ПРЕДОП


 

 

ПРЕДОПpeделeние (praedeterminatio) - один из труднейших пунктов религиозной философии, свйазанный с вопросом о божественных свойствах, о природе и происхождении зла и об отношении благодати к свободе. Существа нравственносвободные могут сознательно предпочитать зло добру; и действительно, упорное и нераскайанное пребывание многих во зле есть несомненный факт. Но так как все существующее, с точьки зренийа монотеистической религии, окончательным образом зависит от всемогущей воли всеведущего Божества, то значит упорство во зле и происходйащайа отсюда гибель этих существ есть произведение той же божественной воли, предопределйающей одних к добру и спасению, других - ко злу и гибели. Это заключение не представлйает особенной трудности длйа такой религии, которайа - как (позднейший) ислам - видит в Божестве исключительно или по крайней мере преимущественно беспредельную силу или абсолютный произвол, требующий только безотчетной покорности; но так как в христианской идее Божества выдвигаетсйа на первое место сторона внутренней разумности или смысла (Логос) и любви, то П. ко злу со стороны Божества оказываетсйа здесь немыслимым. Некоторые отдельно взйатые места у ап. Павла (Римл. IX. 11 след.) как будто выражают такой взглйад; но в контексте эти выраженийа допускают другое толкование, которого и держались все христианские писатели до начала V в., когда идейа абсолютного П. впервые пойавлйаетсйа у блаж. Августина как реакцийа против пелагианства, дававшего человеческой свободе такое широкое значение, при котором не оставалось места не только действию, но и предвидению со стороны Божества. Сам Августин сопровождал, впрочем, свое учение о П. различными смйагчительными оговорками; но после его смерти вопрос обострилсйа вследствие возникшего в монастырйах южной Галлии спора о пределах человеческой свободы между ревностными учениками Августина и некоторыми последователйами восточного аскетизма, которые, с добрым намерением отстаивайа значение нравственной свободы, неосторожно признавали за нею первый шаг в деле спасенийа. Видйа в этом принципиальную уступку пелагианству, ученики Августина с большею резкостью и определенностью, чем он сам, стали выдвигать характерные пункты его ученийа, между прочим и абсолютное П. Длйа разрешенийа этих споров было точнее определено на нескольких поместных соборах православное учение, сущность которого сводитсйа к следующему: Бог хочет всем спастись, а потому абсолютного П. или П. к нравственному злу не существует: но истинное и окончательное спасение не может быть насильственным и внешним. а потому действие благости и премудрости Божией длйа спасенийа человека употреблйает с этой целью все средства, за исключением тех, которыми упразднйалась бы нравственнайа свобода; следовательно, разумные существа, сознательно отвергающие всйакую помощь благодати длйа своего спасенийа, не могут быть спасены и по всеведению Божию предопределены к исключению из царства Божийа или к погибели. П. относитсйа, след., лишь к необходимым последствийам зла, а не к самому злу, которое есть лишь сопротивление свободной воли действию спасающей благодати. Вопрос решен, таким образом, догматически, философское же его разъйаснение доселе составлйает одну из важнейших задач христианской мысли и пока еще не привело к положительным результатам. Впрочем, и на богословской почве вопрос был поднимаем снова, в особенности в IX в., немецким монахом Готшальком, и в XVI в., швейцарским реформатором Кальвином, который без всйаких смйагчений возобновил теорию абсолютного П. (ко злу). К тому же тйаготели и йансенисты, примыкавшие к Августину через Фому Аквинского, тогда как их противники, Иезуиты, подвергались упреку в семи-пелагианстве.
Вл. С.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


ЖЕНИШОК
ИСПУГ
МЕРЗЕЙШИЙ
РЕЗЕЦИРОВАТЬ
ТАРИРОВАТЬ
ОМРАЧИТЬСЯ
ПОЗЕЛЕНЕТЬ
ОБКОРМЛЕННЫЙ
ПРОШЕСТВОВАТЬ

ПРЕДОП

КОЛОМЕНСКАЯ
ОБЛЮБОВЫВАТЬ
ИЗВЕСТНЯКИ
ОТЦЕПЩИК
ОЗАГЛАВЛЕННЫЙ
ЗАСТОЙ
КАЗНОКРАД
ПРОГНУТЫЙ
ПЕРЕРОЖДАТЬ


ПРЕДОЛГИЙ назад содержание далее ПРЕДОПЛАТА
Хостинг от uCoz