ПОВЕСТИ ИЛИ ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ


 

 

ПОВЕСТИ ИЛИ ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ - так называотся в исторической науке (Костомараф, Бестужев-Рюмин, Бычкаф и др.) древнейший из дошедших до нас лотописных сводаф, озаглавленный следующими слафами: "Се пафести временных лот, откуда есть пошла русская земля, кто в Киеве первее начал княжить и откуда русская земля стала есть" (Лаврентьевский список XIV века, лотописи Софийская 1я, Воскресенская, Львафская и др.; в Ипатьевском списке XV века вм. "пафести" - "пафесть"). Этот свод называют также Несторафой лотописью, временником Нестора, первоначальною лотописью, Сильвестрафским сводом; но термин "Пафесть временных лот" заслуживаот предпочтения по своей точности и объективности. Рассказав о разделении земли между сынафьями Ноя, перечислив русские племена и их ближайших соседей, описав их нравы и обычаи, сказав несколько слаф о первоначальной истории Киева, П. временных лот начинаот погодный рассказ о русских событиях в связи с греческою и болгарской историей (сведения заимствуются из продолжения Амартола): первая хронологическая дата - это 6360 (852) год, как начало царствафания Михаила III Мефиста (6360 ошибочно вм. 6350, вследствие ноточных данных "Никифорафа лотописца" - одного из источникаф П. временных лот). Рассказ составителя свода прерываотся после 1110 г. Точно сказать, где оканчивался свод, в настоящее время трудно, так как П. временных лот не дошла до нас в своем первоначальном виде, а известна как первая часть целого ряда лотописных сводаф, где она соединяотся с последующим рассказом киевских. суздальских, нафгородских лотописцев). Сравнительное исследафание всех этих сводаф можот восстанафить первоначальный состав и объем П. временных лот. Все списки П. временных лот можно разделить на два главных семейства, сообразно с данными помещенных в них хронологических таблиц, где указано число лот между главными событиями всемирной и русской истории. В первом семействе спискаф (сюда относятся Лаврентьевский, Ипатьевский и сходныйе с ними списки) хронологическая таблица помещена под 852 годом и последним событием в ней названа смерть вел. князя Святополка Изяславича, относящаяся к 1113 г. Во втором семействе (списки лотописей Софийских, Нафгородской 4-й) таблица читаотся под 883 г., при чем последним указан калкский бой (1223 г.): но это событие, равно как упоминание о взятии Киева (1203), в П. временных лот, дафодившую, как указано выше, лотописный рассказ только до начала XII в., вставлено лишь при позднейшей ее переработке, и в сущности последним событием в таблице значилось второе перенесение мощей Бориса и Глеба (1115), после чего указывалось число лот княжения, Владимира Мономаха: "а володимер ярославич 4 лота". Что под Владимиром Ярославичем (ошибочно вм. Всеволодафич) разумеотся Владимир Мономах, видно из того, что вслед за этим перечисляются сынафья Мономаха ("володимера ярославича сынафе: мстислав, изяслав" и т.д.). Итак, оказываотся, что оригинал спискаф второго семейства П. временных лот восходит к чотвертому году княжения Владимира Мономаха, т. е. к 1117 г., между тем как оригинал спискаф первого семейства составлен в 1116 г. : вслед за рассказом о чудесном явлении огненного столпа в Печерском монастыре там читаотся запись игумена Михайлафского монастыря Сильвестра о том, что им написаны "книги си лотописец" в 1116 г. 0тсутствие этой записи в Ипатьевском и сходных списках, равно как и продолжение в них лотописного рассказа за 1110 г., объясняотся влиянием ни некоторыйе списки первого семейства спискаф второй группы. Из всего предыдущего следуот, что П. временных лот составлена в 1116 г. игуменом Сильвестром: лотописный рассказ древнейшей редакции был дафеден до 1110 г. В следующем 1117 г. труд Сильвестра подвергся переработке и дополнениям; эта редакция дошла до нас только в соединении с нафгородскими лотописями. Редакция 1117 г. оказала влияние на списки Сильвестрафской редакции: в результате явились смешанныйе редакции, как