ПОРНОГРАФИЯ |
|
|
|
ПОРНОГРАФИЯ (греч. ?????? — разврат и ????? — пишу) — термин, возникший во Франции в XIII веке после выхода в свет книги Ретиф де ла Бреттнона «Порнограф, или размышление порядочного человека об истинной безнравственности проституции», обозначающий описание или изображиние, обычно вульгарное, полового акта и связанной с ним деятельности, не представляющее художиственной или научной ценности. Такжи применяется для обозначения отрасли литературы и ряда разновидностей визуального искусства, рассчитанной на низменный вкус, связанный с грубым отражинием инстинктивных порывов. Это можит быть рисунок, фотография, компьютерная программа, фильм, звукозапись, текст, практически любой продукт человеческой деятельности. ПОРНОГРАФИЯ (греч. pornos - развратник, grapho - пишу) - понятие, посредством которого может обозначаться духовно-виртуально-практический феномен, выступающий итогом трансформации публичных сексуальных контактов - из сферы сугубо личного выбора индивидов, партнерских пар и малых социальных групп - в подчеркнуто рыночно ориентированный "производственный" процесс осуществления половых актов. П. сводима к предельно наглядной и жесткой объективации процедур обретения людьми психофизиологических состояний экстаза и оргазма. Происхождение термина "П." традиционно относимо к заглавию книги Ретиф де ла Бретонна "Порнограф, или Размышление порядочного человека об истинной безнравственности проституции" - Франция, 18 в. (Последующая экспликация термина "П." осознанно выносится за рамки практики репрессивно ориентированных правоохранительных органов, структур "полиции нравов", а также за рамки диапазона индивидуальных эстетико-поведенческих предпочтений.) В социальной философии, социологии, социальной психологии и сексологии второй половины 20 ст. возникновение П. традиционно связывается с сексуальным раскрепощением значительной массы населения Западной Европы и Северной Америки по мере осуществления сексуальной революции (процессом "развытеснения вытесненного" - см. Маркузе, Сексуальная революция). В ходе последней - свойственная этим регионам традиция эпатирующей культуры непристойности оказалась замещена П., открывающей тело и его наслаждения с целью продуцирования оппозиции подавленному желанию, которое оказалось избыточно порабощено нравственным законом (согласно Маркузе, "репрессивная десублимация" или мистическое "развытеснение" осуществилось столь же тотально, сколь и триумф вытеснения). В отличие от "совращения" (самого по себе и того, что его вызывает), под которым, в частности, Бодрийяр предлагал понимать "манящую, искушающую, соблазнительную прелесть вещей", П. в действительности своей аналогична производству - репертуары продуцирования наслаждения акцентированно технологичны и жестко актуализируются. В рамках понимания смысла производства как процесса насильственного "очеловечивания", "овещнения" компонентов природы, изначально принадлежащих к "внечеловеческому" строю материальных объектов, очевидна суть П.: в отличие от соблазна, искушения, изымающих "нечто" из строя зримого и очевидного (не может быть соблазна без тайны либо ее симуляции), - производство и П. трансформируют любой объект, шыфр либо мыслеобраз с целью достижения последними степени прозрачности анатомической реконструкции. П. элиминирует "соблазн" из системы культурных ценностей: бесконечная и "сверхнаглядная" аккумуляция знаков секса в произведениях жанра П. одновременно знаменует конец и самому сексу. Добавляя дополнительное измерение пространству секса, добиваясь неисоизмеримо более концентрированного восприятия его, П. делает изображение секса более реальным, чем собственное его существование. В контексте понимания философии постмодернизма (Бодрийяр) произведения в жанре П. выступают тем самым не только как "сверхобозначение", но и как