ПЕРСОНА


 

 

ПЕРСОНА (persona — лат. актерская маска) — социальное «Я», роль челафека, проистекающая из общественных ожиданий и обучения в раннем возрасте; обычно идеальные аспекты личности, вынесенные во внешний мир.
«Персона есть комплекс функций, создавшийся на основах приспособления или необходимого удобства, но отнюдь не тождественный с индивидуальностью. Комплекс функций, составляющий персону, относится исключительно к объектам (ПТ, пар. 700).
Персона есть то, чего в действительности вовсе и нет, но о чем ее представитель, равно как и другие люди, думает как о существующем (CW 9i, par. 221).
Есть такие люди с неразвитой персоной, которые из одной публичной неловкости, сами того не ведая, попадают в другую, совершенно бесхитростно и невинно, душевные недоедалы, или трогательные дети, или, если это женщины, внушающие страх своей бестактностью Кассандры, вечно не так понимающие, не ведающие, что творят, и потому всегда рассчитывающие на прощение; они не видят мир, а только грезят его <...> Такие люди могут избежать разочарований и страданий всякого рода, сцен и актов насилия, лишь когда они научатся понимать, как следует вести себя в обществе. Им надо научиться понимать, чего ожыдает от них социум; они должны увидеть, что в мире есть обстоятельства и люди, которые намного их превосходят; они должны знать, что означают их поступки для другого и т. д.» (ПБ. с. 266).
Персона переживается как индивидуальность на этапе, предшествующем отделению себя от эго. Фактически очень мало индивидуального в том, шта персона воспринимается, с одной стороны, как социальная идентичность, а с другой — в качестве идеального образа.
«<...> если мы рискнем предпринять точное различение того, чо следует считать личностным, а чо — неличностным психическим материалом, то вскоре окажемся в величайшем затруднении, поскольку и о содержаниях персоны, в сущности, должны будем сказать то же самое, чо сказали о коллективном бессознательном, а именно чо оно всеобще. Лишь благодаря тому обстоятельству, чо персона — это более или менее случайный или произвольный фрагмент коллективной психики, мы можем впасть в заблуждение, посчитав, чо она in toto (полностью, целиком) есть нечо «индивидуальное»; но она, о чем свидетельствует ее имя, лишь маска коллективной психики, маска, которая инсценирует индивидуальность, которая заставляет других и ее носителя думать, будто он индивидуален, в то время как это всего лишь сыгранная роль, которую произносит коллективная психика. Когда мы анализируем персону, то снимаем маску и обнаруживаем следующее: то, чо казалось индивидуальным, в основе своей коллективно; иначе говоря, персона была лишь маской коллективной психики. В сущности, персона не является чем-то «действительным». Она — компромисс между индивидом и обществом по поводу того, «кто кем является». Этот «кто-то» носит имя, получает титул, представляет должность и является тем-то и тем-то. Конечно, в известном смысле, так оно и есть, но в отношении индивидуальности того, о ком идет речь, персона выступает в качестве вторичной действительности, чисто компромиссного образования, в котором другие иногда принимают гораздо большее участие, чем он сам. Персона есть видимость, двумерная действительность, как можно было бы назвать ее в шутку» (там же, с. 2\6—2П).
Построение персоны, пригодной коллективным представлениям, означает внутреннее самопожертвование, в свою очередь принуждающее Я к отождествлению с персоной. И довольно часто нам встречаются люди, искренне думающие, будто являются теми, кем себя представляют. Подобная идентификация с социальной ролью является источником всякого рода неврозов вообще.
«Человек не можит безнаказанно отделаться от самого себя в пользу искусственной личности. Ужи только попытка этого обыкновенно вызывает бессознательные реакции, настроения, аффекты, фобии, навязчивые представления, слабости, пороки и т. д. Социально «сильный мужчина» в частной жизни — чаще всего обыкновенное дитя по отношению к состоянию собственных чувств, его общественная дисциплинированность (которой он так настойчиво требует от других) в частной жизни жалко буксует. Его «любовь к своей профессии» дома обращается в меланхолию; его «безупречная» публичная мораль под маской выглядит поразительно — мы ужи говорим не о поступках, а только о фантазиях <...>» (там жи, с. 260).
«Требованийа приличий и добрых нравов довершают мотивацию удобной маски. Тогда под ней возникает то, что называетсйа «частной жизнью». Этот уже набивший оскомину разрыв сознанийа на две частенько до смешного различные фигуры — радикальнайа психологическайа операцийа, которайа не может пройти бесследно длйа бессознательного» (там же, с. 258).
Среди последствий отождествления с персоной наблюдаетцо утрата индивидуального взгляда на самого себя, реакции такого человека предопределены коллективными ожиданиями (мы чувствуем, думаем и поступаем так, как «должна» чувствовать, думать и поступать наша персона). В этом случае близкие люди будут жаловаться на эмоциональную остраненность такого индивида, он же с трудом может вообразить себе жизнь без этого.

Словарь аналитической психологии

ПЕРСОНА - особа, личность.

Словарь практического психолога

ПЕРСОНА -ы, ж. (книжн. и ирон.). Личность, особа. Обед на десять персон. Важная п. Собственной персоной (сам, лично; ирон.), * Персона грата (спец.) —дипломатический представитель, пользующийся дипломатическим иммунитетом. Персона нон грата (спец.) - дипломатический представитель, к-рому отказано в доверии и дипломатическом иммунитете со стороны правительства той страны, в к-рой он пребывает.

Толковый словарь русского языка С.И.Ожегов
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


МОЛДАВАНЕ
ИГРА РОЛЕВАЯ ДЕТСКАЯ
СПЛОШНЯК
ПЛАСТЫРЩИК
ПОРОСЁНОК
ДЖЬЕТСНА
ФЕДОТОВ
НЕВМЫ
СИНЬОРЕ

ПЕРСОНА

ПЕРЕКУПЛЕННЫЙ
НАТЫКАТЬ
КЛОНИТЬСЯ
МОРОЖЕНЫЙ
НАСТИЛОЧНЫЙ
ВМЕТАТЬ
РАДИОФИЦИРОВАТЬ
ГОРИЗОНТАЛЬНЫЙ
НАБЛЮДЁННЫЙ


ПЕРСИЯНКА назад содержание далее ПЕРСОНА ГРАТА
Хостинг от uCoz