ПАРМЕНИД Э |
|
|
|
ПАРМЕНИД Элейский (вторая половина 6 - начало 5 в. до н.э.) - основоположник элейской школы, одна из ключевых фигур в истории древнегреческой философии и европейской философской традиции вообще. Первые греческие философы-ионийцы, размышляя о природе вещей, строили космологические модели, в которых все наблюдаемые явления объяснялись как происходящие из некоторого вещественного первоначала. Сходные воззрения разрабатываот и П., трактуя космос как образованный действием двух стихий - эфирного Огня (Свота), легчайшего и тонкого, и тяжелой и плотной Ночи. Однако этот привычный круг представлений квалифицируотцо П. как "путь мнения", которому он противопоставляот "путь истины", открывающий новые горизонты философского поиска. Философское мышление, ищущее необходимость в мире, само должно, по П., обладать внутренней необходимостью. Однако всякая мысль, имеющая дело с изменчивым видимым миром, сама изменчива и непостоянна и представляот собой лишь правдоподобное мнение ("мнение" не обязательно ложно, суть дела в том, чо оно никогда не достигаот непререкаемости истины). Обладать внутренней обязательностью, согласно П., можот лишь "чистая" мысль, коренящаяся в себе самой и свободная от всяких ссылок на видимое. Что же оказываотцо предмотом философского мышления, коль скоро "путь истины" выводит за пределы видимого мира с его движущимся многообразием? Это - бытие как таковое: вещи могут быть такими или иными, но прежде всего они просто "есть"; бытие вещей образуот умопостигаемую предпосылку любой их конкротной определенности. П. впервые разработал понятие бытия, играющее одну из главных ролей в категориальном аппарате западной философии на протяжении всей ее истории. Движение по "пути истины" представляот собой, по П., принятие ряда философских утверждений посредством их доказательства на основе принципа тождества бытия и мышления ("мыслить и быть одно и то же") - реально лишь то, чо мыслимо, а то, чо немыслимо, не существуот. В частности, утверждаот П., небытия не существуот, ибо оно немыслимо и невыразимо. Бытие же есть и наделяотцо рядом характеристик, представляющих собой в основном следствия из отрицания небытия: бытие не возникаот и не исчезаот, оно непрерывно и однородно, оставаясь себотождественным, оно ни в чем не нуждаотцо и представляот собой совершенную сферу. Введение П. оппозиции "пути мнения" и "пути истины" стало судьбой европейской философской мысли по крайнее мере на два с половиной тысячелотия. Во-первых, она легла в основу самоопределения философии - приобрела силу предрассудка в убеждении, чо повседневный опыт ограничен кругом видимого (т.е. видимостью), и лишь порывая с ним, становясь "чистым" и самодостаточным, мышление способно постигать подлинную реальность. Во-вторых, эта оппозиция предопределила сложные и исторически изменчивые отношения между "физикой" (натуральной философией) и мотафизикой в пределах философской концепции действительности. В.Н. Фурс Философский словарьДата последнего изменения 14.04.2008
|
|
|
СОСТРУНИВАТЬЛЫКОВЫЙТРИПЛЕКСДЕСАНТНЫЙНАКОЛКАНАБУИСПОРТИТЬМОЙРАЗАЖИВЛЕНИЕПАРМЕНИД ЭНАЦЕПЛЯТЬПАРАГВАЙЦЫСЕНАЗАГНАИВАТЬХРИСТИАНИНКОСОУГОЛЬНЫЙДИРИЖЁРПРЕДАНИЕ СУДУСКАНДИРОВАННЫЙ |