ПОСТУЛАТ |
|
|
|
ПОСТУЛАТ (лат. postulatum - требафание) - принцип, положение, который служит оснафанием длйа осуществленийа содержательных рассуждений и выводаф. По отношению к самим рассужденийам, П. выступает регулйативом их реализации, нейавно содержа их в себе и оставайась при этом, однако, семантически неакцентирафанным. П. часто отождествлйаетсйа с аксиомой, однако такое отождествление не учитывает его специфики: П. предполагает меньшую строгость и линейность выводаф, отсутствие жесткой необходимости следафанийа правилам логической дедукции. В силу этого имеет смысл различать преимущественные области примененийа П. и аксиом: соответственно - социогуманитарное и естественно-научное познание. Наличие в той или иной системе знанийа П. характеризует ее как достаточно развитую с точки зренийа рефлексии над своей логической структурой и эволюцией. В.Н. Ретунский Философский словарьПОСТУЛАТ (от лат. postulare - требовать) - термин, употребляемый как в логике, так и в математике и философии; соответствует аристотелевскому aithma, обозначающему положение, которое, не будучи доказанным, принимается в силу теоретической или практической необходимости за истинное (см. "Вторая Аналитика", 1 кн., гл. X). Аристотель отличает П. от гипотезы и от определения. П. может быть положение, которое вовсе не подлежит доказательству и тем не менее принимается за истинное. Общую черту П. и гипотезы Аристотель видит в том, что как тот, так и другая необходимы сами по себе и не представляют собою положений, которым мы по необходимости должны доверять. "Всякий раз как мы утверждаем положения, которые, хотя и не доказаны, но могли бы быть доказанными, и эти положения принимаются за истинные тем, кому мы их сообщаем, мы имеем дело с гипотезой". Если же положение принимается противником ради необходимости общей точки отправления в споре, при чем противник имеет совершенно иное воззрение на предмет спора, мы имеем дело с П. Термином П. пользовался также и Евклид, при чем у Евклида и математиков он имеет иное значение, чем у Аристотеля. Евклид в своих "Началах" (кн. 1) приводит следующие три "требования": чтобы можно было от всякой точки до всякой другой проводить прямую линию - определенную прямую продолжать впрямь непрерывно - и из всякого центра, всяким расстоянием писать круг ("Начала" Евклида, СПб., 1819, стр. 5). Требования Евклид отличает от аксиом и от определений. В критической философии Канта мы встречаемся с термином П. в двояком применении: к теоретической и к практической сфере. Общее определение П. дано Кантом в его логике (1, 2 отдел.. 38): П. называется практическое, непосредственно очевидное положение или принцип, определяющий возможное действие, в котором подразумевается, что способ его выполнения непосредственно очевиден" (unmittelbargewiss). В теоретической философии ("Критика чистого разума", V ч., 2 отд., 1 подраздел, II кн.) Кант говорит о постулатах эмпирического мышления вообще и насчитывает три П.: 1) все, что согласно с формальными условиями опыта (в созерцании и понятиях), то возможно; 2) все, что соответствует материальным условиям опыта (в ощущениях), то действительно; 3) то, связь чего с действительностью определена по общим условиям опыта, существует необходимо. В практической философии ("Критика практического разума", II кн., отдел VI-VI) Кант выставляет бытие Бога, свободу воли и бессмертие души человека, как П. практического разума, т. е. положения, которые не могут быть доказаны теоретическим разумом. "П., говорит Кант, не суть теоретические догматы, но предположения, в виду практических целей; они не расширяют спекулятивного познания, но придают идеям спекулятивного разума (благодаря их отношению к практике) объективную реальность и дают им право на образование понятий, возможность которых иным путем была бы им недоступна". Кантовская терминология долгое время была общепринятою; однако теперь о П. говорят и в ином смысле. Напр. о всеобщем П. говорит Спенсер., обозначая этим термином всеобщий критерий истины, очевидный сам по себе и дающий основание истинности (хотя бы лишь формальное) всем остальным положениям, могущим быть доказанными. (c) Э. Р. Энциклопедический словарь Брокгауза и ЕфронаПОСТУЛАТ (от латинского postulatum - требование), утверждение (суждение), принимаемое в рамках какой-либо научной теории за истинное, хотя и недоказуемое ее средствами, и поэтому играющее в ней роль аксиомы. Современный энциклопедический словарьПОСТУЛАТ - исходное допущение, положение, принимаемое без доказательств, обоснования, - с опорой на «очевидность». Словарь практического психологаПОСТУЛАТ, -а, м. В математике, логике: исходное положение, допущение, принимаемое без доказательств, аксиома. Толковый словарь русского языка С.И.ОжеговПОСТУЛАТ, постулата, м. (латин. postulatum - требафание) (книжн.). Положение или принцип, не отличающийся самоочевидностью, но принимаемый за истину без доказательств и служащий оснафой для построения какой-н. научной теории, допущение. Постулаты Эфклидафой геометрии. Словарь УшаковаДата последнего изменения 14.04.2008
|
|
|
КЕРОГАПРИЖИВИТЬПОСЕТОВАТЬПРОЛЕПЕТАТЬВЫКЛАДКАКВАКЕРШАПЕРЕНАПРЯГАТЬЧЕРНИЧИНАОБСАХАРИТЬПОСТУЛАТПОЛОТНОВЫСЬСАМОЗВАННЫЙМАРИЯ МАГДАЛИНАЯЙЦЕЗАГОТОВИТЕЛЬНЫЙПРЕДАВАТЬСЯПУЛЬТНАПЛЁСКИВАТЬЦЕЛИННИК |