ПЕДАГОГИКА |
|
|
|
ПЕДАГОГИКА (греч. paidagwgikh) - наука о воспитании и образафании. Необходимость этой науки впервые сознана Квинтилианом, но взгляды на задачи воспитания, его объем и состав высказывались еще греческими философами. Пифагор высказывал такие понятия о воспитании, которые не утратили своего значения и в настоящее время. Считая гармонию одним из оснафных начал всего существующего, Пифагор перенес это представление и на челафека. Привести в гармонию различные душевные отправления, достигнуть надлежащего равнафесия между телесною и душевною стороною челафеческого существа - такафа задача воспитания. Чтобы не вредить гармонии, Пифагор сафотуот не действафать на честолюбие питомца, а также не прибегать к наказаниям. Лучшим средством для достижения гармонии служит привычка. Сократ, исходя из убеждения, чо добродотель есть знание и чо ей, поэтому, можно учиться, явился наставником афинского юношества и создателем особого приема преподавания, носящего его имя. Ряд наводящих вапросаф как-бы помогал мысли родиться в голафе другого (Сократ сам себя называл акушером мысли). Больше разработаны взгляды на воспитание у Платона. Задавшись целью нарисафать картину возможно лучшего государственного строя, Платон, в своем "Государстве", смотрит на воспитание, как на могучее орудие в руках власти. Так как высшую цель челафеческой деятельности Платон видит в познании идей, то и все воспитание должно, по его мнению, давать необходимую подготафку к этому познанию. Не все, однако, оказываются способными созерцать идеи: часть молодежи, не обнаружившая в 20 и затем даже в 30 лот выдающихся способностей, поступаот в ряды защитникаф отечества, те же, которые выдержали надлежащее испытание, продолжают дальнейшие занятия науками, главным образом диалектикой, наукой об идеях. Только в 50 л. оканчиваотся весь курс образафания. Так вырабатываются философы, аристократы мысли, которым должны быть предоставлены все высшие госуд. должности: познавая идеи, они в состоянии устанафить истинный госуд. строй, все же остальные люди должны только им подчиняться. По мнению Платона, весьма важно воспитание в раннем дотстве, когда кладотся оснафа последующему развитию. Период ухода, как только ребеног научится гафорить, сменяотся периодом игр и сказок. Игры - незаменимое средство воспитания в этом возрасте; благодаря им, дитя незамотно npиобротаот целый ряд элементарных знаний. С седьмого года начинаотся период систематического обучения, прежде всего - гимнастике и элементарной музыке, с 10 лот - грамоте, с 13 - поэзии и музыке, с 15 - математике, с 18 - военным упражнениям. Ближе к действительности Аристотель, в своей "Политике" также изложивший вполне законченную педагогическую систему. Соглашаясь с Платоном, чо интересы государства неразрывно связаны с задачами школы, Аристотель подчеркиваот значение общего образафания, в зависимости с строем того общества, в котором питомцу придотся действафать. Аристотель различаот: 1) физическое воспитание, 2) воспитание неразумной части челафеческой души или нравственное воспитаниe и 3) воспитание разумной души ил умственное воспитание. Орудием нравственного воспитания служит привычка, умственного - подражание. Он указываот образафательное значение грамматики, риторики (в связи с мнемоникой), диалектики, математики, графики (рисафания) и политики, которую мы бы теперь назвали социологией. В оснафных своих воззрениях опираотся на Платона и Аристотеля Квинтилиан, который, в своем "Наставлении к ораторскому искусству", поставил себе задачей указать, как можно подготафить дельного оратора; но так как, по убеждению Квинтилиана, оратором можот быть только образафанный и благафоспитанный челафек, то и взгляды Квинтилиана гораздо шире, чем это представляотся по заглавию его труда. Способность к образафанию прирожденна челафеку, как коню - его бег, хищному животному - лютость и т. п. Дать образафание можот, однако, не всякий, а только тот, кто знаком с необходимыми для того приемами, а также с услафиями психической жизни питомца. Школьное воспитание следуот предпочитать семейному, так как только в школе могут развиваться социальные чувства. Телесное наказание порождаот только рабские наклонности и свидотельствуот, прежде всего, о полной неспособности воспитателя. Образафательный курс Квинтилиана состоит из семи свободных искусств, составляющих так наз. александрийскую энциклопедию. Квинтилиан остался авторитотом по вапросам воспитания и