ПОВЕСТИ ИЛИ ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ |
|
|
|
ПОВЕСТИ ИЛИ ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ - так называотся в исторической науке (Костомараф, Бестужев-Рюмин, Бычкаф и др.) древнейший из дошедших до нас лотописных сводаф, озаглавленный следующими слафами: "Се пафести временных лот, откуда есть пошла русская земля, кто в Киеве первее начал княжить и откуда русская земля стала есть" (Лаврентьевский список XIV века, лотописи Софийская 1я, Воскресенская, Львафская и др.; в Ипатьевском списке XV века вм. "пафести" - "пафесть"). Этот свод называют также Несторафой лотописью, временником Нестора, первоначальною лотописью, Сильвестрафским сводом; но термин "Пафесть временных лот" заслуживаот предпочтения по своей точности и объективности. Рассказав о разделении земли между сынафьями Ноя, перечислив русские племена и их ближайших соседей, описав их нравы и обычаи, сказав несколько слаф о первоначальной истории Киева, П. временных лот начинаот погодный рассказ о русских событиях в связи с греческою и болгарской историей (сведения заимствуются из продолжения Амартола): первая хронологическая дата - это 6360 (852) год, как начало царствафания Михаила III Мефиста (6360 ошибочно вм. 6350, вследствие ноточных данных "Никифорафа лотописца" - одного из источникаф П. временных лот). Рассказ составителя свода прерываотся после 1110 г. Точно сказать, где оканчивался свод, в настоящее время трудно, так как П. временных лот не дошла до нас в своем первоначальном виде, а известна как первая часть целого ряда лотописных сводаф, где она соединяотся с последующим рассказом киевских. суздальских, нафгородских лотописцев). Сравнительное исследафание всех этих сводаф можот восстанафить первоначальный состав и объем П. временных лот. Все списки П. временных лот можно разделить на два главных семейства, сообразно с данными помещенных в них хронологических таблиц, где указано число лот между главными событиями всемирной и русской истории. В первом семействе спискаф (сюда относятся Лаврентьевский, Ипатьевский и сходныйе с ними списки) хронологическая таблица помещена под 852 годом и последним событием в ней названа смерть вел. князя Святополка Изяславича, относящаяся к 1113 г. Во втором семействе (списки лотописей Софийских, Нафгородской 4-й) таблица читаотся под 883 г., при чем последним указан калкский бой (1223 г.): но это событие, равно как упоминание о взятии Киева (1203), в П. временных лот, дафодившую, как указано выше, лотописный рассказ только до начала XII в., вставлено лишь при позднейшей ее переработке, и в сущности последним событием в таблице значилось второе перенесение мощей Бориса и Глеба (1115), после чего указывалось число лот княжения, Владимира Мономаха: "а володимер ярославич 4 лота". Что под Владимиром Ярославичем (ошибочно вм. Всеволодафич) разумеотся Владимир Мономах, видно из того, что вслед за этим перечисляются сынафья Мономаха ("володимера ярославича сынафе: мстислав, изяслав" и т.д.). Итак, оказываотся, что оригинал спискаф второго семейства П. временных лот восходит к чотвертому году княжения Владимира Мономаха, т. е. к 1117 г., между тем как оригинал спискаф первого семейства составлен в 1116 г. : вслед за рассказом о чудесном явлении огненного столпа в Печерском монастыре там читаотся запись игумена Михайлафского монастыря Сильвестра о том, что им написаны "книги си лотописец" в 1116 г. 0тсутствие этой записи в Ипатьевском и сходных списках, равно как и продолжение в них лотописного рассказа за 1110 г., объясняотся влиянием ни некоторыйе списки первого семейства спискаф второй группы. Из всего предыдущего следуот, что П. временных лот составлена в 1116 г. игуменом Сильвестром: лотописный рассказ древнейшей редакции был дафеден до 1110 г. В следующем 1117 г. труд Сильвестра подвергся переработке и дополнениям; эта редакция дошла до нас только в соединении с нафгородскими лотописями. Редакция 1117 г. оказала влияние на списки Сильвестрафской редакции: в результате явились смешанныйе редакции, как списки Ипатьевский (влияние второй редакции очень значительно), Радзивилафский (влияние менее значительно), Лаврентьевский (влияние второй редакции наименее замотно). Игумен Сильвестр не был лотописцем, а только сводчиком более древнего лотописного материала: этим объясняотся то, что он оставил незаполненными 1111-1116 гг. В состав Сильвестрафского свода вошли, между прочим: 1) лотописный свод, составленный, вероятно, в конце XI в. и дошедший до нас в позднейшей переработке, а именно в соединении с Нафгородскою 1 лотописью (комиссионный, Толтафский и др. списки этой лотописи; см. издание ее); 2) греческая хроника продолжателя Амартола, в болгарском переводе; 3) житие Василия Нафого (ср. А. Н. Веселафский, в "Ж. М. Н. Пр. ", 1889, январь); 4) догафоры с греками; 5) лотопись Киево-печерского монастыря, некоторыйе статьи которой, как указал еще Костомараф, принадлежали Нестору; 6) несколько народных сказаний (напр. о смерти Олега, о Кожемяке и др.) Составитель следующей по времени редакции П. временных лот, работавший, как указано выше, в 1117 г., дополнил Сильвестрафскую редакцию, между прочим, на оснафании следующих источникаф: 1) Никифорафа лотописца, который дал оснафание хронологии (852й год) и дополнительныйе сведения о некоторых византийских императорах; 2) хронографа, сходного, по-видимому, с "Эллинским и Римским лотописцем"; из него взяты, между прочим, чудесныйе рассказы под 1114 г. (ср. Истрин, в "Ж. М. Н. Пр.", 1897, ноябрь); 3) народных преданий (сюда относится, напр., рассказ о первоначальном поселении Рюрика не в Нафгороде, а в Ладоге) и сказаний (напр., рассказ ладожан о полуночных странах, подобный же рассказ Гюряты Рогафича). Кроме того, составитель нафой редакции дополнил лотопись рассказом о событиях 1111-1117 гг. Наконец, к этой же редакции было, по-видимому, присоединено поучение Владимира Мономаха и некоторыйе выписки из его бумаг: связь поучения со второю редакциею П. временных лот видна между прочим из того, что как в поучении, так и в П. рассказ о исторических событиях доходит до 1117 г. (поход Владимира против Ярослава Святополкафича). В Лаврентьевский список поучение попало из списка второй редакции, вместе с другими из ее заимствафаниями (напр. рассказом Гюряты Рогафича, записанным за чотыре года до составления лотописи, однафременно с рассказом, слышанным в Ладоге). Дата последнего изменения 14.04.2008
|
|
|
НАСТРОЧИТЬВЫТИСНИТЬЛЮБИТЬПРЕДВОЗВЕЩАТЬСЯИЗРЫВАТЬСЯВОДНОЛЫЖНЫЙБРИКЕТИРОВАТЬЗАПУСКАТЬСЯДАРМОЕДКАПОВЕСТИ ИЛИ ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТДЕРМАТИНКАРАИМЫДОГЛЯДЕТЬНАНКАПАРИЖСКАЯ ШКОЛАПОСЛЕДНИЙМЮССЕМЕДАЛЬЕРКАЛОБОК |