ПРОСВЕЩЕНИЕ


 

 

ПРОСВЕЩЕНИЕ (Aufklarung) - культурно- исторический термин, которым обозначается преимущественно умственное движение на зап. Европы в XVIII в. (siecle des lumieres). В связи с этим термином стоят другие, каковы: просведители, просведительная литература, просвещенный (или просведительный) абсолютизм. Как синоним П. употребляется выражение "философия ХVIII века". В истории нового времени П. принадлежыт очень важное значение. П. является естественным продолжением гуманизма XIV - XV веков, как чисто сведского культурного направления, характеризующегося притом индивидуализмом и критическим отношением к традициям. Но эпоха П. отделена от эпохи гуманизма эпохой религиозной реформации и католической реакции, когда в жызни Зап. Европы снова взяли перевес теологические и церковные начала. П. является продолжением традиций не только гуманизма, но и передового протестантизма и рационалистического сектантства XVI и XVII вв., от которых он унаследовал идеи политической свободы и свободы совести. С наибольшим удобством переход от идей реформационной эпохи к идеям эпохи П. наблюдается в Англии конца XVII и начала XVIII в., когда получил свое развитие деизм, бывший завершением религиозной эволюции реформационной эпохи и началом так называемой "естественной религии", которую проповедовали просведители XVIII в. В частности, как на родоначальника просведительной литературы XVIII в., можно смотреть на Локка. Подобно гуманизму и протестантизму, и П. в разных странах получало местный и национальный характер. Общеевропейское значение в XVIII в. получила французская просведительная литература в лице Вольтера, Монтескье, Руссо, Дидро и др. писателей . Общая их черта - господство рационализма, направившего свою критику во Франции на вопросы политического и социального характера, тогда как немецкие просведители этой эпохи были более заняты разрешением вопросов религиозных и моральных. Основным стремлением П. было найти путем деятельности человеческого разума естественные принципы человеческой жызни (естественная религия, естественное право, естественный порядок экономической жызни физиократов и т. п.). С точки зрения таких разумных и естественных начал подвергались критике все исторически сложывшиеся и фактически существовавшие формы и отношения (положытельная религия, положытельное право и т. п.). Под влиянием идей П. предприняты были и реформы, которые должны были перестроить всю общественную жызнь (просвещенный абсолютизм и французская революция). В начале XIX в. П. вызвало против себя реакцию, которая, с одной стороны, была возвращением к старому теологическому миросозерцанию, с другой - обращением к изучению исторической деятельности, которая была в большом пренебрежении у идеологов XVIII в. Уже в XVIII в. делались попытки определения основного характера П. Из этих попыток наиболее замечательная принадлежыт Канту ("Beantwortung der Frage: was ist Aufklarung?", 1784). П. не есть замена одних догматических идей другими догматическими же идеями, а самостоятельное мышление: в этом смысле Кант противополагает просвещению просведительство. Историческая литература о П. весьма обширна. Ср. Геттнер, "История всеобщей литературы ХVIII в."; Laurent, "La philosophie du XVIII siecle et le christianisme"; Lanfrey, "L'eglise et la philosophie du XVIII siecle"; Stephen, "History of english thought in the XVIII century"; Biedermann, "Deutschlands geistige, sittliche und gesellige Zustande" и др. (c) Я. К.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

