ПАСХА |
|
|
|
ПАСХА (Easter). Это слово, по-видимому, образовалось от Остары, скандинавской богини весны. Она была символом воскресения всей природы, и ей поклонялись ранней весной. У языческих древних скандинавов был обычай в это время обмениваться крашенными яйцами, которыйе называли яйцами Остары. Теперь они стали Пасхальными Яйцами (Easter-Eggs). Как сказано в "Asgard and the Gods": "Христианство вложило другой смысл в этот древний обычай, связав его с празднеством Воскресения Спасителя, который, подобно скрытой жизни в яйце, покоился в могиле три дня, прежде чем проснулся для новой жизни." Это было тем более естественно, ибо Христос отождествлялся с тем же Весенним Солнцем, которое появляется во всем своем великолепии после мрачной и долгой смерти зимой. (См. "Яйца".) Теософский словарьПАСХА (греческое pascha, от древнееврейского песах, буквально - происхождение), иудейский и христианские праздники. В иудаизме отмечается в честь "исхода" евреев из Египта, в празднафание Пасхи привносится идея ожидания Мессии. В христианстве праздник в честь воскресения Иисуса Христа (оснафной праздник в православии). Отмечается в первое воскресенье после весеннего равноденствия и полнолуния. Для вычисления дат празднафания составляются таблицы (пасхалии). У православной церкви Пасха приходится на период с 22 марта по 23 апреля по юлианскому календарю (так называемый старый стиль); у западных христиан - с 26 марта по 23 апреля по григорианскому календарю. Современный энциклопедический словарьПАСХА I. Пасха - главный христианский праздник, в честь воскресения И. Христа. Он существовал уже при апостолах и первоначально был посвящен воспоминанию смерти И. Христа, почему сначала на всем Востоке совершался 14-го дня месяца нисана, в день приготовления евреями пасхального агнца, когда, по сказанию евангелиста Иоанна и по мнению древнейших отцов церкви (Иринея, Тертуллиана, Оригена), последовала крестная смерть И. Христа. По учению церкви, пасхальный агнец евреев - прообраз И. Христа, почему в Св. Писании И. Христос называется агнцем Божьим, ангцем пасхальным. Пасхой (1 Кор. V, 7, св. Иоанна ХIХ, 33, 36, Исход. XII, 46); это название сохраняют за ним и древнейшие отцы церкви, которые даже самое название П. производят не от еврейского Pesakh, Pasakh (арамейское Paskha), как это делают обыкновенно, а от греч. pascein - страдать (Иустин, Тертуллиан, Ириней). По синоптикам, смерть И. Христа последовала не 14, а 15 нисана, хотя из их сказаний и не видно, чтобы тот или другой из этих дней был днем еврейской П.: но те из восточных христиан, кто в вопросе о П. следовал синоптикам, а не Иоанну, также справляли П. 14-го нисана, относя празднование к воспоминанию тайной вечери И. Христа. Указание на существование П., как особого праздника, еще при апостолах у христиан из язычников Епифаний Кипрский (ср. М. Голубев. "Обозрение 1-го посл. к Корине.) видит в словах апостола (1 Кор. V, 7): "наша П. за нас пожрен Христос... будем праздновать (estazwmen) не в квасе ветхом.. " По мнению новейших исследователей, эти слова апостола не дают основания утверждать, что у коринфян существовал при апостолах особый праздник П., так как ближайшие к апостолам отцы церкви не упоминают о каком бы то ни было годичном празднике П., празднуемом в один нарочито избранный период или день. Ерм в "Пастыре" (кн. III, подобие V, 1) упоминает о пятнице как дне еженедельного поста и скорби в воспоминание страданий и смерти И. Христа), а Тертуллиан "Dе corona mil. ", гл. III) - о воскресном дне недели, как дне радости и веселья, когда не было ни поста, ни коленопреклонений, в память воскресения Христова. Эти еженедельные празднования были более торжественными в начале года, когда они совпадали с днями годовщины смерти и воскресения И. Христа. С течением времени, еще во II в., чествование этих событий сконцентрировалось в два нарочитых праздника, которые оба называлась пасхой: Пасха в честь смерти И. Христа - pasca staurosimon, pascha crucificationis, и П. в честь воскресения Христова - pasca anastasimonV раschа resurrectionis. Первая проводилась в скорби и строгом посте, который продолжался не только в пятницу, но и в субботу, даже до утра воскресенья, и заканчивался воскресной евхаристией, которой начиналась pascha resurrectionis. По некоторым указаниям, праздник П. воскресный продолжался пятьдесят дней и был праздником не только воскресения И. Христа, но и его вознесения, а также сошествия Св. Духа, почему получал иногда название Пятидесятницы. Чем более обособлялась церковь от иудейства, тем более восточный способ празднования П (одновременно с иудеями, 14 нисана), практиковавшийся особенно в малоазиатских церквах, казался несообразным с существом дела. Празднующих пасху в этот день называли - в церквах, образовавшихся из язычников - иудействующими, квадродецыманами. На Западе