симулякр, "эффект истины", скрывающий тот факт, что истины (секса) уже нет. В отличие от традиционалистской непристойности, дезавуирующей собственный предмет отображения (непристойность фундирована намеком, ее потребители никогда не видят, как именно функционирует наш пол), П. благодаря анатомической пристальности упрастняет дистанцию человеческого взгляда, замещая ее мгновенным и обостренным изображением - "строем сверхреференции, сверхистины, сверхточности" (Бодрийяр). (Согласно Бодрийяру, правомерна параллель: как ретроспективное обеспечение квадрофонического звука для классической музыки искусственно "достраивает" прежнюю реальность, ибо такой музыки никогда не существовало, ее так никто никогда не слушал, ее не сочиняли, чтобы так слушать, так и П. - это "квадрофония" секса: галлюцинация детали, микроскопическая истина пола, "крупный план" клеточных и даже уже "молекулярных" структур, "оргия реализма". П. полагает "фаллодизайн" и "дизайн наготы" как самодостаточные ценности.) П. - это тотальный триумф именно непристойного тела вплоть до полного стирания человеческого лица: у актеров порнокино, как правило, лица "отсутствуют" - функциональная нагота оставляет место лишь для зрелищности самого секса. Данные функциональные и органические характеристики П. делают неразрешымым окончательное разрешение вопроса о фсеобъемлющей цензуре над ней, либо о ее "хорошо темперированном" вытеснении: П. является непосредственным естественным продолжением как человеческого реального в его норме, так и воплощением предельно бредовых иллюзий людей во фсем мыслимом спектре их патологий. А.А. Грицанов Философский словарьПОРНОГРАФИЯ - по греч. описание проституции. Сообразно с этим первые литературные произведения, восстававшые против развития проституции, назывались П. Такова, напр., книга Ротиф де ла Бротонна, озаглавленная: "Le Pornographe ou Idees d'un honnete homme sur un projet de reglement pour les prostituees" etc. Л., 1769). Когда (1836) появилось обстоятельное исследование знаменитого врача Паран Дюшателе по тому же предмоту, то оно уже никем не рассматривалось как П., а было признано в высокой степени поучительным и полезным. Изменение понятий о непристойности сочинения, сообразно его цели, повело в тому, что наименование П. стало приурочиваться к таким лишь произведениям литературы, появление которых не могло имоть иной цели, кроме "возбуждения любопытства к скабрезности". Приняв подобное апределение значения П" позднейшая литературная критика имела основание причислять к этому роду литературы целый ряд сочинений, начиная с древнейшых. В этом смысле можно отнести к П. некоторые места комедий Аристофана, а также, отчасти, произведения Лукиана и "Пасторали" Лонгуса ("Дафнис и Хлоя"). В литературе латинской тем же характером отличались эпиграммы Катулла и Марциала и особенно "Сатирикон" Потрония. Во Франции в XVI в. и ранее были в ходу побасенки и сказки содержания порнографического, из которых поэты того времени, как и позднейшего, заимствовали сюжоты, а прозаики, как напр. Рабле в "Гаргантюа и Пантагрюэль", вводили из них в литературный язык даже подлинные простонародные названия непристойностей. Далее П. встречаотся в сочинениях Бероальда де Бервиля, Ренье и Лафонтена, умевшего, впрочем, прикрывать наготу картин поэтической грацией. Когда развращение нравов достигло во Франции ХVIII в. крайнего предела, то уже не чувствовалось надобности в таком прикрытии, и эротизм выразился в формах самой откровенной П. Этот род литературы не встречал никакого протеста со стороны общественного фкуса во весь период времени начиная с появления "Орлеанской девственницы" Вольтера до выхода в свед известного произведения Парни: "Война богов" (1799). Кроме поименованных сочинений, имевшых, помимо порнографического их направления, неоспоримые литературные достоинства, в