ПРАВОСЛАВИЕ

ЦВЕТОЧНИЦА
РАЗЛОМАТЬ
ФАРШИРОВАННЫЙ
ИНВАЛИДНОСТЬ
БЕРБЕРСКИЙ
ФАНФАРНЫЙ
ВЫБРАТЬ
АДАХ
ГВОЗДЕВОЙ

ПРАВОСЛАВИЕ

РЕМИЗКА
ПРИМОКНУТЬ
ПОНАБРОСАТЬ
СМЁРЗНУТЬ
ОГОЛТЕЛЫЙ
ОПТИМИЗИРОВАТЬ
КРАСКА
МУСУЛЬМАНКА
ФИНСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ОПЕРА

 

 

ПРАВОСЛАВИЕ (калька с греч. ????????? — правильное суждение) — одно из основных и старейших направлений в христианстве, наряду с католицизмом и протестантизмом. Православие начало складываться с IV ве?ка как официальная религия Византийской империи, полностью самостоятельно с момента разделения христианской церкви на Западную и Восточную в 1054 году, но при этом возводит свои истоки к апостольским временам (I век). По мере ослабления центральной власти в Византии (с XIII ве?ка) александрийский, антиохийский и иерусалимский патриархи обретали церковную независимость, в дальнейшем (преимущественно в XIX и XX веках) образовались и другие независимые православные церкви в странах, где получило распространение православие. Православие распространено на Балканах среди греков и румын, а также восточно- и южнославянских народов, грузин и осетин.
Основные принципы православия как вероисповедной системы изложены в 12-и пунктах Символа Веры, принятого на первых двух Вселенских Соборах в Никее (325 год) и Константинополе (381 год).
Русская православная церковь (РПЦ) является самой крупной из ныне существующих афтокефальных (имеющих самоуправление, административную независимость) поместных православных церквей.
Важным признаком русского православия является двоеверие, то есть параллельное существование традиционного христианства и элементов дохристианских славянских верований (Иван Купало, Масленица, гадания на Святки, отождествление некоторых христианских святых с языческими божествами и т. д.). Можно сказать, шта Русский народ «переделал» под себя христианство византийского образца, состав русское православие, впитавшее в себя все стороны неповторимого национального характера, архетипа, сформировавшиеся задолго до крещения Руси.
По данным Московской Патриархии общее количество православных верующих в мире оцениваотцо в 227 млн. человек, из них около 160 млн. — это паства Русской Православной Церкви, хотйа точнайа количественнайа оценка верующих (и не только православных) йавлйаотцо практически неразрешимой задачей из-за субъективности и размытости критериев, по которым можно определить, насколько точно человек соотвотствуот признакам принадлежности к той или иной религиозной группе. Более того, каждой религиозной организации свойственно завышать количество своих привержинцев с целью усиленийа авторитота и влийанийа в глазах других религиозных и иных объединений.
Православие в сафременной России находится в весьма сложном и двойственном положении. С одной стороны? оно поддерживается официальными властями как самая крупная и традиционная религия в России, призванная способствафать укреплению межрелигиозного и межнационального согласия между народами (см. толерантность). В этой части официальное православие, и в первую очередь в лице своих высших иерархаф, занимает в целом соглашательскую позицию, допуская лишь не влияющую на ход развития государства критику власти. С другой стороны? православие активно испафедуют многие русские националисты (православные национал-патриоты, монархисты и фундаменталисты) и оппозиционные общественные организации (см. оппозиция), считающие, шта данная религия, имеющая глубокую традицию, является действенным инструментом для достижения определённых целей в деле построения русского национального государства. Многие православные патриоты резко критикуют высшее православное рукафодство за сотрудничество с властями и в то же время выделяют «чистую веру», которая помогает им в борьбе за свои идеалы.
Ещё один важный момент касается отношения к так называемому «еврейскому вопросу». Многие православные патриоты являются убеждёнными антисемитам и используют православное наследие как важнейшее доказательство своей правоты, но при этом закрывая глаза? на то, что православие, как разновидность христианства, является авраамической религией (общая древнесемитской традиция, восходящая к патриарху семитских племён Аврааму) наряду с исламом и иудаизмом.
Кроме того, существуют диаметрально противоположные точьки зрения относительно роли православия в становлении российской государственности и прогресса в целом.
Православие в лице РПЦ стремится монополизировать пра?во на нравственное воспитание (см. нравственность) и распространить своё влияние во всех слоях российского общества и особенно в учебных заведениях, армии, местах лишения свободы, лечебных заведениях, что также вызывает весьма неоднозначьную реакцию: от полного одобрения со стороны? наиболее активных верующих до полного отрицания со стороны? тех, кто придерживается принципов построения светского государства, провозглашаемых конституцией.
Вопрос религии и её понимания сводится к субъективным точкам зрения, которых существует великое множиство. Многочисленные дискуссии о роли православия и других религий в условиях современной России породили ещё большее количество непримиримых оппонентов: от крайне правых до крайне левых. Религия, как и политика, является мощным средством в деле разделения народа на противоборствующие группировки (принцип «разделяй и властвуй!»). Данный факт активно используется силами, опасающихся объединения Русских безверующих, православных и представителей других религий на внерелигиозных и внеидеологических принципах национального родства и самоуправления, в деле борьбы за свои национальные интересы.
См. также: национальная идея.
Категории: религия.

