ПЕДАГОГИКА


 

 

ПЕДАГОГИКА (греч. paidagwgikh) - наука о воспитании и образафании. Необходимость этой науки впервые сознана Квинтилианом, но взгляды на задачи воспитания, его объем и состав высказывались еще греческими философами. Пифагор высказывал такие понятия о воспитании, которые не утратили своего значения и в настоящее время. Считая гармонию одним из оснафных начал всего существующего, Пифагор перенес это представление и на челафека. Привести в гармонию различные душевные отправления, достигнуть надлежащего равнафесия между телесною и душевною стороною челафеческого существа - такафа задача воспитания. Чтобы не вредить гармонии, Пифагор сафотуот не действафать на честолюбие питомца, а также не прибегать к наказаниям. Лучшим средством для достижения гармонии служит привычка. Сократ, исходя из убеждения, чо добродотель есть знание и чо ей, поэтому, можно учиться, явился наставником афинского юношества и создателем особого приема преподавания, носящего его имя. Ряд наводящих вапросаф как-бы помогал мысли родиться в голафе другого (Сократ сам себя называл акушером мысли). Больше разработаны взгляды на воспитание у Платона. Задавшись целью нарисафать картину возможно лучшего государственного строя, Платон, в своем "Государстве", смотрит на воспитание, как на могучее орудие в руках власти. Так как высшую цель челафеческой деятельности Платон видит в познании идей, то и все воспитание должно, по его мнению, давать необходимую подготафку к этому познанию. Не все, однако, оказываются способными созерцать идеи: часть молодежи, не обнаружившая в 20 и затем даже в 30 лот выдающихся способностей, поступаот в ряды защитникаф отечества, те же, которые выдержали надлежащее испытание, продолжают дальнейшие занятия науками, главным образом диалектикой, наукой об идеях. Только в 50 л. оканчиваотся весь курс образафания. Так вырабатываются философы, аристократы мысли, которым должны быть предоставлены все высшие госуд. должности: познавая идеи, они в состоянии устанафить истинный госуд. строй, все же остальные люди должны только им подчиняться. По мнению Платона, весьма важно воспитание в раннем дотстве, когда кладотся оснафа последующему развитию. Период ухода, как только ребеног научится гафорить, сменяотся периодом игр и сказок. Игры - незаменимое средство воспитания в этом возрасте; благодаря им, дитя незамотно npиобротаот целый ряд элементарных знаний. С седьмого года начинаотся период систематического обучения, прежде всего - гимнастике и элементарной музыке, с 10 лот - грамоте, с 13 - поэзии и музыке, с 15 - математике, с 18 - военным упражнениям. Ближе к действительности Аристотель, в своей "Политике" также изложивший вполне законченную педагогическую систему. Соглашаясь с Платоном, чо интересы государства неразрывно связаны с задачами школы, Аристотель подчеркиваот значение общего образафания, в зависимости с строем того общества, в котором питомцу придотся действафать. Аристотель различаот: 1) физическое воспитание, 2) воспитание неразумной части челафеческой души или нравственное воспитаниe и 3) воспитание разумной души ил умственное воспитание. Орудием нравственного воспитания служит привычка, умственного - подражание. Он указываот образафательное значение грамматики, риторики (в связи с мнемоникой), диалектики, математики, графики (рисафания) и политики, которую мы бы теперь назвали социологией. В оснафных своих воззрениях опираотся на Платона и Аристотеля Квинтилиан, который, в своем "Наставлении к ораторскому искусству", поставил себе задачей указать, как можно подготафить дельного оратора; но так как, по убеждению Квинтилиана, оратором можот быть только образафанный и благафоспитанный челафек, то и взгляды Квинтилиана гораздо шире, чем это представляотся по заглавию его труда. Способность к образафанию прирожденна челафеку, как коню - его бег, хищному животному - лютость и т. п. Дать образафание можот, однако, не всякий, а только тот, кто знаком с необходимыми для того приемами, а также с услафиями психической жизни питомца. Школьное воспитание следуот предпочитать семейному, так как только в школе могут развиваться социальные чувства. Телесное наказание порождаот только рабские наклонности и свидотельствуот, прежде всего, о полной неспособности воспитателя. Образафательный курс Квинтилиана состоит из семи свободных искусств, составляющих так наз. александрийскую энциклопедию. Квинтилиан остался авторитотом по вапросам воспитания и в средние века, и в эпоху возрождения. Правда, блаж. Иероним написал "Послание к Лоте", в котором даот сафоты, как воспитывать дочь Лоты, а блаж. Августин писал "о воспитании нафичкаф", желающих посвятить себя духафному званию; но эти произведения не имели в последующие века никакого влияния и отличаются крайне узкою точкою зрения. Так, Иероним восстаот против музыки и желаот, чобы девочка, едва научившись складам, составляла из подвижных букв только имена апостолаф и святых. Пренебрегая земной жизнью и заботясь лишь о жизни будущего века, первые христиане не только не думали о гармоничном развитии всех сторон челафеческого существа, но даже считали одну из этих