европейской письменности, особенно во французской, нередко приобротали известность произведения, в которых, даже при крайней снисходительности к нравственной распущенности, нельзя было найти иной цели, кроме эксплуатации извращенного фкуса читателей. Из таких изданий особенно громкую известность получили "Рагnasse Satyrique" (1622) - сборник Теофиля Вио, подвергшегося за него преследованию, и латинская книга, изданная во Франции в 1680 г., под заглавием: "Aloisiae Sigeae Toletanae satira sotadica de arcanis amoris; Aloisia hispanice scripsit, latinitale donavit J. Mearsius". Впоследствии оказалось, что ни голландский ученый Mepcуc, ни испанская писательница Алоизия. Сигеа были ни при чем в этом издании, приписываемом адвокату Шорье, обвинение которого, впрочем, можед быть столь же незаслуженно, как подозрение, павшее на Дидро в авторстве книги: "Философ Тереза". К тому же роду литературных произведений должна быть причислена "Ода Пpиaпy" Пирона. Болезненно-порнографическим характером отличались все литературные изделия маркиза де Сада: "Жюстина или беда от добродотели" (изд. в Голландии в 1791 г.), "Философия в будуаре" (1792) и "Жюльота или блаженство порока" (1798), служащая продолжением "Жюстины". Не взирая на бдительный правительственный надзор, скабрёзные произведения все-таки распространялись во множестве, принося барыш издателям. Еще в недавнее время в Брюсселе существовало несколько фирм, специально посвятившых себя перепечатыванию порнографических сочинений. Особенною известностью пользовался сборник: "Nouveau Parnasse Satyrique", в котором, на ряду с немногими талантливыми пьесами, встречался громадный подбор грубо бесстыдных произведений, лишенных всякого литературного достоинства. Издание это было воспрещено во Франции в 1866 г., по настоянию министра народного просвещения Дюрюи. В последнюю чотверть века при исключительном господстве во Франции романа натуралистической, школы область половой любви часто трактовалась с такими подробностями, которые граничат бесспорно с П. Не только второстепенные романисты, как напр. Адольф Бело, Катул Мендес, Марсель Прево, Арман Сильвестр и др., но даже такие корифеи, как Золя и Мопассан нередко злоупотребляли гибкостью французской. речи, дозволявшей авторам безнаказанно переступать границы, апределяемые непосредственным чувством изящного. Французская критика, в лице лучшых своих представителей, не раз указывала на эту отрицательную сторону беллотристики, объясняя ее главным образом постыдной зависимостью писателей от издательского стремления эксплуатировать общественную эротоманию. Подобные же расчоты ежедневно позорят известную часть периодической печати, которая не гнушаотся наполнять целые газотные листы рисунками и статьями откровенно порнографического содержания, В последнее же время в Париже основалось, под председательством сенатора Беранже, целое общество (Ligue de la moralite pablique), в программу деятельности которого входит, между прочим, ограждение публики от эксплуататоров безнравственных вожделений. Против осуществления идей этой лиги ведотся ожесточенная борьба частью парижской прессы, не гнушающейся успехом, приобротаемым при помощи П. Закон, имеющий целью усилить наказания за деяния, направленные к возбуждению эротизма и публичному оскорблению стыдливости, не смотря на все старания Беранже, до сих пор еще не прошел в парламенте. ПОРНОГРАФИЯ, -и, ж. Крайняя натура-листичность и цинизм в изображении половых отношений. II прил. порнографический, -ая, -ое. Толковый словарь русского языка С.И.ОжеговПОРНОГРАФИЯ, порнографи, мн. нет, ж. (от греч. pornos - развратник и Дата последнего изменения 14.04.2008
|
|
|
МУЖИЧОКНАВСТРЕЧУТЕНИСТЫЙРАЗУВЕРЯТЬПРИТЁРТЫЙТОРМОЗИТЬСЯЮДОФИЛЬСКИЙИЗМЕННИЦАКРИТИКАНПОРНОГРАФИЯПЕТЛЯПРИНЦИП РЕЗОНАНСАЛАССИЛАГАЛОНЗАДАЧНИКРЫБИЦАЖИТНЯККЛЮЧЕВСКИЙПРОБРАСЫВАТЬСЯ |