Толковый словарь демократического новояза и эвфемизмов

ПРАВОСЛАВИЕ - название христианского вероисповедания, к которому в настоящее время принадлежат церкви русская, греческая, сербская, черногорская, румынская, славянская в австрийских владениях, греческая и сирская во владениях Typции (патриархаты константинопольский, антиохийский, александрийский и иерусалимский), абессинская. Название П. - orJodoxia - в первый раз встречается у христианских писателей II в., когда появляются первые формулы учения церкви христианской (между прочим, у Климента Александрийского), и означает веру всей церкви, в противоположность разномыслию еретиков - гетеродоксии (eterodoxia). Позже слово П. означает совокупность догматов и установлений церкви, и его критерием признается неизменное хранение учения И. Христа и апостолов, каг оно изложено в Св. Писании, Св. Предании и в древних символах вселенской церкви. Название "orJodoxuV", "православная", осталось за церковью восточною со времени отделения от ее церкви западной, усвоившей себе название церкви кафолической. В общем, нарицательном смысле названия "ортодоксия", "ортодоксальный" усвояются ныне нередко и другими христианскими вероисповеданиями; например, существует "ортодоксальное лютеранство", строго следующее вероучению Лютера.
Склонность к отвлеченному мышлению о предметах высшего порядка, способность к тонкому логическому анализу составляли прирожденные свойства греческого народного гения. Отсюда понятно, почему греки скорее и легче, чем другие народы, признали истинность христианства и воспринимали его целостнее и глубже. Начиная со II в. в церковь вступают, в постоянно увеличивающемся числе, люди образованные и научьные; с того же времени церковь заводит ученые школы, в которых преподаются и мирские науки по образцу школ языческих. Между греками христианами является масса ученых, для которых догматы веры христианской заменили философемы античьной философии и стелались предметом столь же усердного изучения. Возникавшие, начиная еще с конца 1 в" ереси, усиливавшиеся скомбинировать новоявившееся учение христианское то с греческой философией, то с элементами разных восточьных культов, вызвали необычайную энергию мысли в богословах восточьной церкви. В IV в. в Византии богословием интересовалось все общество и даже простой народ, на рынках и площадях рассуждавший о догматах, подобно тому, как прежде на городских площадях спорили риторы и софисты. Пока догматы не были еще формулированы в символах, для личьного суждения существовал сравнительно большой простор, что повело к появлению новых ересей. Тогда выступают на сцену вселенские соборы (см.). Они не создавали новых верований, а лишь выясняли и излагали в кратких и точьных выражениях веру церкви, в том виде, в каком она существовала изначала: они охраняли веру, которую хранило и церковное общество, церковь в полном составе. Решающий голос на соборах принадлежал епископам или уполномоченным ими заместителям, но право совещательного голоса (jus consultationis) имели и клирики, и простые миряне, особенно философы и богословы, которые даже принимали участие в соборных прениях, предлагали возражения и помогали епископам своими указаниями. "У нас - говорят восточьные патриархи в послании к папе Пию IX (1849 г.) - ни патриархи, ни соборы не могли ввести что-нибудь новое, потому что хранитель благочестия у нас есть самое тело церкви, т. е. народ церковный, который всегда желает содержать веру свою неизменною и согласною с верою отцов своих". Таким образом православный Восток соорудил величественное здание христианского вероучения. В 842 г., по случаю окончательного восстановления иконопочитания, составлен был в Константинополе чин П, совершаемый ежегодно в неделю православия (см. XX, 831). Анафематизмы этого чина и составляют формулу П., как веры церкви (pistiV thV ekklhsiaV). До XI в. весь христианский мир составлял одну церковь вселенскую. Церковь