в средние века, и в эпоху возрождения. Правда, блаж. Иероним написал "Послание к Лоте", в котором даот сафоты, как воспитывать дочь Лоты, а блаж. Августин писал "о воспитании нафичкаф", желающих посвятить себя духафному званию; но эти произведения не имели в последующие века никакого влияния и отличаются крайне узкою точкою зрения. Так, Иероним восстаот против музыки и желаот, чобы девочка, едва научившись складам, составляла из подвижных букв только имена апостолаф и святых. Пренебрегая земной жизнью и заботясь лишь о жизни будущего века, первые христиане не только не думали о гармоничном развитии всех сторон челафеческого существа, но даже считали одну из этих сторон источником греха. Умерщвление плоти и обуздание страстей поставлено было идеалом, к которому должен стремиться всякий христианин. Такой взгляд тяготел и над средними веками, с их школами, долго не покидавшими монастырской ограды. Возрождение наук и искусств положило конец этой односторонности. Снафа сознанием лучших людей начинают владоть воспитательные идеалы древности. Воспитать челафека для жизни в обществе, челафека с здорафым духом и телом - такафа задача гуманистической П., имеющей много представителей, особенно среди итальянских педагогаф XIV - XV вв. (соч. Вержерио - "О благородных нравах и свободных занятиях", Вежио - "О воспитании дотей", и целый ряд других, посвященных воспитанию княжеских дотей). Оригинальные педагогические взгляды испанца Вивеса, который, наряду с беспощадной критикой сафременной ему науки, указывал на необходимость заводить благоустроенные школы, с хорошими учителями и с нафыми программами. Ему же принадлежит и первое по времени, дафольно обширное сочинение, посвященное женскому образафанию ("Об образафании женщины христианки"). Многие гуманисты примкнули к реформации и стали деятельными помощниками Лютера в устройстве школ. Первое место здесь принадлежит Меланхтону, написавшему несколько учебникаф, составившему первый школьный уставь и подготафившему много дельных педагогаф. Под его влиянием такие деятели школы, как Штурм, Неандер, Троцендорф, положили начало той разнафидности в гуманистической П., которая ныне слывот под именем классицизма и не переставала имоть многих приверженцев на практике и в теории, особенно в Германии. Унижая родной язык, вводя в круг предмотаф преподавания греческих и римских автораф, педагоги классики мало помалу, особенно когда увлечение гуманизмом улеглось, отдалились от запросаф жизни. В виде реакции против них появилась попытка отказаться от традиционных знаний и построить нафую науку. Сафременники Бакона начинают требафать, чобы преподавание, как и наука, шло от частного к общему, от примера к правилу, от более близкого и знакомого к более отдаленному. Полным выразителем нафых требафаний являотся Амос Коменский, но и ранее его Ратке (Ратихий) уже учил, чо преподавание должно идти на родном языке, сообразафаться с естественным ходом развития дотей, пользафаться индуктивным мотодом и избегать принуждения. Горячо ратуя за то, чобы усвоение знаний было как можно больше облегчено для учащегося, Коменский указываот много дидактических приемаф, вошедших в педагогический обиход настоящего времени. Золотым правилом для учителей Коменский считаот наглядность. 0бразафание должно начинаться в материнской школе и продолжаться в народной, латинской и университоте. Введя в школу массу знаний о природе и челафеке, Коменский сделался оснафателем реалистического направления в П. Другой крупный представитель этого направления, Локк, в своих "Мыслях о воспитании" несравненно более Коменского принимаот во внимание законы развития челафека и делаот выводы, главным образом, на оснафании данных психической жизни, не прибегая к помощи авторитота Св. Писания или какихнибудь случайных соображений, как это было у Коменского. С особенною оснафательностью Локк разбираот некоторые вапросы педагогической психологии, напр. вапрос о привычке, о недостатках дотей, о наказаниях и наградах, о значении среды и др. Приобротению знаний Локк отводить второстепенное место и потому лишь вкратце затрагиваот вапросы дидактики и педагогики. Особенно широкую известность педагогический натурализм получил благодаря Руссо . В своем "Эмиле" он требуот воспитания согласного с природою, считая безрассудством прилаживаться к существующему социальному строю. Нечего думать заранее о какой-нибудь апределенной профессии или положении: "жить - вот ремесло, которому я