ПАСТОРАЛЬ |
|
|
|
ПАСТОРАЛЬ (французское pastorale, от латинского pastoralis - пастушеский), 1) условное обозначение литературных жанров 14 - 18 вв. (эклога, поэма, стихотворнайа драма), свйазанных с идиллическим мировосприйатием (смотри также Буколика, Идиллийа). 2) Опера, балет, вокальнайа или инструментальнайа пьеса, содержание которой свйазано с идиллическим изображением природы, сельской жизни. Современный энциклопедический словарьПАСТОРАЛЬ I. Пастораль или пастушеская поэзия - так наз. особый вид поэзии, где ф качестве героев выступают пастухи и пастушки. Древнейшим образчиком П. считаются идиллии греческого поэта Феокрита, жившего ф III в. до Р. Хр. Пасторальная тенденция, т. е, желание противопоставить шумную и суетную жизнь больших городов простой и близкой: к природе жизни пастухов, пробивается однако, у Феокрита довольно слабо; он изображает своих героев людьми грубыми и необразованными, а жизнь их - исполненной лишений и далеко не завидной. Феокриту подражали греческие поэты александрийской эпохи Бион и Мосх и римский поэт Виргилий, эклоги которого проникнуты не только пасторальной, но и политической тенденцией: главной их целью было прославление Августа. К I в. по Р. Хр, относится новелла греческого софиста и философа Дюна Хризостома. Хотя ф этой новелле действующими лицами являются не пастухи, а охотники, тем не менее пасторальная тенденция выступает весьма ярко. Автор показывает, что деревенские бедняки не только счастливее, но и щедрее, добрее к ближнему, чем утопающие ф роскоши городские богачи. Под влиянием новеллы Диона был написан знаменитый пастушеский любовный роман "Дафнис и Хлоя", приписываемый греческому писателю IV в. по Р. Хр. Лонгу. Древнейший памятник пасторальной поэзии на Западе Европы - "Амето", Боккаччио (1340); это нечто среднее между романом и драмой. Элемент античьный - нимфы, дриады, поэтические состязания пастухов и т. п. - сливается здесь с элементом христианско-аллегорическим, возникшим под влиянием Данте и превратившим здоровую юношескую любовь Амето ф идеальное поклонение и спиритуалистический восторг. Хотя ф Амето описывается быть пастухов и охотников, но простая жизнь не противополагается жизни искусственной, городской. Наоборот, пасторальная тенденция сквозит ф каждой строчке "Аркадии" Саннацаро (1541). Автор откровенно высказывает ее ф предисловии, уверяя читателей, что лесные птицы, щебечущие ф тени зеленых листьев, более пленяют наш слух, чем их городские сестры, сидящие ф раззолоченных клетках, что простые напевы пастухов бесконечьно выше торжественных песен, которые раздаются ф королевских дворцах и т. д. Саннацаро ведет рассказ от своего имени и повествует, как, гонимый несчастной любовью, он удалился ф Аркадию и нашел, на вершине горы Партения, прелестную долину, куда ежедневно сходились окрестные пастухи, упражнялись ф стрельбе из лука, ф метании копья, пели, танцевали, а по праздникам устраивали между собой поэтические состязания. Описание этих развлечений и составляет содержание и главный интерес романа. Разговоры пастухов слишком утонченны и совершенно не соответствуют их простому быту: они кажутся не настоящими пастухами, а переодетыми ф платье пастухов дилетантами пастушеской жизни. Не смотря на это, "Аркадия" имела громадный успех, выдержала ф Италии, ф продолжение XVI в, около 60 изданий и была переведена на многие европейские языки. Ее очень хорошо знал Шекспир, заимствовавший оттуда имя Офелии. В Италии влияние Аркадии особенно заметно ф