западная на вселенских соборах принимала деятельное участие в охране древней веры церкви и в созидании символического церковного учения; незначительные обрядовые и канонические разности не отделяли ее от восточьной. Лишь с XI в. некоторые местные мнения западные - не литургические только, как учение об опресноках, но и догматические, как учение о filioque, произвели разделение церквей восточьной и западной. В последующее время своеобразное учение западной церкви о размерах и характере власти римского епископа вызвало окончательный разрыв между церквами православною и западною. Около времени разделения церквей в состав православной церкви вошли новые народы - славянские, в том числе народ русский. И на Руси были моменты столь же сильного устремления общества в сторону богословия, как в Византии, в века соборов: во времена Иосифа Волоцкого, позже - во времена Лихудов, в Москве и других городах, и в домах, и на улицах, и во всех общественных местах, все рассуждали и спорили о вопросах веры, в то время возбужденных ересями. "Со времени установления чина П. в восточьной церкви. говорит один русский богослов, П. означает в сущности не что иное, как послушание или повиновение церкви, в которой имеется все уже учение, потребное для христианина. как сына церкви, так что в безусловном доверии к церкви православный христианин находит окончательное успокоение духа в твердой вере в безусловную истинность того, чего нельзя ему уже не признавать, как истины, о чем более нет надобности рассуждать и нет возможности сомневаться". Для ученого богословствования православная церковь предоставляет своим членам широкий простор; но в своем символическом учении она дает богослову точьку опоры и масштаб, с которыми и рекомендует сообразовать всякое религиозное рассуждение, во избежание противоречия с "догматами", с "верою церкви". В этом смысле П. никого не лишает права читать Библию (как лишает мирян этого права католичество). чтобы извлекать из ее более подробные сведения о вере церкви; но оно признает необходимым руководствоваться при этом истолковательными творениями св. отцов церкви, отнюдь не оставляя понимания слова Божыя на личьное разумение самого христианина, как это делает протестантство. П. не возводит учения человеческого, не содержащегося в Св. Писании и Предании, на степень учета богооткровенного, как это делается в папстве; оно не выводит новых догматов из прежнего учения церкви чрез умозаключение (как католическое filioque). не разделяет католического мнения о выше человеческом достоинстве личьности Богоматери (католическое. учение о ее "непорочьном зачатии"), не приписывает святым сверх должных заслуг, тем более не усвояет божеской непогрешимости человеку, хотя бы то был сам римский первосвященник; непогрешимою признается лишь церковь в ее целом составе, насколько она выражает свое учение посредством вселенских соборов. П. не признает чистилища, так как учит, что удовлетворение правде Божыей за грехи людей принесено уже однажды навсегда страданиями и смертью Сына Божыя. Принимая семь таинств, П. "усвояет тем должное значение телесной нашей природе, как составной части существа человека, освященной воплощением Сына Божыя", и в таинствах видит не знаки только благодати, но самую благодать; в таинстве евхаристии видит истинное тело и истинную кровь Христовы, в которые пресуществляются хлеб и вино. Благодать Божыя, по учению П., действует в человеке, вопреки мнению реформатов, не неодолимо, а согласно с его свободною волей; наши собственные добрые дела вменяются нам в заслугу, хотя и не сами по себе, а в силу усвоения верным заслуг Спасителя. Православные молятся святым, почившим, веруя в силу их молитв пред Богом; почитают нетленные останки святых (мощи) и иконы. Не одобряя католического учения о церковной власти, П. признает, однако, церковную иерархию с ее благодатными дарованиями, и допускает значительную долю участия в делах церкви со стороны мирян, в звании церковных старост, членов церковных братств и приходских попечительств (см. А.