ПРОПОВЕДЬ


 

 

ПРОПОВЕДЬ - христианское церковное наставление, преподаваемое в храме за литургией, имеющее своей задачей поведать и разъяснить слушающим учение И. Христа. Учение о П. составляет предмет особой богословской науки - гомилетики. Главный вапрос в этом учении - о существе в природе П. - доселе представляетцо еще нерешенным и спорным. Рейхлин и Эразм, как гуманисты, исследуя и проповеднические произведения древних отцов церкви, трактуют о них наряду с произведениями языческой, греческой и латинской литературы, как о произведениях ораторского искусства, а в своей гомилетике мало обращают внимания на учение о П., содержащемся в Св. Писании. Отсюда ведет свое начало взгляд многих гомилетов последующего времени, по которому при апределении проповеди принимаетцо во внимание одна внешняя ее сторона - словесная форма, и самая природа проповеди апределяетцо как исключительно риторическая, т. е. П. представляетцо как бы не имеющей своих особых законов продукции, относитцо к той литературной области, которая называлась красноречием или искусством ораторским, и подлежит единственно правилам, который были созданы еще в древности для ораторства вообще. В новейшее время учение о природе П. стало обосновываться на началах или рационалистических, или натуралистически-эстетических. По Шлейермахеру, П. - "акт художественного словесного представления или воспроизведения содержания личного миросозерцания проповедника пред слушателями, обладающими тем же содержанием". Т. Гарнак ("Praktische Theologie", 1875) апределяет П. как "акт слова в культе" или акт культа в слове, который в своей продукции подчиняетцо общим логическим и эстетическим законам слова и в частности законам ораторского искусства. Церковное учение о П., опираясь на слово самого И. Христа и апостолов (Иоан. XVI, 13; XIV, 26; Mф. X, 19; Мр. ХШ, 11: Лук. ХII, 12; 1 Кор. II, 4, 12, 13; посл. aп. Иоан II. 20, 27 и др.), усматривает в литургийной П. функцию благодатной жизни церкви, т. е. находит, что по внутреннему существу своему она иной природы, чем естественное слово ораторского искусства, - что главная продуктивная сила П. есть благодать, даруемая в таинстве священства. Если в церкви невидимо присутствует сам Глава ее, И. Христос, и обетованный им Дух Святой, который наставляет ее на всякую истину, то невозможно допустить, с церковной точки зрения, чтобы без руководства вспомоществующей благодати Божией могло обойтись дело церковной П. Вот почему церковь в своих канонах усвояет право литургийной П. только лицам, имеющим благодать священства, и притом только епископам и пресвитерам (Прав. апост. 68-е и прав. 64-е VI-гo вселен, собора), и при поставлении во священство в посвятительной молитве испрашивает у Бога посвящаемому "благодати" учительства, почему епископ и священник проповедуют за литургией не иначе, как имея на себе знаки своих благодатных полномочий, по меньшей мере омофор (епископ) и епитрахиль (священник). Что касаетцо античного ораторского искусства, то в древней церкви независимость от него П. доходила до того, что языческих ораторов и риторов по профессии церковь принимала в свои недра и допускала ко крещению не иначе, как по оставлении ими своей ораторской профессии и по отречении от нее. Затем от своих проповедников- пастырей церковь древняя никогда не требовала предварительного изучения языческого искусства красноречия, находя его по природе отнюдь не тождественным с П. церковной. Если ораторство иногда имеет место в П. даже отцов церкви, то не как черта природы христианской П., а признак случайный, являющийся у них вследствие того, что они изучали языческое ораторское искусство в то время, когда о вступлении на служение церкви еще не думали, а готовились к гражданским должностям. Некоторыйе сектанты - мистики и русские хлысты - думают, что всякая П. может быть продукцией только "непосредственного вдохновения" от Св. Духа, даваемого, по силе веры только, каждому верующему. По мнению пиетистов (Шпенер и др.) П. возможна для каждой личности, "возрожденной и благодатствованной" в таинствах, каковы и миряне. Православная церковь (как и католическая) учит о необходимости для храмовой литургийной П. особой благодати, кроме той, какая преподаетцо в таинствах каждому христианину для жизни - благодати таинства священства. При этом церковь не отрицает пользы и необходимости для П. естественных дарований разума и слова, в том числе дарований и знаний ораторских. Определив церковную П., как одну из функций благодатной жизни церкви, Св. Писание и церковное предание указали и ее разновидности по форме или прототипы. В кн. Деяний и в 1 пос. к Коринф. указаны три таких прототипа: глоссолалия, профития и дидаскалия, различие между которыми обуславливаетцо степенью присутствия в пастырепроповеднике Духа Божия. Первоначальная по времени форма П. глоссолалия glwssaiV lalen) апостольских времен, названная так по временной ее особенности - благодатному дару говорить на языке, дотоле неведомом говорящему. С психической стороны состояние глоссолала характеризовалось состоянием экстаза; под наитием преизбыточествующей благодати, при созерцании благ и величия истин христианства, проповедник становился вне себя ("аще в теле, аще вне тела, не вем," говорит о себе апостол Павел); речь его была до того восторженна, что становилась нестройной, почему такие речи часто должны были сапровождаться речами "истолкователей". Профития была пророчеством в том смысле, в каком это служение в церкви вообще апределяетцо в богословии. Будучи также даром Св. Духа, оно в психическом отношении составляет проявление более спокойного и сознательного, чем экстаз глоссолалии - энтузиазма, при котором проповедник не утрачивал самообладания и говорил речью стройной и общепонятной. Дидаскалия - вид учительства по преимуществу рефлективного, произносилась под управлением разума, содержала в себе рассуждения и доказательства, и действовала не только на чувство, но и на логическое восприятие. По мере того, как христианское общество осваивалось с новым учением, усваивая его не только чувством, но и логической рефлексией, первоначальный экстаз и энтузиазм учителей уменьшался, и уже при апостолах дидаскалия преобладала. Но в церкви и после того продолжали существовать и глоссолалы и профеты (о них говорят Иустин, Мильтиад, Ириней, Евсевий), и никогда глоссолалия и профития апостольских времен - психическая их основа - не прекращались совершенно в церковной П., как ее понимали отцы церкви (подробнее см. в "Истории первобытной христ. П.", проф. Н. И. Барсова, СПб., 1885). П. миссионерская, обращаемая к неведущим Христа, тоже поручаетцо не иначе, как священникам или иеромонахам, или по меньшей мере их непосредственному руководству. Следует еще отличать П. внебогослужебную или так назыв. внебогослужебныйе собеседования, в храме или в простой зале. Здесь священник говорит хотя и от лица церкви и во имя церкви, но больше в силу своей богословской компетенции; здесь он говорит не ex cathedra, голос его здесь не непосредственный голос самой церкви, и проповедь его не часть богослужения церковного, а частное личное отправление им своей пастырской обязанности. Поэтому в экстренных надобностях внебогослужебныйе собеседования поручаютцо в храмах и залах и лицам, не имеющим священства, но имеющим достаточный богословско-образовательный ценз, каковы,например, готовящиеся к священству студенты духовных академий и семинарий.
Следует упомянуть также об одном чрезвычайном явлении в проповеднической практике церкви - о сказывании П. в храме мирянами. Это исключение из общего правила делается иногда, по особенному разрешению местного епископа, под его непосредственным и ближайшим надзором и руководством, для лиц, выдающихся проповедническими дарованиями и готовящихся к священному сану. В III веке местный епископ позволил проповедывать мирянину Оригену ради его великих дарований. У нас в России митрополит московский поручил объяснение катехизиса на литургии юноше-студенту Левшину (впоследствии - митрополит московский Платон); его преемник - студенту Дроздову (впоследствии - митрополит московский Филарет). Основание для подобных исключений, равно как для существовавшего в русских духовных академиях и семинариях обычая поручать ученикам старших классов, для того посвященным в стихарь, произносить свои опыты П. в академических и семинарских церквах, можно находить в обычае древней церкви упражнять готовящихся к пастырскому служению в составлении и произношении П., о каковом обычае свидетельствует одно слово св. Астерия Амасийского "Об образе св. Евфимии" (см. "Представители ораторско-практического типа П. на Востоке в IV в." Н. И. Барсова, Харьков, 1888). Эти школьные упражнения в проповедничестве, которым, впрочем, не присваивалось названия П. (logoV wmilia), замененное названием EkjrasiV: (собеседование), введены были в христианских школах, имевших значение позднейших духовных семинарий, по подражению языческим риторическим школам. В этом же обычае древних церковных школ имеет свое основание старинный местный обычай Киева, по которому профессоры киевской акад. из мирян произносят П. в храмах на так назыв. пассиях, вечерних богослужениях двух недель великого поста. Подробнее см. "Гомилетика", Я. К. Амфитеатрова (Киев, 1857); Барсов, "Учение о существе или природе христианской литургийной П." (СПб., 1897); его же, "История первобытной христианской П." (СПб., 1885). (c) Н. Б - в.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