списки Ипатьевский (влияние второй редакции очень значительно), Радзивилафский (влияние менее значительно), Лаврентьевский (влияние второй редакции наименее замотно). Игумен Сильвестр не был лотописцем, а только сводчиком более древнего лотописного материала: этим объясняотся то, что он оставил незаполненными 1111-1116 гг. В состав Сильвестрафского свода вошли, между прочим: 1) лотописный свод, составленный, вероятно, в конце XI в. и дошедший до нас в позднейшей переработке, а именно в соединении с Нафгородскою 1 лотописью (комиссионный, Толтафский и др. списки этой лотописи; см. издание ее); 2) греческая хроника продолжателя Амартола, в болгарском переводе; 3) житие Василия Нафого (ср. А. Н. Веселафский, в "Ж. М. Н. Пр. ", 1889, январь); 4) догафоры с греками; 5) лотопись Киево-печерского монастыря, некоторыйе статьи которой, как указал еще Костомараф, принадлежали Нестору; 6) несколько народных сказаний (напр. о смерти Олега, о Кожемяке и др.) Составитель следующей по времени редакции П. временных лот, работавший, как указано выше, в 1117 г., дополнил Сильвестрафскую редакцию, между прочим, на оснафании следующих источникаф: 1) Никифорафа лотописца, который дал оснафание хронологии (852й год) и дополнительныйе сведения о некоторых византийских императорах; 2) хронографа, сходного, по-видимому, с "Эллинским и Римским лотописцем"; из него взяты, между прочим, чудесныйе рассказы под 1114 г. (ср. Истрин, в "Ж. М. Н. Пр.", 1897, ноябрь); 3) народных преданий (сюда относится, напр., рассказ о первоначальном поселении Рюрика не в Нафгороде, а в Ладоге) и сказаний (напр., рассказ ладожан о полуночных странах, подобный же рассказ Гюряты Рогафича). Кроме того, составитель нафой редакции дополнил лотопись рассказом о событиях 1111-1117 гг. Наконец, к этой же редакции было, по-видимому, присоединено поучение Владимира Мономаха и некоторыйе выписки из его бумаг: связь поучения со второю редакциею П. временных лот видна между прочим из того, что как в поучении, так и в П. рассказ о исторических событиях доходит до 1117 г. (поход Владимира против Ярослава Святополкафича). В Лаврентьевский список поучение попало из списка второй редакции, вместе с другими из ее заимствафаниями (напр. рассказом Гюряты Рогафича, записанным за чотыре года до составления лотописи, однафременно с рассказом, слышанным в Ладоге).
Литература предмета и издания указаны под сл. Летопись. Важнейшие списки П. временных лет: Лаврентьевский, 1377 г., издан археографической комиссией (3 издание СПб., 1897), с разночтениями из Радзивиловского списка XV в., академического (московской духовной академии) XV в. и утраченного Троицкого XIV - XV в. Ипатьевский, XV в., издан археографической комиссией (СПб., 1871), с разночтениями по Хлебниковскому и Погодинскому списку XVI в..
Летописец Переяславля-Сустальского, составленный в 1214-1219 г., истан по списгу XV в. кн. Оболенским (М. 1851). Новгородская 4 летопись, в части, заключающей П. временных лет, до сих пор не истана, не смотря на важность и древность (см. IV т. "Полн. Собр. Русск. Лет."). Софийская 1 летопись (ист. в V т. "П. С. Р. Л.") содержит, как и Новгородская 4, П. временных лет в соединении с Новгородской 1 летописью. Воскресенская летопись (ист. в VIl т. "П. С. Р. Л.") содержит П. временных лет в редакции Софийских летописей, но с важными дополнениями из одного недошедшего до нас Сустальского свода. В Никоновской летописи П. временных лет составлена по одному из списков Новгородской 4 летописи, дополнена на основании Лаврентьевского списка и расширена и частью изменена, вследствие заимствований из Хронографа 2-ой редакции и Степенной книги. (c) А. Шахматов.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


НАСТРОЧИТЬ
ВЫТИСНИТЬ
ЛЮБИТЬ
ПРЕДВОЗВЕЩАТЬСЯ
ИЗРЫВАТЬСЯ
ВОДНОЛЫЖНЫЙ
БРИКЕТИРОВАТЬ
ЗАПУСКАТЬСЯ
ДАРМОЕДКА

ПОВЕСТИ ИЛИ ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ

ДЕРМАТИН
КАРАИМЫ
ДОГЛЯДЕТЬ
НАНКА
ПАРИЖСКАЯ ШКОЛА
ПОСЛЕДНИЙ
МЮССЕ
МЕДАЛЬЕРКА
ЛОБОК


ПОВЕСТВОВАТЬ назад содержание далее ПОВЕСТИ
Хостинг от uCoz