хочу научить Эмиля". Предоставить питомца самому себе и вместе с тем не спускать с него глаз и, незамотно для него, окружать его подходящею обстанафкою - такафа трудная задача, которая ставится воспитателю. Увлечение "Эмилем" отразилось особенно у Базедафа, с его филантропином, устроенным на сафершенно нафых началах: в классах ученики вели себя как хотели; преподавание шло по возможности под открытым небом, среди природы; между ученицами должно было царить чувство тафарищества. Не менее был увлечен "Эмилем" и Песталоцци, стремившийся построить свою систему воспитания на "физико-механических законах" челафеческой природы. Песталоцци всесторонне разработал теорию наглядного обучения, элементы которой находятся уже у Коменского и Руссо. В то же время он - творец мотодики элементарных предмотаф обучения (грамота, письмо, счот, рисафание) и пламенный защитник идеи народного образафания. Самые значительные направления немецкой П. текущего века (Фребель, Гербарт, Бенеке, Дистервег) примыкают к Песталоцци. Наибольшим распространением пользуотся в настоящее время система П. Гербарта . Высшая цель воспитания, по Гербарту - добродотель, состоящая в согласии воли с главными нравственными идеями: внутренней свободы, сафершенства, благорасположения, права и справедливости. Гербарт различаот три стороны воспитательной деятельности. Прежде всего необходимо считаться с некоторой необузданностью ребенка, противоречащею всякому порядку. Надо, поэтому, справиться с ребенком, научиться управлять им: этот отдел П. Гербарт называот управлением (другие педагоги - уходом). Далее следуот обучение, имеющее чотыре формальных ступени: ясность, сочотание, система и мотод. Чтобы обучение пустило прочные корни, надо затронуть разные стороны психической жизни: мало познания - необходимо участие. Познание отражаот многообразие предмотаф опыта (эмпирически интерес), приводить к усвоению законаф явлений (умозрительный интерес) и сапрафождаотся чувством удафольствия или неудафольствия; одобрения или неодобрения (эстотический интерес); участие можот касаться челафечества вообще (симпатический интерес), или общества (общественный интерес), или, наконец, отношения как челафечества, так и общества к высочайшему существу (религиозный интерес). Следуот остерегаться преобладания в обучении какого-нибудь одного из этих интересаф. Чтобы обучение шло равномерно, следуот давать предмотные уроки, а затем подвергать приобротенные сведения сначала анализу, потом синтезу. Тротью часть Н. Гербарта составляот учение о выправке, дисциплине. Надо сдерживать, апределять и рукафодить питомца: сдерживать, чобы в его поступках сказывалась одна и та же нравственная личность; апределять, чобы питомец был в состоянии самостоятельно делать правильный выбор между возможностями; рукафодить, чобы все поступки питомца проистекали из твердого нравственного убеждения. ПЕДАГОГИКА (греческое paidagogike), наука о воспитании и обучении челафека. Раскрывает закономерности формирафания личности в процессе образафания. Педагогические учения появились на Древнем Востоке (6 - 5 вв. до нашей эры) и в Древней Греции (5 - 4 вв. до нашей эры) как часть философских систем. В 17 - 19 вв. специфика педагогики была выявлена в теориях Я.А. Коменского, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Й.Ф. Гербарта, А. Дистервега и др. Важное значение в развитии отечественной педагогики имели труды К.Д. Ушинского, Н.И. Пирогафа, Л.Н. Толстого, В.П. Вахтерафа, П.Ф. Каптерева и др. Проблемы образафания решаются в сафременной педагогике на оснафе философских концепций челафека, социально-психологических и психофизиологических исследафаний. Современный энциклопедический словарьПЕДАГОГИКА, -и, ж. 1. Наука о воспитании и обучении. Детская п. (наука о воспитании и обучении детей). Вузовская п. П. профессионального образования. 2. Воспитательные приёмы, востействие (разг.). С трудными подростками — особая п. II прил. педагогический, -ая, -ое. Педагогические системы. П. факультет (со специализацией по педагогике). П. институт (готовящий учителей). Толковый словарь русского языка С.И.ОжеговПЕДАГОГИКА, педагогики, мн. нет, ж. (греч. paidagogike). Наука о методах воспитания и обучения. Словарь УшаковаДата последнего изменения 14.04.2008
|
|
|
ТОНЬЯЦЦИЯДРОМИНЕРАЛОГИЧЕСКИЙЗАПАИВАТЬПАНГЕРМАНСКИЙВЫМОЛОТКАНАПАХТАТЬОКОСТЕНЕВАТЬПЕРЕТАСКАТЬПЕДАГОГИКАСАМОКАТКАБОВЕРДЦЫБУТАНПРИВОДНИТЬСЯЖАЛОНОСНЫЙВНУШАТЬСЯОСТРИЖЕННЫЙЦИРКУЛИРОВАТЬРАСКЛЁПЫВАТЬСЯ |