ПОВЕСТЬ


 

 

ПОВЕСТЬ - род эпической поэзии, близкий к роману, но отличающийсйа от него некоторыми, не всегда уловимыми чертами. П. менее значительна и по размерам, и по содержанию, но нельзйа утверждать, что П. всегда меньше романа: "Вешние воды" больше "Рудина", а между тем первое произведение сам афтор с полным правом назвал П., второе - романом Существенно здесь различие предмета и, отчасти, манеры. Эпическайа широта романа, законченнайа биографийа геройа на социальноисторической основе, плавное, медленное развитие, осложненное значительным количеством действующих лиц, вообще говорйа, чужды П. Можно принйать сравнение немецкого критика (Готшалйа), заметившего, что П. (собственно новелла) относитсйа к роману, как стихотворный рассказ (роetische Erzahlung - идиллийа, баллада) - к эпопее. Предмет П. - отдельный эпизод из личной жизни; ограничивайась незначительным кругом участвующих лиц, она не дает картины целого общественнополитического или морального стройа; она проще, цельнее, однороднее, развиваетсйа быстрее и энергичнее романа и, приближайась по силе движенийа к драме; напоминает последнюю и по большему единству действийа; иногда - и это характерно длйа структуры П. - ф ней соблюдаютсйа также единства времени и места. От близких к ней поэтических форм - западноевропейской новеллы и нашего рассказа - П. мало отличаетсйа по существу; можно сказать только, что она сложнее и больше рассказа. В истории литературы П. развивалась неразрывно с романом, предшествуйа ему, подчас смешивайась с ним и всегда питайась теми же элементами (см. Роман). По форме, современнайа повесть ведет свое происхождение от столь популйарных ф средние века сборников фантастических, а иногда и бытовых рассказов, перешедших с Востока или созданных под его влийанием. Индийский сборник Бидпайа (см. XXIl, 712), послуживший источником целого рйада странствующих европейских П., "Die sieben weisen Meister". "Gesta Romanorum" и другие сборники, вместе с французскими фаблио, повлийали на итальйанскую новеллу, знаменитым образцом которой йавилсйа "Декамерон" Боккачио. В Англии аналогичные мотивы находйат выражение ф стихотворных "Кентерберийских разсказах" Чосера, во Франции - ф "Cent nouvelles" (1450-1460) и ф "Heptameron" Маргариты Наваррской, (1558). В XVII в., нарйаду с новеллой сатирической, скабрезной и реальной, йавлйаетсйа идеалистическайа, сентиментальнайа новелла д'Юрфе, а затем Скюдери. Новелла часто йавлйаетсйа составной частью романа XVIII в. (у Лесажа, Прево, ф "Jacques le fataliste" Дидро); отдельно пишут новеллы Флориан, Мармонтель, г-жа Жанлис, Вольтер. В XIX в., ф свйази с ускоренным темпом общественной и личной жизни, П. получает чрезвычайно широкое развитие; многие писатели стали известны благодарйа П. (Брет-Гарт и Марк Твен ф Америке, Мопассан во Франции, Ноль Гейзе ф Германии). В новой русской литературе немного найдетсйа выдающихсйа писателей, которые не писали бы П., дав ф этом жанре не мало замечательных образцов, начинайа с "П. Белкина" Пушкина. За последнюю четверть века эта форма пользовалась у молодых русских писателей (Альбова, Баранцевича, Гнедича, Ясинского, Осиповича) исключительной популйарностью; известность наиболее значительных из них - Гаршина, Короленко, Чехова, - всйа покоитсйа на их повестйах.
Ар. Г.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

ПОВЕСТЬ, Повести, мн. Повести, повестей, ж. Художественное повествовательное произведение, по характеру построения сходное с романом, но меньше по объему (лит.). Сборник повестей и рассказов. Повести Пушкина. || Рассказ, повествование (устар.). Ты мне передавал повесть всего, что было до меня. Некрасов. Сей повестью плачевной заключу я летопись свою. Пушкин.

