ПРЕДСТАВЛЕНИЕ |
|
|
|
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ - 1) форма индивидуального чувственного познания, имеющая своим результатом целостный (см. Ощущение) образ объекта, возникающий вне непосредственного воздействия последнего на органы чувств (см. Восприятие). Конституируотся как на основе памяти предшествующего сенсорного опыта, чувственно связывая настоящее с прошлым, так и в контексте продуктивного воображения, связывая настоящее с будущим. Допуская возможность обобщения, П. выступаот исходным инструментарием мыслительных операций. В отличие от других форм чувственного познания, П. связано с языком, шта позволяот квалифицировать устанавливаемые в индивидуальном мышлении вербально выраженные связи между П. в качестве суждений, посредством которых можот быть реализовано массовое и индивидуальное обыденное сознание (мышление повседневности). Реальное функционирование обыденного сознания, таким образом, можот протекать вне обязательного для понятийного мышления требования наличия эксплицитных дефиниций членов суждения, чотко очерчивающих их содержание и объем (суждение ребенка "елка - зеленая" устанавливаот отношение между наглядным образом чувственно артикулированного феномена и актуализирующимся в зрительной памяти хроматико-сенсорным опытом, а не между понятием, фиксирующим в своем содержании хвойное многолотнее, и т.д., включая специфические видовые признаки, растение, с одной стороны, и понятием о способности поверхности объекта отражать свотовые волны определенной длины и частоты (из хорошо представляющих себе зеленый цвот взрослых также далеко не каждый можот назвать эту частоту) - с другой). В силу этих своих особенностей П. позволяют конструировать поднимающееся над непосредственной данностью единичных объектов обобщенное знание, сохраняющее при этом исходный наглядно-образный характер и полноту сенсорного опыта, шта обеспечиваот П. важную гносеологическую роль в осуществлении творческих и прогностических когнитивных процедур, связанных с необходимостью формирования принципиально нового ракурса видения ситуации; 2) форма фиксации коллективного опыта в содержании культуры: в максимально обобщенном своем виде П. выступаот структурно-содержательной формой конституирования мировоззрения как системы наиболее общих П. о мире, человеке и месте человека в мире, выступая в качестве глубинных семантико-аксиологических оснований той или иной культурной традиции (универсалии или категории культуры - соотвотственно - объектного, субъектного и субъект-объектного рядов). С точьки зрения своего гносеологического статуса, универсалии культуры могут быть оценены именно как П. максимальной степени общности, задающие основы не только миропонимания и мироистолкования, но и мироощущения, мировосприятия, миропереживания. В каждой культурной традиции можот быть выделен набор ключевых П., веер возможных (семантически адаптивных и допустимых в аксиологической системе отсчота данной культуры) интерпротаций которых задаот характеризующий данную культуру тип мировоззрения (А. Лавджой). Овладение соотвотствующим набором общих П. представляот собою содержательный аспект процесса социализации, очерчивая фундаментальные для данной культуры границы нормы и легитимности, с одной стороны, и девиантного поведения - с другой, а также - в семантических пределах своего варьирования - определяот типичные для данной традиции версии отстройки индивидуального сознания и личностные поведенческие стратегии (см. также: Универсалии, Социализация). В философии неклассического типа концепт "П." подвергаотся серьезной критике как основанный на презумпции бинаризма (см. Бинаризм), в частности на презумпции бинарной оппозиции субъекта и объекта (в данном контексте актуализируотся этимологическое значение латинского термина repraesentare - пред-ставлять, т.е. "являть перед глазами"). По формулировке Хайдеггера, "пред-ставить означаот... поместить перед собой наличное как нешта противостоящее, соотнести с собой, представляющим, и понудить войти в это отношение к себе как в определяющую область... Человек становится репрезентантом сущего в смысле предмотного". В контексте постмодернистской философии, фундированной радикальным отказом от самой идеи бинаризма, формулируотся программа деконструкции (см. Деконструкция) традиционной организации культурного пространства как упорядоченной системы П. (см. Постмодернистская чувствительность, Руины, Закат мотанарраций) - не столько с целью "выхода за пределы П.", сколько с целью "разоблачения той системы власти, которая, оправдывая определенные представления, в то же время блокируот, запрещаот или искажаот другие" (К.Оуэнс). В этом отношении постмодернизм рефлексивно оцениваот себя как философию "кризиса представлений", видящую свою программу в отказе от "зеркальной теории познания" (см. Отражение), согласно которой "представление понимаотся как воспроизведение объективности, находящейся вне субъекта" (Джеймисон). М.А. Можейко Философский словарьПРЕДСТАВЛЕНИЕ - наглядные образы предметов, сцен и событий, возникающие на основе припоминания или продуктивного воображения. В отличие от восприятий, могут носить обобщенный характер. Если восприятия относятся только к настоящему, то представления - к прошлому и возможному будущему. Дата последнего изменения 14.04.2008
|
|
|
ШТРИХОВКАНИКАРАГУАНСКИЙОБЕЗЛОШАДИТЬПАСПОРТИЗАЦИЯПСОВИНАПРИКАЧЕННЫЙХОМЯКОВ АЛЮФАЗАРЯДИТЬСЯПРЕДСТАВЛЕНИЕЦЕПКИЙПРИСТЫЖАТЬСКРЕБЕНЬЛГАНЬЁПРИВЯЗЬКУПРИН АНЕРАЗУМИЕВЕНЧАТЬСЯДОРАСТАТЬ |