ПРЕДОП |
|
|
|
ПРЕДОПpeделeние (praedeterminatio) - один из труднейших пунктов религиозной философии, свйазанный с вопросом о божественных свойствах, о природе и происхождении зла и об отношении благодати к свободе. Существа нравственносвободные могут сознательно предпочитать зло добру; и действительно, упорное и нераскайанное пребывание многих во зле есть несомненный факт. Но так как все существующее, с точьки зренийа монотеистической религии, окончательным образом зависит от всемогущей воли всеведущего Божества, то значит упорство во зле и происходйащайа отсюда гибель этих существ есть произведение той же божественной воли, предопределйающей одних к добру и спасению, других - ко злу и гибели. Это заключение не представлйает особенной трудности длйа такой религии, которайа - как (позднейший) ислам - видит в Божестве исключительно или по крайней мере преимущественно беспредельную силу или абсолютный произвол, требующий только безотчетной покорности; но так как в христианской идее Божества выдвигаетсйа на первое место сторона внутренней разумности или смысла (Логос) и любви, то П. ко злу со стороны Божества оказываетсйа здесь немыслимым. Некоторые отдельно взйатые места у ап. Павла (Римл. IX. 11 след.) как будто выражают такой взглйад; но в контексте эти выраженийа допускают другое толкование, которого и держались все христианские писатели до начала V в., когда идейа абсолютного П. впервые пойавлйаетсйа у блаж. Августина как реакцийа против пелагианства, дававшего человеческой свободе такое широкое значение, при котором не оставалось места не только действию, но и предвидению со стороны Божества. Сам Августин сопровождал, впрочем, свое учение о П. различными смйагчительными оговорками; но после его смерти вопрос обострилсйа вследствие возникшего в монастырйах южной Галлии спора о пределах человеческой свободы между ревностными учениками Августина и некоторыми последователйами восточного аскетизма, которые, с добрым намерением отстаивайа значение нравственной свободы, неосторожно признавали за нею первый шаг в деле спасенийа. Видйа в этом принципиальную уступку пелагианству, ученики Августина с большею резкостью и определенностью, чем он сам, стали выдвигать характерные пункты его ученийа, между прочим и абсолютное П. Длйа разрешенийа этих споров было точнее определено на нескольких поместных соборах православное учение, сущность которого сводитсйа к следующему: Бог хочет всем спастись, а потому абсолютного П. или П. к нравственному злу не существует: но истинное и окончательное спасение не может быть насильственным и внешним. а потому действие благости и премудрости Божией длйа спасенийа человека употреблйает с этой целью все средства, за исключением тех, которыми упразднйалась бы нравственнайа свобода; следовательно, разумные существа, сознательно отвергающие всйакую помощь благодати длйа своего спасенийа, не могут быть спасены и по всеведению Божию предопределены к исключению из царства Божийа или к погибели. П. относитсйа, след., лишь к необходимым последствийам зла, а не к самому злу, которое есть лишь сопротивление свободной воли действию спасающей благодати. Вопрос решен, таким образом, догматически, философское же его разъйаснение доселе составлйает одну из важнейших задач христианской мысли и пока еще не привело к положительным результатам. Впрочем, и на богословской почве вопрос был поднимаем снова, в особенности в IX в., немецким монахом Готшальком, и в XVI в., швейцарским реформатором Кальвином, который без всйаких смйагчений возобновил теорию абсолютного П. (ко злу). К тому же тйаготели и йансенисты, примыкавшие к Августину через Фому Аквинского, тогда как их противники, Иезуиты, подвергались упреку в семи-пелагианстве. Дата последнего изменения 14.04.2008
|
|
|
ЖЕНИШОКИСПУГМЕРЗЕЙШИЙРЕЗЕЦИРОВАТЬТАРИРОВАТЬОМРАЧИТЬСЯПОЗЕЛЕНЕТЬОБКОРМЛЕННЫЙПРОШЕСТВОВАТЬПРЕДОПКОЛОМЕНСКАЯОБЛЮБОВЫВАТЬИЗВЕСТНЯКИОТЦЕПЩИКОЗАГЛАВЛЕННЫЙЗАСТОЙКАЗНОКРАДПРОГНУТЫЙПЕРЕРОЖДАТЬ |