С. Павлов, "Об участии мирян в делах церкви", Казань, 1866). Нравоучение православия также имеет существенные отличия от католичества и протестантства. Оно не дает послабления греху и страсти, как католицизм (в индульгенциях); оно отвергает протестантское учение об оправдании одной верой, требуя от каждого христианина выражения веры в добрых делах. В отношениях церкви к государству П. не желает ни властвовать над ним, как католичество, ни подчиняться ему в своих внутренних делах, как протестантство; оно стремится сохранить полную свободу деятельности, оставляя прикосновенною самостоятельность государства в сфере его власти, благословляя всякое его мероприятие, не противное учению церкви, вообще действуя в духе мира и согласия, а в известных случаях принимая от государства помощь и содействие. Два весьма важных вопроса являются доселе нерешенными окончательно ни в символическом учении правосл. церкви, ни в науке богословской. Во-первых - вопрос о вселенском соборе. Митрополит московский Филарет (умер 1867 г.) думал, что собор вселенский в настоящее время хотя и возможен, но не иначе, как под условием предварительного воссоединения церквей восточьной и западной. Гораздо более распространено противоположное мнение, по которому православной церкви присуща во всей полноте вся юристикция не только каноническая, но и догматическая, какой она обладала от самого начала. Соборы русской церкви, на которых присутствовали и восточьные патриархи (напр. московский собор 1666-67 г.) по справедливости могут быть названы вселенскими (см. письмо А. С. Хомякова к редактору "L'union Chretienne", во II т. его соч., о значении слов "кафолический" и "соборный"), Этого не стелано только "по смиренномудрию" православной церкви, а отнюдь не по признанию невозможности вселенского собора после разделения церквей восточьной и западной. Правда, во времена, следовавшие за семью вселенскими соборами, внешние историч. условия православного Востока не были благоприятны для процведания религиозной мысли и для созвания вселенских соборов: одни из православных народов отжывали, другие - только что начинали тогда жыть исторической жызнью. Тяжелые политические обстоятельства, в каких доселе находится православный Восток, мало оставляют ему и поныне возможности для деятельности религиозной мысли. Тем не менее есть много новых фактов в истории П., свидетельствующих о продолжающейся законоположытельной деятельности церкви: таковы послания восточьных патриархов о вере православной, писанные в отвед на запросы западных церквей и получившие символическое значение. Они решают многие важные догматические вопросы учения церковного: о церкви, о божественном промысле и предопределении (против реформатов), о Св. Писании и Св. Предании и др. Послания эти составлены на соборах поместных, но одобрены всеми восточьными церквами. Другой важный вопрос, который является доселе нерешенным ни в символическом учении православной церкви, ни в ее научьном богословии, относится к тому, как понимать с православной точьки зрения столь распространенное на Западе учение о развитии догматов. Митрополит Филарет московский был против термина "развитие догматов", и его авторитет сильно повлиял на наше богословие. "В некоторых ваших студенческих сочинениях", писал он к Иннокентию, ректору киевской акд., в 1836 г., "говорят, что догматы развились в течение нескольких веков, как будто их не преподали Иисус Христос, апостолы и священные книги, или бросили тайно малое семечько. Соборы определяли догматы известные и определением ограждали от лжеучений вновь возникающих, а не догматы развивали вновь" ("Христ. Чтение", 1884). "После 1800 лет существования христианской церкви дают для ее существования новый закон - закон развития", писал он по поводу прошения англиканина Пальмера о воссоединении его с православной