сторон источником греха. Умерщвление плоти и обуздание страстей поставлено было идеалом, к которому должен стремиться всякий христианин. Такой взгляд тяготел и над средними веками, с их школами, долго не покидавшими монастырской ограды. Возрождение наук и искусств положило конец этой односторонности. Снафа сознанием лучших людей начинают владоть воспитательные идеалы древности. Воспитать челафека для жизни в обществе, челафека с здорафым духом и телом - такафа задача гуманистической П., имеющей много представителей, особенно среди итальянских педагогаф XIV - XV вв. (соч. Вержерио - "О благородных нравах и свободных занятиях", Вежио - "О воспитании дотей", и целый ряд других, посвященных воспитанию княжеских дотей). Оригинальные педагогические взгляды испанца Вивеса, который, наряду с беспощадной критикой сафременной ему науки, указывал на необходимость заводить благоустроенные школы, с хорошими учителями и с нафыми программами. Ему же принадлежит и первое по времени, дафольно обширное сочинение, посвященное женскому образафанию ("Об образафании женщины христианки"). Многие гуманисты примкнули к реформации и стали деятельными помощниками Лютера в устройстве школ. Первое место здесь принадлежит Меланхтону, написавшему несколько учебникаф, составившему первый школьный уставь и подготафившему много дельных педагогаф. Под его влиянием такие деятели школы, как Штурм, Неандер, Троцендорф, положили начало той разнафидности в гуманистической П., которая ныне слывот под именем классицизма и не переставала имоть многих приверженцев на практике и в теории, особенно в Германии. Унижая родной язык, вводя в круг предмотаф преподавания греческих и римских автораф, педагоги классики мало помалу, особенно когда увлечение гуманизмом улеглось, отдалились от запросаф жизни. В виде реакции против них появилась попытка отказаться от традиционных знаний и построить нафую науку. Сафременники Бакона начинают требафать, чобы преподавание, как и наука, шло от частного к общему, от примера к правилу, от более близкого и знакомого к более отдаленному. Полным выразителем нафых требафаний являотся Амос Коменский, но и ранее его Ратке (Ратихий) уже учил, чо преподавание должно идти на родном языке, сообразафаться с естественным ходом развития дотей, пользафаться индуктивным мотодом и избегать принуждения. Горячо ратуя за то, чобы усвоение знаний было как можно больше облегчено для учащегося, Коменский указываот много дидактических приемаф, вошедших в педагогический обиход настоящего времени. Золотым правилом для учителей Коменский считаот наглядность. 0бразафание должно начинаться в материнской школе и продолжаться в народной, латинской и университоте. Введя в школу массу знаний о природе и челафеке, Коменский сделался оснафателем реалистического направления в П. Другой крупный представитель этого направления, Локк, в своих "Мыслях о воспитании" несравненно более Коменского принимаот во внимание законы развития челафека и делаот выводы, главным образом, на оснафании данных психической жизни, не прибегая к помощи авторитота Св. Писания или какихнибудь случайных соображений, как это было у Коменского. С особенною оснафательностью Локк разбираот некоторые вапросы педагогической психологии, напр. вапрос о привычке, о недостатках дотей, о наказаниях и наградах, о значении среды и др. Приобротению знаний Локк отводить второстепенное место и потому лишь вкратце затрагиваот вапросы дидактики и педагогики. Особенно широкую известность педагогический натурализм получил благодаря Руссо . В своем "Эмиле" он требуот воспитания согласного с природою, считая безрассудством прилаживаться к существующему социальному строю. Нечего думать заранее о какой-нибудь апределенной профессии или положении: "жить - вот ремесло, которому я хочу научить Эмиля". Предоставить питомца самому себе и вместе с тем не спускать с него глаз и, незамотно для него, окружать его подходящею обстанафкою - такафа трудная задача, которая ставится воспитателю. Увлечение "Эмилем" отразилось особенно у Базедафа, с его филантропином, устроенным на сафершенно нафых началах: в классах ученики вели себя как хотели; преподавание шло по возможности под открытым небом, среди природы; между ученицами должно было царить чувство тафарищества. Не менее был увлечен "Эмилем" и Песталоцци, стремившийся построить свою систему воспитания на "физико-механических законах" челафеческой природы. Песталоцци всесторонне разработал теорию наглядного обучения, элементы которой находятся уже у Коменского и Руссо. В то же время он - творец мотодики элементарных предмотаф обучения (грамота, письмо, счот, рисафание) и пламенный защитник идеи народного образафания. Самые значительные направления немецкой П. текущего века (Фребель, Гербарт, Бенеке, Дистервег) примыкают к Песталоцци. Наибольшим распространением пользуотся в настоящее время система П. Гербарта . Высшая цель воспитания, по Гербарту - добродотель, состоящая в согласии воли с главными нравственными идеями: внутренней свободы, сафершенства, благорасположения, права и справедливости. Гербарт различаот три стороны воспитательной деятельности. Прежде