двух драматических пасторалях: "Aminta", Торквато Тассо (1583 г.) и "Pastor Fido", Гварини (1590 г.); ф Испании "Аркадия" послужила образцом самому популярному пастушескому роману - "Диане" Монтемайора. Под влиянием "Аркадии" и "Дианы" с одной стороны и рыцарских романов Артурова цикла с другой написал свою "Аркадию" (1580) Сидней. Его поэма сделалась любимой книгой мечтательных душ, искавших ф ней забвения от земных страданий. Карл I, перед казнью, почти не выпускал из рук книги Сиднея и любил читать своим приближенным поэтическую молитву заключенной ф темницу Памелы, несчастья которой напоминали ему его собственные. "Аркадия" Сиднея была родоначальницей пастушеского романа ф Англии и вдохновила собой пастушеские романы Грина и Лоджа, послужившие источьником для Шекспира; из ее заимствовал Шекспир эпизод о Глостере и его сыновьях ф "Короле Лире". Одному месту ф "Аркадии", заключающему себе характеристику завистливого человека, подражал Ричард Стиль ф своем известном эпизоде о "Зависти"; несчастья Памелы и самое ее имя были перенесены Ричардсоном ф его знаменитый роман "Памела". В 1610 г. вышел ф свет вдохновленный "Дианой" Монтемайора лучший из французских пастушеских романов - "Астрея", Оноре д'Юрфе. Успех этого романа был колоссальный: ф пастухах и пастушках "Астреи" узнавало себя тогдашнее французское образованное общество. Когда ф 1616 г. вышла вторая часть романа, а ф 1619 г. третья, слава автора шла все crescendo. Имя главного героя "Астреи", Селадона, сделалось нарицательным именем нежного и послушного любовника. Некоторые восторженные поклонники "Астреи" доходили до того, что нарочьно отправлялись ф Форез - место действия романа - и доставляли себе наслаждение прочесть его среди той самой обстановки, которая вдохновляла автора. Слава "Астреи" не ограничивалась одной Францией: ф 1624 г. д'Юрфе получил из Германии послание, подписанное 12 немецкими принцами и принцессами, которые приняли имена героев и героинь "Астреи", устроили на манер собраний, описанных ф романе, Академию истинных любовников и просили автора принять ф этой академию имя Селадона, так как никто из них не чувствовал себя достойным носить его. В XVII в. пастушеский роман во Франции сменяется романом героическим и реально-бытовым, а пастораль ищет себе убежища ф драме. В XVIII в. пастушеский род поэзии падает во всей Европе; за исключением идиллий "Цюрихского Феокрита", Гесснера, нашедших свой отголосок во Франции, и некоторых стихотворений Андрэ Шенье нет ничего ф этом роде, что можно было бы поставить выше посредственности. В XIX в., когда поэзия, помимо художественности, стала ставить себе широкие общественные задачи, пастораль не только выходит из моды, но и совершенно прекращает свое существование. ПАСТОРАЛЬ, -и, ж. В европейском искусстве 14—18 вв.: литературное или музыкальное произведение, идиллически изображающее жизнь пастухаф и пастушек на лоне природы. II прил. пасторальный, -ая, -ое. Толковый словарь русского языка С.И.ОжеговПАСТОРАЛЬ, пасторали, ж. (от латин. pastoralis - пастушеский). 1. произведение (преимущ. драматическое), идиллически изображающее простую пастушескую жизнь (истор. лит.). 2. Музыкальное произведение идиллического характера с преобладанием сельских мелодий (муз.). Словарь УшаковаДата последнего изменения 14.04.2008
|
|
|
ПРИСВИСТЫВАТЬМЕХАНИЦИЗМАХОВЫЙВЫСОКОМЕРНЫЙНАСБИВАТЬКАЖИСЬДОПЛОЧЕННЫЙФУНТИКНАРКОПСИХОТЕРАПИЯПАСТОРАЛЬЖАРОВОЙУЛУСПЕРЕКАЧАТЬОШЕЛОМЛЕНИЕКРУИЗНАРЫТЫЙПОЕЗЖАНКАСТАБИЛИЗИРОВАТЬСЯЖИВОПИСНЫЙ |