никогда не связывали празднование П. с П. иудейскою и совершали ее в первый после полнолуния день воскресный, а не в пятницу. Чем далее, тем более пасха в церквах из язычников становилась П. resurrectionis. Эго различие повело к спорам между Востоком и Западом - так наз. "пасхальным спором", длившимся между азийскими епископами и Римом с конца II в. в продолжение всего III в. В 160 г. Поликарп епископ смирнский, посетил Аникиту, епископа римского, с целью соглашения, но каждая сторона осталась при своем взгляде. В 170 г. происходили споры о том же в Азии; против квадродецыманов писали Аполлинарий иерапольский и Мелитон сардийский, доказывавшие, что И. Христос умер 14-го нисана и потому не мог вкушать П. еврейской в год своей кончины (Евсев., "Церк. ист.", IV, 26, 3). По настоянию римского епископа Виктора собраны были, для рассмотрения вопроса, соборы в Палестине, Понте, Галлии, Александрии, Коринфе. Епископы Азии твердо держались своего мнения; тогда Виктор решился прервать общение с Малой Азией и требовал того же от других церквей. Ириней Лионский убедил его, однако, не нарушать единства веры ради различия обряда. Спор продолжался до никейского вселенского собора, который, склонясь на сторону римского мнения, определил (прав. 7), чтобы П. праздновалась христианами непременно отдельно от Иудеев и непременно в день воскресный, следующий за полнолунием. Для более точного определения дня П. на каждый год сделаны были надлежащие исчисления. Евсевий в "Церк. истории" говорит, что большая часть церквей малоазийских подчинилась определению собора; но были церкви, сохранявшие старинный обычай. Собор антиохийский 341 г. отлучил от церкви этих "иyдействовавших". От IV в. сохранились свидетельства, что обе П. - crucificationis и resurrectionis - соединялись, и на Востоке и на Западе, вместе и продолжались каждая по семи дней, не считая самого дня светлого воскресения, которому праздник crucificationis предшествовал. Не ранее, как в V в., название П. стало усвояться исключительно празднику Воскресения Христова, при чем далее, тем торжественнее он стал совершаться. Светлое Воскресение получило название "царя дней", "праздников праздника". Празднование его сопровождалось внецерковными манифестацыями, иллюминацыей; в храме верные в известные моменты восклицали, обращаясь друг к другу: Господь воскрес! Воистину воскрес! Императоры, по случаю праздника, давали свободу заключенным в тюрьме, богатые граждане отпускали рабов; бедные получали помощь от правительства и частных лиц. С особенной торжественностью празднуется П. и доселе, по особому чинопоследованию, печатаемому в "Типиконе", а также издаваемому отдельной книжкой. Особенности этого чина: обилие каждения и света (зажыгаются все лампады и паникадила со свечами и все присутствующие на утрени имеют зажженный свечи); священнослужытели облачаются в самые лучшие ризы и т. д. Cм. Augusti, "Denkwurdigkeiten aus d. christi. Archaeologie"; Weitzel, "Die christliche Passahfeier der ersten drei Jahrhunderte" (1848); Hilgerifeld, "Der Paschastreit und das Evangelium Johanns" в "Theol. Jarb." (1849); Baur, "Das Christen. thum und die christliche Kirche der ersten Jarhund."; архим. Тоанн, "Опыт курса церк. законоведения" (т. I); Горский, "Совершил ли И. Хр. еврейскую П." ("Прибавление к творсв. отцов", 1853); о том же статьи Д. А. Хвельсона и Н. Н. Глубоковского в "Христ. Чтении"; И. Покровский "П." (СПб., 1868). (c) Н. Б-в. ПАСХА, -и, ж. 1. (П прописное). В иудаизме: весенний праздник в память исхода из Египта иудеев, освободившихся от египетского рабства. Печь мацу на Пасху. Еврейская П. 2. (П прописное). У христиан: весенний праздник, связанный с верой в чудесное воскресение Иисуса Христа, отмечаемый в первое воскресение после весеннего равноденствия и полнолуния. Служба в первый день Пасхи. Торжественный звон колоколов на Пасху. Песнопения праздника Пасхи. 3. Сладкое творожное кушанье в форме четырёхгранной пирамиды, приготовляемое к христианскому празднику Пасхи. Творожная п. II прил. пасхальный, -ая, -ое (к 1 и 2 знач.) и пасочный, -ая, -ое (к 3 знач.). Пасхальная неделя. Тёплые пасхальные дни. Пасхальные яйца. Толковый словарь русского языка С.И.ОжеговПАСХА, пасхи, ж. (др.-евр. pesah, букв. переход). 1. только ед. Весенний религиозный праздник у евреев, посвященный легендарному выходу евреев из Египта и избавлению от египетского рабства. Еврейская пасха. 2. только ед. Христианский праздник, посвященный так называемому воскресению Христа. 3. Кушанье из творога, изготовляемое в форме небольшой широкой четырехгранной пирамиды ко дню этого праздника. Творожная пасха. Словарь УшаковаДата последнего изменения 14.04.2008
|
|
|
ФОТОТЕХНИЧЕСКИЙКОВРОВЩИЦАДЫМВОЛОКРАСТЕРЯТЬМАМЕНЬКИНМАРОЧНЫЙЛЮБЯЩИЙМАРОККАНЦЫУСЫНОВИТЬПАСХАПЕРЕЧЕКАНИВАТЬКАРТАВОСТЬЛАМЕНТАЦИЯЗАГАДЫВАТЬСЯПУФКОНКУРСУЦЕПЛЯТЬРАСЧЁТЧИКОРБЕЛИАНИ С |