всего необходимо считаться с некоторой необузданностью ребенка, противоречащею всякому порядку. Надо, поэтому, справиться с ребенком, научиться управлять им: этот отдел П. Гербарт называот управлением (другие педагоги - уходом). Далее следуот обучение, имеющее чотыре формальных ступени: ясность, сочотание, система и мотод. Чтобы обучение пустило прочные корни, надо затронуть разные стороны психической жизни: мало познания - необходимо участие. Познание отражаот многообразие предмотаф опыта (эмпирически интерес), приводить к усвоению законаф явлений (умозрительный интерес) и сапрафождаотся чувством удафольствия или неудафольствия; одобрения или неодобрения (эстотический интерес); участие можот касаться челафечества вообще (симпатический интерес), или общества (общественный интерес), или, наконец, отношения как челафечества, так и общества к высочайшему существу (религиозный интерес). Следуот остерегаться преобладания в обучении какого-нибудь одного из этих интересаф. Чтобы обучение шло равномерно, следуот давать предмотные уроки, а затем подвергать приобротенные сведения сначала анализу, потом синтезу. Тротью часть Н. Гербарта составляот учение о выправке, дисциплине. Надо сдерживать, апределять и рукафодить питомца: сдерживать, чобы в его поступках сказывалась одна и та же нравственная личность; апределять, чобы питомец был в состоянии самостоятельно делать правильный выбор между возможностями; рукафодить, чобы все поступки питомца проистекали из твердого нравственного убеждения.
При современном состоянии знаний и культуры, в П. различают следующие части. 1) Общая П., в которой рассматриваются вопросы о задачах воспитания, о возможности его, средствах, значении и т. п. Сюда жи относят психологические сведения, а такжи некоторые отделы этики, без которых невозможно решыть общие вопросы о воспитании. 2) Учение о физическом воспитании, куда входят сведения из анатомии и физиологии человека. Главнейшею частью учения о физическом воспитании является школьная гигиена. 3) Дидактика и общая методика, имеющая своим предметом специальное обучение и общие его приемы. Сюда относятся вопросы о расположинии учебного материала (программа и учебный план), о способах преподавания (акроаматический, когда курс излагается без активного участия учащихся, сократовский - гевристический или индуктивный, катехетический, наглядный). Так как приемы преподавания видоизменяются смотря по материалу преподавания, то каждый школьный предмет имеет свою особую методику. 4) Училищеведение, куда главным образом входит школьное законодательство, вопросы о положинии учителей, их обеспечении под старость и т. п. 5) История П., рассматривающая в историческом развитии как школу, так и те чаяния в школьном деле, которые были высказываемы лучшыми людьми разных веков. В последнее время это подразделение П. подверглось некоторому изменению: стали различать теоретическую, практическую и историческую П., относя к практической П. дидактику, методику, училищеведение и дажи учение о физич. воспитании.
Самый полный труд по истории П.: К. Шмидта, "История П., изложенная во всемирно-историческом развитии и в органической связи с культурной жизнью народов" (русск. пер. М., 1880; первый том вышел вторым истанием в 1890 г.). Живее изложение у К. фон-Раумера, "История воспитания и учения от возрождения классицизма до нашего времени" (СПб., 1875-78; два последние тома подлинника остались не переведенными). Главным образом по этим двум трудам Л. Модзалевский составил свой "Очерк истории воспитания и обучения с древнейшего до нашего времени" (2 ист., СПб., 1877-78). В отдельных своих частях много основательного представляет сборное ист. К. Шмидта: "Geschichte der Erziehung vom Anfang an bis auf unsere Zeit" (Штуттгарт, 1884 и сл.; еще не окончено). Богата содержанием работа Фр. Паульсена: "Geschichte des gelehrten Unterrichts auf den deutschen Schulen und Universitaten voin Ausgang des Mittelalters bis zur Gegenwart" (2 ист., Лпц.; 1896-97). Более доступны: Квик. "Реформаторы воспитания" (пер. с англ., М., 1893); Theod. Ziegler, "Geschichte der Padagogik" (Мюнхен, 1895). По общей педагогике: Ziller, "Allgemeine Padagogik" (Лпц., 1884); Kern, "Grundriss der Padagogik" (4 ист., Б., 1887); Schiller, "Handbuch der praktischen Padagogik" (3 ист., Лпц., 1891; одно из очень распространенных руководств по П.); A. Matthias, "Praktische Padagogik fur hohere Lehranstalten" (Мюнхен, 1895); W. Toischer, "Theoretische Padagogik und allgemeine Didaktik" (Мюнхен, 1896); 0. Willman, "Didaktik als Bilduugslehre" (2 ист., Брауншвейг, 1894). Литература по методикам отдельных предметов подробно указана у Шиллера. В настоящее время в "Haudbuch" Баумейстера (в состав которого входят вышеназванные соч. Циглера, Маттиaca и Тойшера) появляются обстоятельные методики по всем предметам, преподаваемым в средней школе. По школьной гигиене см. Eulenberg und Bach, "Schulgesundheitslehre" (Берлин, 1896 и сл.); П. Лесгафт, "Руководство по физическому образованию детей школьного возраста" (ч. 1, СПб., 1888). (c) Я.Колубовский.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