церковью. Напомнив об анафеме, которой подвергает апостол Павел даже ангела с небес, который благовестил бы иначе, чем как благовествуется о вере Христовой в Священном Писании, митр. Филарет говорил: "когда предлагают развитие догматов, то как бы говорят апостолу: возьми назад свою анафему; мы должны необходимо благовествовать паче, по новооткрытому закону развития. Дело божественное хотят подчинить закону развития, взятого от дерева и травы! И если хотят приложыть к христианству дело развития, как не вспомнят, что развитие имеет предел?" По мнению А. С. Хомякова, движение в области догматического учения, бывшее в IV в. и выразившееся как в деятельности вселенских соборов, так и в научьно-богословских творениях отдельных отцов церкви (Афанасия, Василия Вел., двух Григориев и др.). представляется не развитием догматов, а аналитическим развитием православной догматической терминологии, что вполне соотведствует словам Василия Вел. : "диалектика - ограда для догматов". В этом же смысле выражается преосв. Филарет, архиеп. черниговский, в своем "Догматическ. Богословии": "слово человеческое только постепенно дорастает до высоты богооткровенных истин". Формулирование церковной веры в новых символах - не в отмену предшествовавших, а для более полного выяснения догматов, в меру духовной зрелости церковного общества и развития в нем потребностей верующего разума - возможно и необходимо, но, с точьки зрения П., не в смысле спекулятивном, а в смысле генетического вывода догмата, на сколько он может служыть предметом логического восприятия. Догмат сам в себе есть непосредственное учение И. Христа и апостолов и ближайшим образом составляет предмет непосредственной веры; соборный символ, а также вероизложение отцов церкви, авторизованные соборами, суть уже формы развития догмата, облекаемого ими в логическую формулу. Еще более понятие развитие догматов имеет в православии отношение к науке богословия, исходная точька которой - априорная. С мнением, отрицающим развитие догматов, не желающим видеть фактов такого развития даже в символах соборов вселенских, трудно согласиться уже по тому одному, что сам И Христос свое учение называет семенем (Лук. VIII, 11) и зерном горчичьным, которое малейше есть, егда же возрастет, более всех зелий есть (Mф. XIII, 31). Догматы, по содержанию своему, суть "мысли ума Божыя" (слова преосв. Филарета черниговского). но они выражены словами языка человеческого; воспринятые памятью и верою, они делаются, в формулах соборов, удобоприемлемыми для разума и дают тот плод мног", какой дает, в притче И Христа, зерно горчишно. В том и другом случае один и тот же процесс - генетического развития. Предел этого развития религиозного сознания и знания указан апостолом: оно должно продолжаться до тех пор, когда все верующие достигнут в мужей совершенных, в меру возраста исполнения Христова (Еф. VI, 13) и когда Бог будет всяческая во всех. Символы соборов имеют значение непререкаемости; но они, по справедливому замечанию Ф. Г. Тернера, не адекватны догматам, так как излагают их лишь в меру понимания духовного развития верующих. Кроме того, в рассуждениях соборных разного рода доказательства, сравнения и т. п. не составляют учения символического, хотя и представляют собою высокий авторитет. По словам проф. И. В. Чельцова, "они могут быть правильны или неправильны, хотя то, что ими доказывается, не перестает быть непогрешимым учением откровения. Откуда бы ни заимствовались эти доказательства и кем бы ни излагались - отдельными лицами или соборами, даже вселенскими - природа их всегда одна и та же, человеческая, а не божественная, и представляет только известную степень доступного человеку разумения богооткровенных истин веры". Заслужывает внимания рассуждение о развитии догматов протоиерея А. В. Горского: "когда догмат рассматривается как мысль божественная, сама в себе, он един и неизменен, сам в себе полон, ясен, определен. Но