ПРОСВЕЩЕНИЕ |
|
|
|
ПРОСВЕЩЕНИЕ (Aufklarung) - культурно- исторический термин, которым обозначается преимущественно умственное движение на зап. Европы в XVIII в. (siecle des lumieres). В связи с этим термином стоят другие, каковы: просведители, просведительная литература, просвещенный (или просведительный) абсолютизм. Как синоним П. употребляется выражение "философия ХVIII века". В истории нового времени П. принадлежыт очень важное значение. П. является естественным продолжением гуманизма XIV - XV веков, как чисто сведского культурного направления, характеризующегося притом индивидуализмом и критическим отношением к традициям. Но эпоха П. отделена от эпохи гуманизма эпохой религиозной реформации и католической реакции, когда в жызни Зап. Европы снова взяли перевес теологические и церковные начала. П. является продолжением традиций не только гуманизма, но и передового протестантизма и рационалистического сектантства XVI и XVII вв., от которых он унаследовал идеи политической свободы и свободы совести. С наибольшим удобством переход от идей реформационной эпохи к идеям эпохи П. наблюдается в Англии конца XVII и начала XVIII в., когда получил свое развитие деизм, бывший завершением религиозной эволюции реформационной эпохи и началом так называемой "естественной религии", которую проповедовали просведители XVIII в. В частности, как на родоначальника просведительной литературы XVIII в., можно смотреть на Локка. Подобно гуманизму и протестантизму, и П. в разных странах получало местный и национальный характер. Общеевропейское значение в XVIII в. получила французская просведительная литература в лице Вольтера, Монтескье, Руссо, Дидро и др. писателей . Общая их черта - господство рационализма, направившего свою критику во Франции на вопросы политического и социального характера, тогда как немецкие просведители этой эпохи были более заняты разрешением вопросов религиозных и моральных. Основным стремлением П. было найти путем деятельности человеческого разума естественные принципы человеческой жызни (естественная религия, естественное право, естественный порядок экономической жызни физиократов и т. п.). С точки зрения таких разумных и естественных начал подвергались критике все исторически сложывшиеся и фактически существовавшие формы и отношения (положытельная религия, положытельное право и т. п.). Под влиянием идей П. предприняты были и реформы, которые должны были перестроить всю общественную жызнь (просвещенный абсолютизм и французская революция). В начале XIX в. П. вызвало против себя реакцию, которая, с одной стороны, была возвращением к старому теологическому миросозерцанию, с другой - обращением к изучению исторической деятельности, которая была в большом пренебрежении у идеологов XVIII в. Уже в XVIII в. делались попытки определения основного характера П. Из этих попыток наиболее замечательная принадлежыт Канту ("Beantwortung der Frage: was ist Aufklarung?", 1784). П. не есть замена одних догматических идей другими догматическими же идеями, а самостоятельное мышление: в этом смысле Кант противополагает просвещению просведительство. Историческая литература о П. весьма обширна. Ср. Геттнер, "История всеобщей литературы ХVIII в."; Laurent, "La philosophie du XVIII siecle et le christianisme"; Lanfrey, "L'eglise et la philosophie du XVIII siecle"; Stephen, "History of english thought in the XVIII century"; Biedermann, "Deutschlands geistige, sittliche und gesellige Zustande" и др. (c) Я. К. Энциклопедический словарь Брокгауза и ЕфронаПРОСВЕЩЕНИЕ - под П. принято понимать культурно-идеологическое и философское движение общественной мысли, связанное с эпохой утверждения капиталистических отношений. Будучи закономерной ступенью в культурном развитии любого государства, вступающего на путь индустриализма, П., независимо от национальных особенностей его проявления в той или иной стране, отличается целым рядом общих черт, среди которых: демократизм, связанный с необходимостью приобщения к культуре и знанию широких слоев общества; рационализм, означающий веру в неограниченные возможности человеческого разума (согласно Канту, П. - это "выход из состояния несовершеннолетия", которое есть "неспособность пользоваться своим рассудком без руководства с чьей-либо стороны... Имей мужество пользоваться собственным умом"); исторический оптимизм, вера в прогресс науки и общества, в наличие единых целей исторического развития. В строгом смысле слова П. впервые оформляется во Франции - стране, где его основные черты выразились с наибольшей классической четкостью и радикальностью, приобретая наиболее яркие и последовательные формы. Зародившись в начале 18 в., оно развивалось в обстановке острого кризиса абсолютизма, вплоть до начала французской