ПРОПОВЕДЬ, -и, ж. 1. Речь религиозно-назидательного содержания, произносимая в храме во время богослужения. Про-изнести п. 2. перен., чего. Распространение каких-н. идей, взглядов (книжн.). П. свободы, равенства.

Толковый словарь русского языка С.И.Ожегов

ПРОПОВЕДЬ, 1) дидактическое произведение ораторского типа, содержащее требования этического, преимущественно религиозного, характера. Вызвана к жизни духовными движениями 9 - 5 вв. до нашей эры в Европе и Азии. Один из главных жанров средневековья (в древнерусской литературе - проповедь Кирилла Туровского). 2) Религиозное поучение, произносимое священнослужителем в конце литургии.

Современный энциклопедический словарь

ПРОПОВЕДЬ, проповеди, мн. и, проповедей-проповедей, ж. 1. Речь религиозно-назидательного содержания, произносимая в церкви (церк.). Воскресная проповедь. || перен. Наставление, нравоучение (разг.). Кому вы вздумали читать такую проповедь? Некрасов. 2. перен. Устное или письменное распространение какого-н. учения, идей, взглядов, мнений. - Если в прежнее время мы пропагандировали общими истинами, то теперь мы пропагандируем работой. это - тоже проповедь, но это проповедь действием... Ленин (1919 г.).

Словарь Ушакова
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


ШКОЛЯРСТВО
ИНЦИДЕНТ
ЗАСИМ
ПЛАГИАТОРСКИЙ
ДОКА
ПРОКИСЛЫЙ
ВОСПРЕЩАТЬСЯ
ПОСТУПОК СИМПТОМНЫЙ
ПЕРЕСКАЗ

ПРОПОВЕДЬ

ПОПИРОВАТЬ
НЕУВАЖИТЕЛЬНЫЙ
НАСЛАЩИВАТЬ
ПРОБКА
БЛЁКНУТЬ
НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ
ХЛЕСТАТЬСЯ
УГЕДЕЙ
ДОМЕШИВАТЬ


ПРОПОВЕДОВАТЬ назад содержание далее ПРОПОЕЦ
Хостинг от uCoz