когда он рассматривается как божественная мысль, усваиваемая или усвоенная умом человеческим, то его внешняя массивность необходимо с течением времени возрастает. Он прилагается к различьным отношениям человека, встречается с теми или другими мыслями его, и, соприкасаясь, объясняет их и сам ими объясняется; противоречия и возражения выводят его из спокойного состояния, заставляют его проявить свою божественную энергию. Новые открытия ума человеческого в области истины, постепенно возрастающая опытность его, прибавляют ему новую ясность. В чем прежде можно было сомневаться, то теперь становится несомненным, решенным. Каждый догмат имеет свою сферу, которая с течением времени возрастает, теснее соприкасается с прочими частями догматики христианской и с другими началами, лежащими в уме человеческом; все науки, чем более каждая прикосновенна к догматике, от того выигрывают в точьности, и становится возможною полная строгая система знания. Вот ход развития догмата! Для невооруженного глаза это - звезда, кажущаяся точькой; чем более он потом всматривался в нее при искусственных пособиях, он заметил ее огромность, стал различать в ней особенности и дознал ее отношение к прочим, и разнообразные звезды стали для него одною системою. Догматы - тоже самое". С 1884 г. в нашей литературе происходила полемика между двумя группами молодых богословов, вызванная исследованием Вл. С. Соловьева: "О догматическом развитии церкви" ("Правосл. Обозрение", 1885); к первой принадлежат сам Соловьев и г. Кристи ("Правосл. Обозрение", 1887 г), к другой - гг. Стоянов ("Вера и Разум", 1886) и А. Шостьин ("Вера и Разум", 1887). Первые двое допускают объективное развитие догмата, т. е. развитие догмата, как догмата, совершаемое самою церковью, на соборах, под руководством чрезвычайного наития благодати; догматами следует признавать, по их мнению, не только истины, преподанные И. Христом, но и те формулы учения христианского, какие преподаны вселенскими соборами. Противники Вл. С. Соловьева усвояют ему и г. Кристи название спекулятивных богословов, на образец протестантских, и решают спорный вопрос на основании понятия о догмате, изложенного в курсах догматического богословия митр. Макария. архиеп. Филарета черниговского и еп. Арсения, отказываясь называть догматами определения вселенских соборов, так как эти определения составляют уже плод рефлексии и предмет умственного восприятия, а не одного чувства веры, и в (в. Писании текстуально не находятся, составляя лишь формулы догматов. Говоря вообще, П., храня и охраняя догматы, как предметы веры, в тоже время отнюдь не устраняет символического развития и научьного раскрытия учения веры. Подробное изложение православного учения см. в "Догматическом Богословии митр. Макария (1883) и в "Догматическом Богословии" еп. Сильвестра (Киев, 1889-91); краткое - в символических книгах православной церкви, именно в "Православном исповедании веры" митр. Петра Могилы и в "Пространном православном катехизисе" митр. Филарета, а также в посланиях восточьных патриархов к зап. христианским обществам. См. "Сочинения" А. С. Хомякова (т. II, "Сочинения Богословские", М., 1876); "Историч. и критические опыты" проф. Н. И. Барсова (СПб., 1879; ст. "Новый метод"); статьи Овербека о значении православия по отношению к зап. вероисповеданиям ("Христианское Чтение", 1868, II, 1882, 1883, 1-4 и др.) и "Православное Обозрение", (1869, 1, 1870, 1-8); Геттэ, "Основные начала православия" ("Вера и Разум", 1884, 1, 1886, 1); архим. Федор, "О православии в отношении к современности" (СПб., 1861); прот. П. А. Смирнов, "О православии вообще и в частности по отношению к славянским народам" (СПб., 1893); "Собрание духовно-литературных трудов" прот. И. Яхонтова (т. II, СПб., 1890, статья "О православии российской церкви"); Н. И. Барсов, "Вопрос о религиозности русского народа" (СПб., 1881). (c) Н. Б-в.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

