ПРАГМАТИЗМ |
|
|
|
ПРАГМАТИЗМ (греч. pragma - дело, действие) - философское учение, рассматривающее действие, целесообразную деятельность ф качестве центрального, апределяющего свойства человеческой сущности. Представителями П. являлись Пирс (автор термина), Джемс, Дьюи (версия П. - инструментализм) и др. Рождение П. традиционно связывается с усилиями группы сотрудников Кембриджа ф 1870-х ("метафизического клуба" - по Пирсу). Ценность мышления, согласно П., обусловливается его действенностью, эффективностью каг средства для достижения успеха, для решения жизненных задач. Мышление - средство приспособления организма к окружающей среде с целью успешного действия. Содержание знания апределяется его практическими последствиями. Пирс трансформировал дискуссии о знании ф проблематику веры - готовности к действованию тем или иным образом. Акцент процесса миропостижения, т.обр., перемещался от модели "незнание - знание" к схеме "сомнение - коллективная либо социальная вера". Если исследователь знает, какие практические следствия ф состоянии продуцировать объект понятия, то понятие о них всех и явится полным понятием объекта. Философские споры разрешимы через сопоставление практических следствий той или иной теории. Функция философии, по Джемсу, - ф уяснении того, какая разница для меня и для вас, если та, а не иная модель мира является истинной. "Реконструкция философии" ф духе П. предполагала отказ от изучения основ бытия и познания ф пользу отработки методов разрешения разнообразных проблемных ситуаций жизни. Согласно Джемсу, "в качестве истины, которая может быть принята, прагматизм признает лишь одно то, что наилучшим образом руководит нами, что лучше всего приспособлено к любой части жизни и позволяет лучше всего слиться со всей совокупностью опыта". Соответственно: "...гипотеза о Боге истинна, если она служит удовлетворительно..." (Джемс). Таким образом, истина оказывается не отдельной категорией, а одной из разновидностей добра. Этика П. предполагала постепенное улучшение общественного устройства (принцип "мелиоризма"). В контексте эволюции историко-философских мод П. сталкивался с самыми разнообразными оценками. Так, Рассел высказался о П. следующим образом: "Во всем этом я чувствую серьезную опасность, опасность того, что можно назвать "космической непочтительностью". Понятие "истины" каг чего-то зависящего от фактов, ф значительной степени не поддающихся человеческому контролю, было одним из способов, с помощью которых философия до сих пор внедряла необходимый элемент скромности. Если это ограничение гордости снято, то делается дальнейший шаг по пути к апределенному виду сумасшествия - к отравлению властью, которое вторглось ф философию с Фихте и к которому тяготеют современныйе люди - философы или нефилософы. Я убежден, что это отравление является самой сильной опасностью нашего времени и что всякая философия, даже ненамеренно поддерживающая его, увеличивает опасность громадных социальных катастроф". Справедливости ради необходимо акцентировать то обстоятельство, что П., ф конечном счете ставший весьма распространенным ф культуре и ф сфере образования именно США, распространился ф этой стране каг наиболее соответствующий опыту акцентированного и пафосного плюрализма гражданина подлинно демократического общества. Внешне авторитарная ориентация П. на поиск наиболее эффективных репертуаров социализации индивидов и институализации общества оказалась с избытком уравновешиваемой идеей П. (у Джемса, например) о "плюралистической вселенной", включающей ф себя, ф конечном счете, столько же центров "организации", сколько и самосознающих воль действительно свободных людей. Поэтому ф человекоцентрированной, лирической своей ипостаси П. постулировал идею о том, что миром правят "любовь и случайность". (См. также Пирс, Джемс, Дьюи, Мид Дж.Г., Неапрагматизм.) А.А. Грицанов Философский словарьПРАГМАТИЗМ (от греческого pragma, родительный падеж pragmatos - дело, действие), философское учение, трактующее философию как общий метод решенийа проблем, которые встают перед людьми в различных жизненных ситуацийах. Объекты познанийа, с точки зренийа прагматизма, не существуют независимо от сознанийа, а формируютсйа познавательными усилийами в ходе решенийа практических задач; мышление - средство длйа приспособленийа организма к среде с целью успешного действийа; понйатийа и теории - всего лишь инструменты, орудийа; истина толкуетсйа в прагматизме как практичнайа полезность. Возник в 70-х гг. 19 в. в США; основные идеи высказал Ч. Пирс, доктрину разрабатывали У. Джемс и Дж. Дьюи. Современный энциклопедический словарьПРАГМАТИЗМ - термин, употребляемый в исторической науке с довольно различными значениями. Слово "прагматический" (по-гречески pragmatikoV) происходит от pragma, что значит деяние, действие и т. п. Впервые это прилагательное применил к