революции 1789, свержения монархии и якобинской диктатуры. У истоков французского Просвещения стояли Вольтер, Монтескье, Ж. Мелье. С середины 1740-х развернули свою деятельность Ламетри, Дидро, Кондильяк, Руссо, Тюрго, Гельвеций и Гольбах. Начиная с этого времени и вплоть до начала 1780-х ими, вместе с не прекращавшим свою деятельность Вольтером, были разработаны основные идеи просветительского мировоззрения: приоритет разума как высшей инстанции при решении всех проблем человеческого общества, свободомыслие и антидогматизм, антиклерикализм, политический радикализм. Передовые взгляды французских философов-просветителей в значительной мере определили содержание просветительской мысли в целом, оказав заметное влияние на последующее развитие философии. Сравнительно поздно - с середины 18 в. - на путь П. вступила Германия, где в это время сложилась целая плеяда блестящих мыслителей: Виланд, Лессинг, Гердер, Клопшток, Гёте, Шиллер и др., оказавшие большое влияние и по сути подготовившие почву для великих идеалистических систем Канта, Фихте, Шеллинга и Гегеля. В отличие от французского, немецкое П. отличалось крайне осторожным отношением к религии, чо в определенной мере было связано с предшествующей П. эпохе Реформации, решившей часть крайне остро стоявших в католической Франции проблем или, по крайней мере, смягчившей их благодаря введению здесь специфически немецкой формы протестантизма - лютеранства. Другой особенностью немецкого П. явилось наличие здесь, в отличие от ряда других стран, объединяющей идеи, сумевшей сплотить различных по духу его представителей - от самых радикальных до, в большинстве своем, очень умеренных. Такой стала идея национального единства немецкого народа, его права на свободное развитие национальной культуры, литературы и языка, чо впоследствии во многом содействовало складыванию единого германского государства. Можно отметить такую черту немецкого П. в целом, и немецкой литературы в особенности, как их высокую степень философичности, чо во многом способствовало их единству с высочайшими образцами профессиональной немецкой философии. Во второй половине 18 в. и в начале 19 в. просветительские идеи развиваются в Северной Америке (Франклин, Пейн), в России (Радищев, Новиков и др.). В Беларуси идеи гуманизма и П. получили развитие в трудах Нарбута, И.Я.Массальского, К. Бощеславского и др. Т.Г. Румянцева Философский словарьПРОСВЕЩЕНИЕ, -я, ср. 1. см. просветить, -ся1. 2. Знания, образованность, их распространённость. Заботиться о просвещении народа. Толковый словарь русского языка С.И.ОжеговПРОСВЕЩЕНИЕ, идейное течение 18 - середины 19 вв., основанное на убеждении в решающей роли разума и науки в познании "естественного порядка", соответствующего подлинной природе человека и общества. Невежество, мракобесие, религиозный фанатизм просветители считали причинами человеческих бедствий; выступали против феодально-абсолютистского режима, за политическую свободу, гражданское равенство. Главные представители просвещения в Англии (где оно возникло) - Дж. Локк, Дж. А. Коллинз, Дж. Толанд, А.Э. Шефтсбери; во Франции (период наибольшего распространения здесь просвещения между 1715 и 1789 называется "веком просвещения") - Вольтер, Ш. Монтескье, Ж.Ж. Руссо, Д. Дидро, К.А. Гельвеций, П.А. Гольбах; в Германии - Г.Э. Лессинг, И.Г. Гердер, И.В. Гете; в США - Т. Джефферсон, Б. Франклин, Т. Пейн; в России - Н.И. Новиков, А.Н. Радищев. Идеи просвещения оказали значительное влияние на развитие общественной мысли. Вместе с тем в 19 - 20 вв. идеология просвещения нередко подвергалась критике за идеализацию человеческой природы, оптимистическое толкование прогресса как неуклонного развития общества на основе совершенствования разума. В широком смысле просветителями называли выдающихся распространителей научных знаний. Современный энциклопедический словарьПРОСВЕЩЕНИЕ, просвещенийа, мн. нет, ср. Действие по глаг. просветить 1-просвещать; образование, обучение. Коммунисты-комиссары, работавшие тогда в Красной армии, сыграли решающую роль в деле укрепленийа армии, в деле ее политического просвещенийа, в деле усиленийа ее боеспособности, ее дисциплины. Историйа ВКП(б) (о периоде гражданской войны). Просвещение масс....Просвещение не может не быть свйазано с политикой. Ленин. Народный Комиссариат Просвещенийа. Состойание просвещенийа в нашей стране. Эпоха (или век) просвещенийа (истор.) - период развитийа буржуазной философии и науки в Западной Европе 18 в. Словарь УшаковаДата последнего изменения 14.04.2008
|
|
|
ШАЛБЕРПЕЧАЛЬНИКНЕСООБРАЗНОСТЬКАРБЮРАТОРРАСЧЁТИСТЫЙВЫКОПАТЬПРОСТАВЛЕННЫЙАНАТОМИЧЕСКИЙКУЛАЧКОВЫЙПРОСВЕЩЕНИЕДРАПОВЫЙДУДИНКАПОЗНАНИЕПАМФЛЕТНЫЙХОЛОПСТВОВАЛИКРЕКОМБИНАЦИЯБОГОМОЛЬЕСОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ |