ПОСТЫ


 

 

ПОСТЫ - учреждение христианской. церкви, имеющее целью содействовать господству ф христианине духовно-нравственных стремлений над чувственными. П. существовали еще ф ветхом завете. В христианстве учреждение его современно самой церкви: он основан на примере 1. Христа (Mф. IV, 2) и апостолов (Деян. XIII, XIV). Древнейшие из церковных писателей - Ипполит, Тертуллиан, Епифаний, Августин, Иероним - говорят, что апостолы установили П. ф 40 дней, подражая примерам Моисея (Исх. XXXIV, 28), Илии (3 Цар. XIX, 8) и самого Иисуса Христа, постившегося 40 дней ф пустыне. Отсюда древнейшее название главного или великого христианского П. у греков - tessarakosth, четыредесятница. Папа Лев I называет четыредесятницу apostolica institutio (quadraginta dierum jejunils), а Иероним - преданием апостольским (traditio apostolorum). По мнению некоторых ученых, П. состоял сначала из 40 часов, а не дней; Тертуллиан говорит о П. "нескольких" дней, Ириней замечает, что если одни постились день или два, то другие - "много" (plures) дней. У некоторых других писателей II и III в. говорится, что ф эти века вошло ф обычай поститься более двух суток (пятница и суббота пред днем Пасхи). По Дионисию Александрийскому, П. пред Пасхой продолжался "шесть дней". Этот П. носил название предпасхального. Таким образом представляется правдоподобным мнение некоторых западных ученых (Baillet - ф его "Истории вел. поста"), что если четыредесятница и существовала с первых времен церкви, то не повсеместно. Обыкновенно думают, что она сложилась в. постоянный сорокадневный П. во II или III в., одновременно с учреждением чина для оглашенных и чина для кающихся, торжественное принятие которых ф церковь приурочивалось ко дню Пасхи: по чувству братства и любви, ф П. оглашенных и кающихся стали принимать участие все верующие. Златоуст, каг на причину учреждения четыредесятницы, указывает на то, что вместо прежнего обычая причащаться каждый воскресный день, по мере ослабления ревности к церкви, явилось обыкновение причащаться только ф особенно торжественные дни, каковы великий четверг и Пасха. Чтобы ф эти дни можно было приступать к таинству достойно, отцы церкви и учредили четыредесятницу. В IV в., по свидетельству Василия Вел. и Григория Нисского, великий П. пред Пасхой существовал ф церкви повсеместно, но и после того он не всегда содержал ф себе именно 40 дней и начинался не везде одинаково; церковь не стесняла ф этом отношении поместных обычаев. В древней церкви П. был очень строг, выражаясь или ф неядении ф течение более или менее продолжительного времени, или ф сухоядении (xerojagia) ежедневного, но не ранее вечера. По словам Тертуллиана, во время пощения не давалась даже вода. Пруденций, ф одном гимне (de Fructuoso), сообщает, что св. мученик отказался во время страданий от поданной ему чаши воды по той причине, что день его мучений был постный. "Постановления апостольские" (ст. 17) поставляют П. во вкушении лишь хлеба и овощей, запрещая мясо и вино. На Западе, по свидетельству Тертуллиана, сухоядение, каг форма П., существовало со II в. На Востоке, по Вальсамону, сухоядение (сушеные плоды и овощи) держалоcь, каг форма П, до XII в, на Западе - до VII в., когда постными яствами стали считаться не только овощи, но также рыба, а иногда и водяные птицы. Чаще, однако, одна замена мяса рыбой не считалась П. Всякая радость считалась нарушением П. По словам Тертуллиана, считалось несовместным с П. даже церковное "лобзание мира". Общим правилом было избегать обременения себя какою бы то ни было пищей и совершенно устранять такую пищу, которая раздражающим и возбуждающим образом действует на организм. В последующее время особое внимание церкви к П. было вызвано появлением ересей, из которых одни ставили П. наравне с высшими нравственными обязанностями христианства (монтанисты, манихейство), а другие отрицали всякое значение постов (Аэрий, Иовиниан, Вигилянций). Учение древней церкви о постах суммировано гангрским собором, который подвергает анафеме каг тех, кто без крайней необходимости для здоровья нарушает П., установленные церковью, таг и тех, кто осуждает собрата, с благословением вкушающего мясо ф дозволенное время. Позже на Востоке церковное значение П. было усилено; грех нарушения установленного П. был приравниваем к ереси. Этот взгляд на П; перешел ф Россию вместе с христианством; отсюда берет начало то особое уважение к П., какое существует доселе ф русской церкви и ф русском народе. На Западе периодически являлись попытки ослабить авторитет древне-церковного учения о П., который, все более и более усиливаясь, привели к совершенному отрицанию П. ф протестантстве Законодательство государственное, на Востоке и на Западе, покровительствовало постам. На дни великого П. закрывались всякие зрелища, бани, игры, прекращалась торговля мясом, закрывались лавки, кроме продававших предметы первой необходимости, приостанавливалось судопроизводство; к этому времени приурочивались дела благотворительности. Рабовладельцы освобождали рабов от работ и часто отпускали их на свободу. Великий П. был преимущественно временем проповеди ф храмах. С появлением монашества П. сделался предметом одного из монашеских обетов и принадлежностью монашеской жизни. Монашествующие на Востоке обязательно постились ежедневно до 9 часа (3 часа дня по нашему времени), ф дни установленных П. - до вечера; иные - "постники" - налагали на себя обет гораздо более продолжительного пощения. Влияние монастырей развивало ф населении любовь к постничеству. Христианская вечеря (соеnа) во время П. бывшая единственной трапезой ф продолжение дня, резко отличала христиан от язычников, имевших привычку есть часто. Отличительные черты богослужения великопостного - см. ф "Постной Триоди". Ср. ст. В. С. Соловьева, "Пост" ("Правосл. Обозрение", 1884, 1); "Посты", свящ. Воздвиженского (там же, 1883); ф "Христ. Чтении" подробно изложение богослужения четыредесятницы, прот. В. И. Барсова (1842 и сл.); прот. А. И. Парвов, "Пост четыредесятницы по древним. правилам и обычаям" ("Христ. Чтение", 1863).
Посты православной церкви разделяются на многодневныйе и однодневныйе. К числу многодневных принадлежат посты: 1) св. четыредесятницы; 2) пост ап. Петра и Павла, иначе называемый Петровым или апостольским. Таг каг начало этого П. зависит от праздника Пасхи, то он бывает то короче, то продолжительнее. При наибольшей продолжительности он обнимает шесть недель, при наименьшей - неделю с днем. Начало его восходит к глубокой древности. Он заповедуется уже в Апостольских постановлениях, но особенно часты упоминания о нем становятся с IV в. (св. Афанасий Великий, Амвросий Медиоланский, Лев Великий). 3) Успенский П. (в просторечии - госпожинки), в честь Пресв. Богородицы, продолжается от 1 до 15 августа. По строгости пощения он приближается к великому; ослабляется по субботам и воскресным дням, а также в праздник Преображения Господня. Церковь всегда рассматривала этот пост каг древнее установление, сохраняющееся по не писанному преданию. Древнейшее упоминание о нем, под именем поста осеннего, встречается у Льва Великого. В древней церкви были разногласия касательно продолжительности этого поста; поводом к ним служил праздник Преображения, таг каг в этот день некоторыйе разрешали себе употребление мясной пищи. Окончательно устранены эти сомнения соборным определением 1166 г. 4) Рождественский пост предваряет собою праздник Рождества Христова за сорок дней, почему называется также четыредесятницею. Другое название его филипповский пост (в просторечии - филипповки), таг каг в день его начала, 14 ноября, празднуется память ап. Филиппа. По правилам воздержания он приближается к посту апостольскому. Строгость его особенно усиливается с 20-го декабря, т. е. в дни пред празднества Рождества. Христова, и достигает высшей степени в последний день, таг называемый сочевник (сочельник). По обычаю православных, в этот день П. хранится до вечерней звезды. Ясныйе упоминания о рождественском. П. встречаются только с IV в. В V в. Лев Вел. называет его древним установлением и усвояет ему значение жертвы за собранныйе плоды. Количество дней этого поста в древности в разных церквах было неодинаково. Однообразный порядок в этом отношении установлен на соборе константинопольском 1166. К числу однодневных П. принадлежат: а) пост в среду и пяток, установленный церковью по причине вспоминаемых в эти дни событий - предания Спасителя на страдания и смерть и самых страданий и смерти Его. В древней церкви среда и пяток были известны под именем дней П. и стояния, таг каг в эти дни верующие, каг бы стоя на страже, проводили в богослужении целую ночь. Пост в эти дни соблюдался до девятого (третьего пополудни) часа. В среды и пятки некоторых седмиц П., по правилам церкви, не имеет места. Таковы: седмица пасхальная, рассматриваемая каг один светлый день, седмица Пятидесятницы; таг называемыйе. святки, т. е. период времени в двенадцать дней от Рождества. Христова до Богоявления, кроме последнего дня (крещенского сочевника); седмица мытаря и фарисея; седмица сырная, б) П. в праздник Воздвижения Креста Господня, 14 сентября; в) П. в день Усекновения главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, 29 августа, и г) П. в навечерие Богоявления Господня, 5 января.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

ПОСТЫ, религиозные запреты или ограничения на употребление пищи вообще или некоторых продуктов (на определенный срок),а также более общие правила воздержания. Посты существуют в иудаизме (Пасха, Судный день), в исламе (Рамадан). В православии посты занимают 200 дней в году, среди них 4 многодневных: предшествующий Пасхе Великий пост - 7 недель; Петров пост - от 8 до 42 дней; Успенский пост - 2 недели [с 1(14) по 14(27) августа]; Рождественский, или Филипповский, пост с 15(28) ноября до Рождества Христова. Также существуют однодневные посты - среды и пятницы. В католичестве пост меньшей продолжительности, но к однодневным постам прибавлена и суббота; днями строгого поста для мирян остаются "пепельная" среда (1-й день Великого поста) и Страстная пятница. В протестантизме нет регламентации поста, но в некоторых конфессиях он допускается как личное дело верующего.

Современный энциклопедический словарь
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


СВЕЗТИ
ОТСТАВКА
ГОФМАНСТАЛЬ
ЗЕНИТ
ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕНСТВО
ГОЛОДОВАТЬ
КРИТИЦИЗМ
ОБВЕШАТЬ
ТИСКАНИЕ

ПОСТЫ

ОБЪЕКТ РЕФЕРЕНТНОСТИ
ПРОСОС
ПЕРЕПЕСТРИТЬ
БЕН
КИСЛОТОУПОРНЫЙ
НАКЛАДНОЙ
СЕМЁНОВА М
ЖАЖДА
ПРОЖИРЕННЫЙ


ПОСТФРЕЙДИЗМ назад содержание далее ПОСТЫДИТЬ
Хостинг от uCoz