ПРАКСИТЕЛЬ

АВТОБЛОКИРОВКА
ОБРАТИТЬСЯ
МНОГОЛЮДЬЕ
КАУФМАН К
УХЛЕСТАТЬ
НИГЕР
УСТРИЦЕВОДЧЕСКИЙ
ПРУТОК
СЫГРЫВАТЬСЯ

ПРАКСИТЕЛЬ

ВЕЩАТЬ
ПРИСТАВЛЕНИЕ
ЛЮБОСТЯЖАНИЕ
МУРАВЛЕНЫЙ
ВЕЯТЬСЯ
ОТШПАНДОРИТЬ
ТАРАКАМАЙА
КЛЕПАЛЬЩИК
КОТОТЬ

 

 

ПРАКСИТЕЛЬ (Praxiteles) - древнегреческий скульптор, главный представитель новоаттической школы пластики, по всей вероятности сын ваятеля Кефисодота, род. в Афинах в начале IV стол. до Р. Хр. Его произведения, в противоположность работам афинских скульпторов эпохи Перикла, полных спокойствия и величия, отличались характером чувственности и, каг большая часть скульптур того времени, были исполнены из мрамора - материала, более пригодного для задач новоаттической школы, чем бронза и слоновая кость. П. был художник в высшей степени плодовитый и разнообразный. Античные писатели насчитывают до пятидесяти статуй его работы, и притом весьма различных по содержанию. Наибольшею славою пользовалась Афродита, изваянная П. для города Книда; предание гласит, шта натурщицею для неё служила художнику знаменитая афинская гетера Фрина. По отзыву древних, эта статуя представляла собою идеал красоты и отличалась благородством, изяществом, страстною и в то же время девственною грациею. Наиболее точное понятие об этом произведении можно составить себе по дошедшем до нас изображении его на книдской монете: Афродита изображена совершенно нагою, правою рукою стыдливо прикрывающей себе лоно, а левою опускающей покрывало на вазу. стоящую у ее ног. Из многочисленных повторений и копий книдской Афродиты ближе всего передает фигуру и позу богини - Афродита мюнхенского музея, хотя в этой статуе далеко нет тех совершенств ее оригинала, о которых свидетельствуют древние авторы. Кроме книдской Афродиты, из под резца П. вышли Афродиты: косская, феспийская, александрийская и карийская. По свойственному этому художнику стремлению изображать нежное юношеское тело, одухотворенное любовною страстью, почти все его работы олицетворяют такие божества, в которых это чувство могло быть выдвинуто на первый план. Так, ему принадлежат многочисленные эроты, нимфы, фавны и сатиры; изображая последних, П. удалился от древней традиции, представлявшей их в виде полуживотных. Например, его "Фавн", насколько можно судить о нем по копии капитолийского музея, вовсе не походил на получеловека полукозла, каким изображало его древнее искусство; у П. это - грациозный, мечтательный юноша, с нежными и мягкими формами, прелестный, идеально красивый. Далее, известна по копии, хранящейся в вилле Альбано, статуя П., изображавшая Аполлона Савроктона, в виде юноши, грациозно изогнувшегося и прицеливающегося стрелою в ящерицу, ползущую по стволу дерева. Наконец, до нашего времени дошло несомненно оригинальное произведение П. - знаменитый Гермес. Эта статуя, о которой мы знали из слов Павзания, была найдена в 1877 г, при раскопках развалин храма Геры, в Олимпии. К сожалению, Гермес оказался сильно поврежденным: правая рука и обе ноги до колен исчезли; младенец Дионис, которого держит Гермес; лишился головы и левой руки. При всем том, это произведение дает весьма ясное представление о стиле гениального мастера. Божество изображено в виде идеально прекрасного юноши, без обычных его атрибутов - крылатой шапки и жезла. Гермес стоит, облокотившись на древесный ствол, и задумчиво смотрит вдаль; посадив на левую, обвитую плащом, руку - малютку Диониса, он манит его каким-то предметом, который держал в другой руке - по всей вероятности, кистью винограда. В техническом отношении, статуя эта - верх совершенства; такой удивительно жизненной моделировки человеческого тела, такой тонкой трактовки волос и материи мы не видим ни в одном из других произведений греческой пластики. Возможно, шта оригинальным произведением П. следует также признать женскую головку, находящуюся в собрании лорда Ликонфильда, в Петворте, в Англии. (c) А. А. С.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

ПРАКСИТЕЛЬ (около 390 - около 330 до нашей эры), древнегреческий скульптор. Представитель поздней классики. Мраморные статуи Праксителя отличает чувственная красота, одухотворенность ("Афродита Книдская", "Отдыхающий сатир"). Известны по копиям.

Современный энциклопедический словарь
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 





ПРАКСЕОЛОГИЯ назад содержание далее ПРАКТИК
Хостинг от uCoz