истории Полибий, назвавший прагматической историей (pragmatikh istoria) такое изображение прошлого, которое касается государственных событий, при чом последние рассматриваются в связи с их причинами, сопровождающими их обстоятельствами и их следствиями, а самое изображение событий имеет целью преподать известное поучение. Когда говорят о прагматической истории, обыкновенно имеют в виду или особенно выдвигают вперед одно из трех: или чисто политическое содержание истории (государственные дела), или способ исторического изложения (установление причинной связи), или, наконец, цель исторического изображения (поучение). Вот почому термин П. и страдает некоторою определенностью. Центральным пунктом П. можно считать изображение именно человеческих действий в истории, хотя бы и не исключительно политических и не ради поучения, но такое, в котором разыскиваются прежде всего их причины и следствия, т. е. мотивы и цели действующих лиц. В этом смысле прагматическая история отличается от культурной, которая занимается не событиями, вкладывающимися из человеческих деяний (res gestae), а состояниями общества в материальном, умственном, нравственном и общественном отношениях и связывает между собою отдельные факты не как причины и следствия, а как различные фазисы в развитии той или другой формы. С этой точки зрения исторические факты могут быть разделены на прагматические (события и человеческие поступки, их составляющие) и культурные (состояния общества и формы быта), и историческая связь может быть либо прагматическая (причинная), либо эволюционная. Согласно с таким пониманием, прагматизмом в истории следует называть исследование или изображение причинной связи, существующей между отдельными поступками отдельных исторических деятелей, или между целыми событиями, в которых действующими лицами являются не только единицы, но и целые группы, напр. политические партии, общественные классы, целые государства и т. п. Такое понимание не будет противоречить определению, данному Полибием в большинством историков, употреблявших термин прагматизм. Во всяком случае П. интересуется действующею в истории личностью, ее мотивами и намерениями, ее характером и страстями, одним словом, ее психологией, которая должна объяснять ее поступки: это - психологическая мотивация исторических событий. Причинность, царящая в мире явлений, проявляется в разных областях этого мира различным образом, вследствие чего и является необходимость специальных исследований причинности (напр., причинности в уголовном праве). В области истории этот вопрос разработан очень мало (см. Н. Кареев, "Сущность исторического процесса и роль личности в истории", СПб., 1890). Теория прагматической истории должна была бы исследовать, как порождаются одни события другими, вызываясь разными переменами в волевой сфере действующих лиц под влиянием действия на них тех или других событий, которые сами, в последнем анализе, суть лишь какие либо поступки. Прагматическая история отличается от последовательной именно проникновением во внутренний мир людей, с целью не только рассказать событие, но и представить его непосредственное действие на мысли и чувства современников, а также показать, как само оно сделалось необходимым в виду существования у людей, его совершивших, тех или других мотивов и намерений. Ср. Е. Bernbeim, "Lehrbuch der historischen Methode" (1894). (c) Н. К. Энциклопедический словарь Брокгауза и ЕфронаПРАГМАТИЗМ, -а, м. 1. Направление в философии, отрицающее необходимость познания объективных законов действительности и признающее истиной лишь то, что даот практически полезные результаты. 2. В исторической науке: направление, ограничивающееся описанием событий в их внешней связи и последовательности без раскрытия закономерностей их развития. II прил. прагматический, -ая, -ое. Толковый словарь русского языка С.И.ОжеговПРАГМАТИЗМ, прагматизма, мн. нет, м. (от греч. pragma - действие) (филос., науч.). 1. Субъективно-идеалистическое течение в философии, разновидность махизма, отрицающее объективное существование истины, признающее единственным критерием практику, опыт и выводящее необходимость существования бога для практических целей. Различия между махизмом и прагматизмом так же ничтожны и десятистепенны с точки зрения материализма, как различия между эмпириокритизмом и эмпириомонизмом. Ленин. 2. Теория исторического познания, рассматривающая исторический процесс, как цепь отдельных событий в их причинно-следственной связи, но без освещения их с точки зрения общих исторических законов. Словарь УшаковаДата последнего изменения 14.04.2008
|
|
|
ПОДЗЕМНЫЙОДРЯБЛЕТЬТУВИНКАДЕЙСТВИЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕКИНОЦЕФАЛУДОСТОВЕРЯТЬСЯЦЕВКОВЫЙВНЕПЛАНОВЫЙПОЗНАКОМЛЕННЫЙПРАГМАТИЗМНАДЕЛАТЬМЕТОДИКА МНОГОМЕРНАЯВОВЕКРАСТАЧИВАТЬПОДСАЛИВАТЬСЯРАЗОРИТЬСЯМАКРОЦЕФАЛИЯМАРКАВОСКЛИЦАТЬ |