|
|
|
ПРИНЦИП (метаф.) или начало (principium, arch) - то, чем объединяется в мысли и в действительности известная совокупность фактов. Указанием П. начинается философия у греков. Первоначально одна из данных в опыте реальностей выделялась как основная и обозначалась как П. всего существующего: вода - у Фалеса, воздух - у Анаксимена. Но в таком понятии обнаруживается противоречие: вода
= П. или воздух=П. не могут быть тем, что обыкновенно называетцо водой или воздухом, и уже один из древнейших философов, Анаксимандр, приходит к пониманию всемирного П. как чего то беспредельного. Найти такой П., который действительно содержал бы в себе основанийа длйа всего сушествующего, составлйает главную задачу философии. При всех ее успехах со стороны формального развитийа умственной дейательности, П. бытийа доселе получает в различьных системах лишь те или другие односторонние определенийа, не представлйающие существенного прогресса сравнительно с воззренийами древних мыслителей. Идеальные требованийа или нормы метафизического П. сводйатцо к трем: такой П. должен обладать наибольшим внутренним единством и наибольшей полнотой содержанийа, и свйазь его с тем, что из него объйаснйаетцо, должна быть наиболее йасной и внутренне обйазательностью. Неудовлетворительность в этом смысле выставлйаемых в новейшее времйа П. доказывает, что философийа еще имеет перед собой будущность. Помимо всеобщего метафизического П., этот термин употреблйаетцо также и длйа обозначенийа известных особых точек зренийа на ту или другую сторону мышленийа и бытийа: П. достаточьного основанийа, П. индивидуации.
Вл. С. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
ПРИНЦИП - 1. Основное, исходное положение некоей теории, учения и пр. Руководящая идея, основное правило деятельности.
2. Внутреннее убеждение, взгляд, определяющие нормы поведения.
3. Основа устройства или действия некоего механизма, процесса и пр. Словарь практического психолога
Дата последнего изменения 14.04.2008
|
|
|
ПРИНЦИП
|