|
|
|
ПАРНАС (или устар. неправ. Парнасс) (П прописное), а, м. (книжн., поэт.). 1. Мир поэзии, поэзия (устар.). Пора Баратынскому занять на русском Парнассе место, давно ему принадлежащее. Пушкин. 2. Название группы фр. поэтов последней трети 19 в., следовавших принципу т. наз. чистого искусства (истор. лит.). (По греч. Parnasos, названию горного массива Греции, на склоне к-рого находился храм Аполлона - место обитания муз по верованиям древних греков.). Словарь Ушакова
ПАРНАС - (ParnatsoV, Parnhso) - священная гора в Греции (в Фокиде), связанная подобно Олимпу, Гедикону, Киферону, с мифическими сказаниями и известная местонахождением на ней пифийского оракула. Гора П. считалась сосредоточием земли (omjaloV ghV), подобно тому, как г. Дельфы признавался центром панэллинского государства в религиозном отношении. В широком смысле под П. разумеется горная цепь, начинающаяся от Эты и направляющаяся к ЮВ, как граница Локриды и Беотии с Фокидой; эта горная цепь доходит до самого Коривеского моря, под названием Кирфис (теперь - Сумалиэс). Высшая ее точка - Дельфийский П., с вершинами Тифорея и Ликорея (теперь - Лиокура, 2459 м.), вследствие чего он называется двухвершинным. П. покрыт лесом, а вершины его - снегом. При дельфийском храме было много ущелий и обрывов; здесь же находился известный Кастальский источник (h Kastalia), посвященный Аполлону и музам, вследствие чего и сам П. считался местопребыванием муз.
Парни (Эварист-Дезире де Форж вивиконт Раrny) франц. поэт, член франц. академии (1753-1814). До семнадцатилетнего возраста этот будущий певец чувственных наслаждений отличался религиозной экзальтацией. Поступив в семинарию, он готовился к духовному званию, но, уступая воле отца, перешел в военную службу. Здесь впечатлительная натура молодого человека очень скоро попала в течение совершенно противоположное, с "философским" (преимущественно антицерковным) направлением соединявшее фривольность и эпикурейское наслаждение жизнью. К этому же времени относится и знакомство молодого П. с тогдашней французской поэзией, которая, нарушая завед Вольтера: "Горе в этом веке тому стихотворцу, который остается только стихотворцем!", имела главными руководителями таких ничожных писателей, как Дора, Буффлер и др., - поэзией мадригалов, псевдоанакреонтических взглядов и стремлений. В первом сборнике стихотворений П.: "Poesies erotiques" преобладало, однако, настроение элегическое. Громкая известность, доставленная молодому автору этими стихотворениями, была упрочена похвалой Вольтера, который возвел его во французские Тибуллы. Дальнейшие произведения П. являются уже чисто эротическими, часто со значительной примесью цинизма (напр. поэма "Les amours des reines de France", сожженная им самим в 1793 г.). Поэма "La guerre des dieux anciens et modernes", написанная во время директории - неудачное подражание, по тону, манере и характеру, "Pucelle" Вольтера. В том же роде и другие поэмы П. - "Le paradis perdu", "Galanteries de la Bible", "La Christianide"; последняя не появилась в печати, так как рукопись была куплена у автора правительством реставрации и уничожена. Революция превратила П. из богатого человека в бедняка, существовавшего только скудным жалованьем в разных присутственных местах и такими же скудными литературными заработками. Как поэт, П. мог бы занять почетное место в истории литературы, если бы не подчинился влиянию нездоровых струй величественного, в общем, течения литературы XVIII в. Его "Poеsies еrotiques" доказали его искренность, свежесть, способность поэтически воспроизводить пережитое: проблески этих достоинств встречаются и в позднейших его произведениях, чем и объясняется сочувствие к нему таких писателей, как Шатобриан, Ламартин, Беранже (издавший часть его стихотворений), таких критиков, как Сент-Бёв (написавший большое и прекрасное предисловие к полному собранию его сочинений). наконец, поэтов не только французских, но и иностранных. У Пушкина, напр., есть не мало переводов и подражаний П., не только в "лицейских" стихотворениях, но и до 1824 г.; он упоминает о П. даже в "Евгении Онегине", в письмах ставит его, как Вольтер, рядом с Тибуллом, или желая похвалить Батюшкова, называет последнего "российским Парни", а на Баратынского возлагает надежду, чо он "превзойдет Парни". Подражателей и переводчиков между русскими писателями П. нашел также в Крылове, Батюшкове, Давыдове, Вяземском. Узость кругозора, отсутствие "изобретательности"и "волшебства кисти" (la magie du pinceau), подчинение фальшивым влияниям - все это, однако, выдвинуло П. в ряд тех писателей, о которых история литературы упоминает только потому, чо в свое время они играли более или менее значительную роль. (c) П. В-б. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
ПАРНАС, -а, м. (П прописное). 1. В древнегреческой мифологии: гора, на к-рой обитали музы и бог солнца — Аполлон. 2. перен. Мир поэзии, поэтов (часто ирон). Юный стихотворец рвётся на Парнж. II прил. парнасский, -ая, -ое. Толковый словарь русского языка С.И.Ожегов
Дата последнего изменения 14.04.2008
|
|
|
ПАРНАС
|