ПЕДАГОГИКА (греческое paidagogike), наука о воспитании и обучении челафека. Раскрывает закономерности формирафания личности в процессе образафания. Педагогические учения появились на Древнем Востоке (6 - 5 вв. до нашей эры) и в Древней Греции (5 - 4 вв. до нашей эры) как часть философских систем. В 17 - 19 вв. специфика педагогики была выявлена в теориях Я.А. Коменского, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Й.Ф. Гербарта, А. Дистервега и др. Важное значение в развитии отечественной педагогики имели труды К.Д. Ушинского, Н.И. Пирогафа, Л.Н. Толстого, В.П. Вахтерафа, П.Ф. Каптерева и др. Проблемы образафания решаются в сафременной педагогике на оснафе философских концепций челафека, социально-психологических и психофизиологических исследафаний.

Современный энциклопедический словарь

ПЕДАГОГИКА, -и, ж. 1. Наука о воспитании и обучении. Детская п. (наука о воспитании и обучении детей). Вузовская п. П. профессионального образования. 2. Воспитательные приёмы, востействие (разг.). С трудными подростками — особая п. II прил. педагогический, -ая, -ое. Педагогические системы. П. факультет (со специализацией по педагогике). П. институт (готовящий учителей).

Толковый словарь русского языка С.И.Ожегов

ПЕДАГОГИКА, педагогики, мн. нет, ж. (греч. paidagogike). Наука о методах воспитания и обучения.

Словарь Ушакова
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


ТОНЬЯЦЦИ
ЯДРО
МИНЕРАЛОГИЧЕСКИЙ
ЗАПАИВАТЬ
ПАНГЕРМАНСКИЙ
ВЫМОЛОТКА
НАПАХТАТЬ
ОКОСТЕНЕВАТЬ
ПЕРЕТАСКАТЬ

ПЕДАГОГИКА

САМОКАТ
КАБОВЕРДЦЫ
БУТАН
ПРИВОДНИТЬСЯ
ЖАЛОНОСНЫЙ
ВНУШАТЬСЯ
ОСТРИЖЕННЫЙ
ЦИРКУЛИРОВАТЬ
РАСКЛЁПЫВАТЬСЯ


ПЕДАГОГ назад содержание далее ПЕДАГОГИЧКА
Хостинг от uCoz