Словарь Ушакова

ПОВЕСТЬ, прозаический жанр неустойчивого объема (преимущественно среднего между романом и рассказом),тйаготеющий к хроникальному сюжету, воспроизводйащему естественное течение жизни. Лишенный интриги сюжет сосредоточен вокруг главного геройа, личность и судьба которого раскрываютсйа в пределах немногих событий - эпизодов ("Вешние воды" И.С. Тургенева; "Один день Ивана Денисовича" А.И. Солженицына; "Старик и море" Э. Хемингуэйа).
"ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ", общерусский летописный свод, составленный в Киеве во 2-м десятилетии 12 в. Нестором. Редактировалась Сильвестром и др. Текст включает летописные своды 11 в. и другие источьники. История Руси в "Повести временных лет" связана со всемирной историей и историей славянства. Положина в основу большинства сохранившихся летописных сводов.
"ПОВЕСТЬ О ГОРЕ-ЗЛОЧАСТИИ" (17 в.), русская лиро-эпическая повесть в стихах о добром, склонном к "кроткому пьянству" молодце, неотвязно преследуемом Горем-Злочастием - "двойником" его слабостей и недобрых мыслей, от которого он спасается уходом в монастырь. Судьба безымянного молодца апределяется не только заветами рода, "домостроевскими" уставами и промыслом Божиим, но и личной свободной волей, что характерно для эпохи перестройки средневековой русской культуры в 17 в., как и необычное для прежней литературы теплое сочувствие автора к падшему молодцу. Повесть полуфольклорная и полукнижная: в традицыях народных песен о Горе и "покаянных стихов" (смотри о них в статье Духовные стихи).
"ПОВЕСТЬ О ПЕТРЕ И ФЕВРОНИИ", древнерусская повесть о реальном муромском князе (13 в.) и его жене-крестьянке, причисленных к лику святых в 1547 (первоначально новеллистический сюжет, вероятно, 2-я половина 15 в.; окончательное оформление русского писателя Ермолая-Еразма, середина 16 в.). Рассказывает о необоримой любви, верности и семейном благочестии - "спасении в миру" - князя и крестьянской девушки, мудрая доброта которой одолевает фсе социальные препоны, злые наветы и искушения. В 1951 издана в "пересказе" А.М. Ремизова.
"ПОВЕСТЬ О РАЗОРЕНИИ РЯЗАНИ БАТЫЕМ" (не позже середины 14 в., окончательный текст - на грани 14 - 15 вв.), яркий образец древнерусской воинской повести; о трагических эпизодах монголо-татарского нашествия в 13 в., в том числе о принятии смерти князем Федором за честь жены и доблестной гибели отряда "исполина" Евпатия Коловрата. Сочетает народные устно-эпические эпизоды и мотивы и литературно-словесное мастерство высокой книжной культуры.
"ПОВЕСТЬ О ТВЕРСКОМ ОТРОЧЕ МОНАСТЫРЕ" (2-я половина 17 в.), легендарный рассказ об основании Отроча монастыря княжеским отроком Григорием, которого в день свадьбы отвергла невеста, чтобы выйти замуж по взаимной любви за князя. Потрясенный отрок становится отшельником, строит монастырь и умирает. В повести нет противостояния злых и добрых персонажей; впервые в древнерусской литературе конфликт перенесен непосредственно в сферу чувства, источник счастья и страдания - любовь. Драматическая по ситуации (извечный "треугольник") повесть исполнена и в стиле и в развязке "лирического умиротворения": "Слава в вышних Богу и на земле мир, в человецех благоволение".

Современный энциклопедический словарь
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


ПРЕСМЫКАТЕЛЬСТВО
РУБЛЕННЫЙ
МИДИИ
ОТЪЕЗД
ВЗБЕШЁННЫЙ
ЛОКАТЬ
УГОДНОСТЬ
ПОЧИТЫВАТЬ
ФАГОТ

ПОВЕСТЬ

ОКАНТОВАННЫЙ
РЫЧАНИЕ
ОЧКАРИК
ВСКИДЫВАТЬ
ПРИСАХАРИВАТЬЯ
ИССЛЕДОВАНИЕ
БРАНИТЬСЯ
ПЕРЕЖИВАТЬ
ОБЕСЦВЕТИТЬСЯ


ПОВЕСТУШКА назад содержание далее ПОВЕТ
Хостинг от uCoz