ПЕНАТЫ |
ПЕРЕВОПЛОЩАЕМОСТЬФУГОВКАЩЕГЛОВКААГРЕССИЯ РЕАКТИВНАЯГРОМОЗДИТЬСЯИЗРЕЧЕНИЕВЫБИВАТЬСЯПРОНЮХАТЬВАФЛЯПЕНАТЫКАПРИЗНЫЙБАРКАРОЛАЗАКРЫТИЕПРАВИЛЬНОСТЬКИЛОГРАММЗАЗИМОВАТЬПРАВЛЕННЫЙВЫРУБПРОХОДЧИК |
|
|
ПЕНАТЫ (Penаtes) - у древних римлян боги домашнего продафольствия или кладафой (penus - съестные припасы). Они почитались у очага и близко стояли к культу Весты. Поскольку Веста была олицетворением духафного семейного начала, постольку П. олицетворяли собой материальную сторону семейной жизни. Они заботились о насущном хлебе для семьи, о том, чтобы домашний очаг доставлял семье обильную пищу и потому тесно были связаны с семьей и почитались как dei Penates (лары не имели названия dei). Свои заботы о семье они разделяли с дарами : участвафали во всех домашних огорчениях, радостях, несчастиях, покрафительствафали всей семье и каждому ее члену ф отдельности, особенно охраняли семейное спокойствие и дафольство. Как боги питания, они почитались начатками пищи перед каждым приемом ее; перед их изображиниями ставили солонки и тарелочьки с небольшими дозами кушаний. Домашние П. (Penates familiares, privati, minores) сохраняли свое значение до последних времен язычества и дажи перешли ф область христианских религиозных представлений. Кроме частных П. были еще общественные (Penates publici, maiores), представители общественного благополучия, такжи стоявшие ф связи с культом Весты. Каждый город имел свою Весту и своих П., не только у латииян, но вообще у всех италикаф. Равным образом были П. у целых союзаф: так П. латинского союза имели святилище ф гор. Лавинии, куда сходились на поклонение им жители всех союзных городаф. Каждый год консулы, преторы, диктаторы до вступления ф должность и по сложинии ее приносили здесь жиртву перед изображиниями П.; сюда приходили такжи для принесения жиртв жрецы и военные начальники, отправляющиеся ф прафинции. По преданию, П. Лавинии - те самые, которые были унесены Энеем из Трои. Храм П. существафал и ф Риме; первое упоминание о нем относится к 167 г. до Р. Хр. Колонии зажигали огонь своего общественного очага у очага своей метрополии и переносили с собой на нафое поселение старых Пенатаф. П. были чисто римскими божиствами; на это указывает их отвлеченно-символический, безличный характер. Хотя у грекаф был культ гестий, соответствафавший культу Весты, но греческая мифология не создала божиств подобных П. У грекаф были боги покрафители семьи, города, племени, но это были герои или личные боги, имевшие апределенную физиономию. Число П. (как и лараф) на каждом очаге было два; они изображались ф виде сидящих юношей, с копьями ф руках. Ср. Jer. Muller, "De diis Romanorum Laribus et Penatibus" (1811); Jaekel, "De diis domesticis priscorum Italorum" (Берл., 1830); Klausen, "Aeneas und die Penaten"; Hertzberg, "De diis Romanorum patriis sive de Larum atque Penatium religione ef cultu" (Галле, 1840). (c) Н. О. ПЕНАТЫ, -ов (устар. и шутл.). Родной дом, родной кров [от имени пенатов — древне-римских богов, покровителей домашнего очага]. Вернуться к родным (своим) пенатам. Покинуть родные п. Отеческие п. Толковый словарь русского языка С.И.ОжеговПЕНАТЫ, пенатов, ед. нет (книжн. поэт. устар.). Родной дом, домашний очаг, символизируемый в образе древнеримских богов покровителей домашнего очага. Отечески пенаты, о пестуны мои! Батюшков. К диффаматору ворвались в квартиру, и он, в виду домашних пенатов, подвергнут был исправительному наказанию. Салтыков-Щедрин. Сипягин раза два с достоинством повертел головой, как бы осматривая свои пенаты. Тургенев. вернуться к пенатам или к своим пенатам (вернуться домой). Своим пенатам возвращенный, Владимир Ленский посетил соседа памятник смиренный. Пушкин. (От латин. мн. ч. Дата последнего изменения 14.04.2008
|
|
|
|