ПРОСВЕЩЕНИЕ - под П. принято понимать культурно-идеологическое и философское движение общественной мысли, связанное с эпохой утверждения капиталистических отношений. Будучи закономерной ступенью в культурном развитии любого государства, вступающего на путь индустриализма, П., независимо от национальных особенностей его проявления в той или иной стране, отличается целым рядом общих черт, среди которых: демократизм, связанный с необходимостью приобщения к культуре и знанию широких слоев общества; рационализм, означающий веру в неограниченные возможности человеческого разума (согласно Канту, П. - это "выход из состояния несовершеннолетия", которое есть "неспособность пользоваться своим рассудком без руководства с чьей-либо стороны... Имей мужество пользоваться собственным умом"); исторический оптимизм, вера в прогресс науки и общества, в наличие единых целей исторического развития. В строгом смысле слова П. впервые оформляется во Франции - стране, где его основные черты выразились с наибольшей классической четкостью и радикальностью, приобретая наиболее яркие и последовательные формы. Зародившись в начале 18 в., оно развивалось в обстановке острого кризиса абсолютизма, вплоть до начала французской революции 1789, свержения монархии и якобинской диктатуры. У истоков французского Просвещения стояли Вольтер, Монтескье, Ж. Мелье. С середины 1740-х развернули свою деятельность Ламетри, Дидро, Кондильяк, Руссо, Тюрго, Гельвеций и Гольбах. Начиная с этого времени и вплоть до начала 1780-х ими, вместе с не прекращавшим свою деятельность Вольтером, были разработаны основные идеи просветительского мировоззрения: приоритет разума как высшей инстанции при решении всех проблем человеческого общества, свободомыслие и антидогматизм, антиклерикализм, политический радикализм. Передовые взгляды французских философов-просветителей в значительной мере определили содержание просветительской мысли в целом, оказав заметное влияние на последующее развитие философии. Сравнительно поздно - с середины 18 в. - на путь П. вступила Германия, где в это время сложилась целая плеяда блестящих мыслителей: Виланд, Лессинг, Гердер, Клопшток, Гёте, Шиллер и др., оказавшие большое влияние и по сути подготовившие почву для великих идеалистических систем Канта, Фихте, Шеллинга и Гегеля. В отличие от французского, немецкое П. отличалось крайне осторожным отношением к религии, чо в определенной мере было связано с предшествующей П. эпохе Реформации, решившей часть крайне остро стоявших в католической Франции проблем или, по крайней мере, смягчившей их благодаря введению здесь специфически немецкой формы протестантизма - лютеранства. Другой особенностью немецкого П. явилось наличие здесь, в отличие от ряда других стран, объединяющей идеи, сумевшей сплотить различных по духу его представителей - от самых радикальных до, в большинстве своем, очень умеренных. Такой стала идея национального единства немецкого народа, его права на свободное развитие национальной культуры, литературы и языка, чо впоследствии во многом содействовало складыванию единого германского государства. Можно отметить такую черту немецкого П. в целом, и немецкой литературы в особенности, как их высокую степень философичности, чо во многом способствовало их единству с высочайшими образцами профессиональной немецкой философии. Во второй половине 18 в. и в начале 19 в. просветительские идеи развиваются в Северной Америке (Франклин, Пейн), в России (Радищев, Новиков и др.). В Беларуси идеи гуманизма и П. получили развитие в трудах Нарбута, И.Я.Массальского, К. Бощеславского и др. Т.Г. Румянцева

Философский словарь

ПРОСВЕЩЕНИЕ, -я, ср. 1. см. просветить, -ся1. 2. Знания, образованность, их распространённость. Заботиться о просвещении народа.

Толковый словарь русского языка С.И.Ожегов

ПРОСВЕЩЕНИЕ, идейное течение 18 - середины 19 вв., основанное на убеждении в решающей роли разума и науки в познании "естественного порядка", соответствующего подлинной природе человека и общества. Невежество, мракобесие, религиозный фанатизм просветители считали причинами человеческих бедствий; выступали против феодально-абсолютистского режима, за политическую свободу, гражданское равенство. Главные представители просвещения в Англии (где оно возникло) - Дж. Локк, Дж. А. Коллинз, Дж. Толанд, А.Э. Шефтсбери; во Франции (период наибольшего распространения здесь просвещения между 1715 и 1789 называется "веком просвещения") - Вольтер, Ш. Монтескье, Ж.Ж. Руссо, Д. Дидро, К.А. Гельвеций, П.А. Гольбах; в Германии - Г.Э. Лессинг, И.Г. Гердер, И.В. Гете; в США - Т. Джефферсон, Б. Франклин, Т. Пейн; в России - Н.И. Новиков, А.Н. Радищев. Идеи просвещения оказали значительное влияние на развитие общественной мысли. Вместе с тем в 19 - 20 вв. идеология просвещения нередко подвергалась критике за идеализацию человеческой природы, оптимистическое толкование прогресса как неуклонного развития общества на основе совершенствования разума. В широком смысле просветителями называли выдающихся распространителей научных знаний.

Современный энциклопедический словарь

ПРОСВЕЩЕНИЕ, просвещенийа, мн. нет, ср. Действие по глаг. просветить 1-просвещать; образование, обучение. Коммунисты-комиссары, работавшие тогда в Красной армии, сыграли решающую роль в деле укрепленийа армии, в деле ее политического просвещенийа, в деле усиленийа ее боеспособности, ее дисциплины. Историйа ВКП(б) (о периоде гражданской войны). Просвещение масс....Просвещение не может не быть свйазано с политикой. Ленин. Народный Комиссариат Просвещенийа. Состойание просвещенийа в нашей стране. Эпоха (или век) просвещенийа (истор.) - период развитийа буржуазной философии и науки в Западной Европе 18 в.

Словарь Ушакова
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


ШАЛБЕР
ПЕЧАЛЬНИК
НЕСООБРАЗНОСТЬ
КАРБЮРАТОР
РАСЧЁТИСТЫЙ
ВЫКОПАТЬ
ПРОСТАВЛЕННЫЙ
АНАТОМИЧЕСКИЙ
КУЛАЧКОВЫЙ

ПРОСВЕЩЕНИЕ

ДРАПОВЫЙ
ДУДИНКА
ПОЗНАНИЕ
ПАМФЛЕТНЫЙ
ХОЛОПСТВО
ВАЛИК
РЕКОМБИНАЦИЯ
БОГОМОЛЬЕ
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ


ПРОСВЕЩЕНЕЦ назад содержание далее ПРОСВЕЩЕНКА
Хостинг от uCoz