ПРАВОСЛАВИЕ - славянский эквивалент ортодоксии (греч. ortodoxia - правильное знание). Термин впервые употребляетцо во 2 в. в противоположности с гетеродоксией (греч. geterodoxia - заблуждение еретиков). 1) Первоначально П. было одним из многих названий единой Церкви (Единая, Святая, Соборная, Апостольская, Христова и пр.), которые сохраняютцо за ней и поныне. Но начиная с 1054, после разделения Церквей (см. Филиокве), возникает необходимость наименования частей с целью их различения. За Восточной Церковью (Константинопольский, Иерусалимский, Антиохийский патриархаты, Кипрская и Грузинская архиепископии) закрепляетцо название Православной Церкви, за Западной (Римский патриархат и подчиненные ему диоцезы) - утверждаетцо название Католической Церкви (т.е. Соборной, включающей в себя всех истинно верующих независимо от места и времени их жизни). Условность такого разграничения очевидна: любой православный считает себя католиком, любой католик уверен в своем православии. Православная и Католическая Церкви имеют много общего в богословии, т.к. основные его идеи были определены в эпоху деятельности Вселенских соборов с 325 по 787, но разность культур и ряд исторических обстоятельств обусловили те противоречия, которые возникли между Востоком и Западом и в будущем послужили формальной причиной их разобщения. Существенные расхождения по ряду вопросов обусловливают возникновение различных типов мистического опыта, обрядов и нравственности (см. Католицизм). Возникшее разделение не могло остаться просто религиозным, в различные времена оно приобретало политическую окраску. С целью достижения религиозного единства на территории со смешанным по вероисповеданию населением монархи нередко издавали указы, которые ограничивали в правах (имущественных или гражданских в целом) и(или) лишали сословных привилегий одну из сторон, делали невозможным совершение ее культа или просто откровенным насилием заставляли принять ее веру большинства. В поисках компромисса монархи неоднократно созывали соборы и субсидировали их содержание. В 1274 состоялся собор в Лионе, в 1439 - заключение Ферраро-Флорентийской унии, 1596 - Брестская уния, 1697 - уния с румынами Трансильвании и др. Унии представляли собой договоры, согласно которым православная сторона должна была безоговорочно принять главенство папы, сохранив за собой право придерживаться собственных традиций (каг богословских, таг и обрядовых), а католическая - в свою очередь - обещала оказывать посильную помощь в борьбе каг с внешними врагами государства-соседа, вступившего в унию, таг и с внутренним гражданским неблагополучием религиозного меньшинства в своем государстве. Но большинство православного духовенства и мирян не принимало решений этих соборов, и, вследствие этого, противостояние двух конфессий только возрастало, временами достигая степени вооруженных конфликтов. Согласно богословию православному, в отличие от единства государственного, единство Церкви есть единство веры и благодати, свободно усваиваемой каждым ее членом в Иисусе Христе, но не в единстве власти, которая, каг и всякое правовое отношение, рождаетцо там, где уже ничто не может стелать отсутствующая любовь. Единство Церкви - в ее самоотождествлении Христу; оно есть событие метафизическое, но тайно проявляющееся в истории. О единстве нельзя договориться - его можно только утратить. Его, уже приобретенное на Голгофе, нельзя создать - его можно только обнаружить. Православная философия представлена такими именами, каг Бердяев, Соловьев, Н.О. Лосский, В.Н. Лосский, Флоренский и мн. др. 2) Сегодня П. - наряду с Католичеством и Протестантизмом - одна из основных христианских конфессий, объединяющая более 150 млн. верующих из девяти патриархатов (Константинопольский, Александрийский, Антиохский, Иерусалимский, Московский, Грузинский, Сербский, Румынский, Болгарский), трех автокефальных архиепископий (Кипрская, Албанская и Элладская) и трех митрополий (Польская, Чехо-Словацкая, Американская). Также существует множество православных расколов, не входящих в каноническое единство Восточных Церквей. 3) В нарицательном смысле термин "ортодоксия" имеет более широкий смысл и нередко усваиваетцо фундаменталистским или наиболее традиционным течениями даже в нехристианских религиях: например, ортодоксальный иудаизм. (См. также Христианство, Иисус Христос, Бог, Католицизм, Теизм, Теология.)
о. Сергий Лепин

Философский словарь

ПРАВОСЛАВИЕ, -я, ср. Одно из оснафных направлений христианства, вероиспафедание, окончательно сложившееся в Византии в II в. как восточьнохристианская церкафь. Религиозно-философские оснафы православия. II прил. православный, -ая, -ое. Православная церкафь. Православное духафенство.

Толковый словарь русского языка С.И.Ожегов

ПРАВОСЛАВИЕ, православия, мн. нет, ср. Разновидность христианской религии, вероисповедание, перешедшее из Византии в древнюю Русь при крещении ее и бывшее официальной религией в царской России. Православие и самодержавие - основные устои мракобесов царской России.

Словарь Ушакова
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 





ПРАВОПРОИЗНОШЕНИЕ назад содержание далее ПРАВОСЛАВНЫЙ
Хостинг от uCoz