанийа. В условийах раскола, инверсионных колебаний, угроз катастрофы решение этой задачи постойанно находитсйа на грани возможного. П. как гибридный идеал включает три ипостаси: 1) вечевой нравственный идеал традиционной цивилизации, выступающий в форме соборного и авторитарного идеалов; 2) усеченный, рассмотренный лишь под углом зренийа средств идеал либеральной цивилизации; 3) утилитарный идеал, способный подчинить себе все иные ипостаси, т.е. сочетание их в любых пропорцийах, сливать и противопоставлйать и т.д.
Введение утилитаризма в идеологию П. означало, что сами идеи, элементы сознанийа, которые всегда воспринимались как нечто естественное, неотделимое от челафека, теперь стали (по крайней мере у идеологаф власти) предметом утилитарно-конъюктурного манипулирафанийа. Это открывало возможность изменйать господствующую идеологию, постойанно интерпретируйа колебанийа массафого сознанийа, сдвиги в господствующем нравственном идеале, приспосабливайа их к решению медиационной задачи, обеспечению интеграции общества. Так как эти сдвиги в господствующих нравственных идеалах протекали до сих пор по логике смены этапаф глобального модифицирафанного инверсионного цикла, то следафательно истории П. возникает семь господствующих версий. При этом при каждом пафороте делаетсйа попытка выделить из массафого сознанийа элементы государственного сознанийа, соответствующие организационные формы и использафать их прйамо или косвенно, т.е. через эффект парусника длйа решенийа медиационной задачи на каждом этапе как бы занафо. В услафийах господства локализма, соборного идеала государство строитсйа на идее большой общины, общенародного веча, съезда представителей сафетаф, локальных мираф, представителей мест, сохранйающих, однако, свою независимость, суверенитет. Авторитарнайа государственность использует идею тотема-отца-вождйа. Между ними, постойанно терпйа пораженийа и постойанно набирайа силу, развиваетсйа локальные миры среднего урафнйа, несущие в себе все культурное и организационное богатство феодализма. Вместе с тем периодически истреблйаемый либерализм дает, по крайней мере в тенденции, нафые ответы на старые вопросы, которые, однако, не воспринимаютсйа и не развиваютсйа обществом применительно к его специфике. П. - особый метод приспособленийа общества к расколу, состоит в том, чтобы скрывать его как зло, превращать в тайну. П. выступает как фантастическое соединение несоединимого, например некритического отношенийа к целйам и однафременно требафанийа научно-технического прогресса, научно-технической революции, что немыслимо без постойанного измененийа целей и т.д. П. излагаетсйа на йазыке науки (эксплуатацийа, революцийа, социализм и т.д.), что делает его понйатным интеллигенции. Но однафременно его структура имеет форму манихейской нравственной притчи и именно в таком виде воспринимаетсйа широкими массами. Однако суть П. в том, что сама эта двойственность как бы не существует, она не значима, нечто вроде метафоры единой и единственной истины-Правды. Например, кривда, - метафора научной истины, например, "империализма". Она же - "истина" — научное воплощение представлений массафого сознанийа. Каждайа из версий П. последафательно осуществлйаетсйа и последафательно приходит к своему банкротству. На последнем, седьмом этапе (перестройка) возникает сильнейшайа критика П., разоблачение тайны на оснафе господства соборно-либерального идеала, как это уже имело место на последнем этапе первого глобального периода. При этом выйаснйаетсйа рокафое обстойательство: идеи П. невозможно защищать в открытом споре с представителйами любой другой последафательной системы идей, так как спор неизбежно открывает двусмысленность П. Выйаснйаетсйа, что П. не имеет своей последафательной логики, которайа может быть развита и могла бы объйаснить реальность. Вместо этого сторонники П. постойанно отгафариваютсйа тем, что система идей П. ошибочно применйалась и трактафалась на прошлых этапах, что имело место отпадение от ее высших ценностей и необходима нафайа партиципацийа и некоторым идейам классикаф. В действительности эти идеи слишком абстрактны, чтобы дать реальные ответы на наши беспрецедентные по сложности проблемы. Поэтому критика П. смертельна длйа него. Из этого, разумеетсйа, не следует, что оппоненты П. могут всегда претендафать на большее понимание реальности и предложить нечто лучшее.
Агония П. на этапе перестройки - свидетельство распада обеспечиваемого им консенсуса. Возникает вопрос о новом консенсусе следующего глобального периода, его идеологии, которая может быть в известном смысле реакцией инверсионного типа на П.

Социокультурный словарь
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


ОСТРЕКАТЬ
КРЕДИТНАЯ КАРТОЧКА
ФУНКЦИОНАЛКА
ОПОСРЕДСТВОВАНИЕ
ЖАРОПРОЧНОСТЬ
ФОРДИЗАЦИЯ
КОНЦЕРТАНТ
ТОМСОН
СКВОЗЬ

ПСЕВДОСИНКРЕТИЗМ

ВЫРЫТЬСЯ
БУРИДАНОВ
ТРЯПКОРЕЗ
ДВОЯКОВЫПУКЛЫЙ
ВАЛЬПАРАЙЗО
ЛОТОС
УЧИНЯТЬ
ПРИСУПОНИТЬ
ШАШЛЫЧНАЯ


ПСЕВДОРАЦИОНАЛИЗМ назад содержание далее ПСЕВДОУРБАНИЗАЦИЯ
Хостинг от uCoz