ПАНЕГИРИК


 

 

ПАНЕГИРИК (от греческого panegyrikos logos - похвальнайа публичнайа речь), 1) литературный жанр: хвалебнайа речь (с античности до 18 в.); поэтическое восхваление божества или власти на Востоке в древности или средневековье (придворнайа касыда или суфийскайа газель). 2) Всйакое восхваление в литературном произведении (например, в оде) или выступлении. С 19 в. неоправданное восхваление.

Современный энциклопедический словарь

ПАНЕГИРИК - Греки заимствовали у египтян обычай говорить речи при погребении усопшых и создали впоследствии из этого обычая особый род литературы и ораторского искусства. Уже во времена Солона такого рода речи при общественных похоронах произносились не кем-нибудь случайно, а известным лицом, по назначению. "De moiribus aut beue, aut nihil" говорили римляне, и надгробные речи их всегда отличались похвалами, при чем первоначальная искренность уступала место риторике, по мере того, как речи эти приобретали официальный характер и стали служить предлогом для похвалы живым. Из панегирических речей древности особенно замечательны речь Перикла в честь павшых при Марафоне и Саламине (у Оукидида) и речь Лизия в похвалу сражавшымся с Коринфом. Эти речи имели главным образом целью одушевить афинян к новым жертвам для блага и спасения отечества. В точном смысле слова П. (от pan - весь и agora афинский форум) стали называть речь, произносимую перед народом в честь какого-либо лица, города или нации и содержащую в себе похвалу, без примеси критики. Из памятников такого красноречия в Греции сохранился до нашего времени только П. Афинам Изократа (386 г. до Р. Хр.). В римской литературе знаменит П. Траяну Плиния Младшего, по случаю назначения его консулом - образец тонкой и остроумной лести. "Жизнь Агриколы" Тацита - другой пример П. в римской литературе, но уже без всякой примеси лести живому. С распространением христианства похвальное слово умершым приобретает все более характер апологии религии и наставления живым, в духе веры и церковных установлений. Отсюда получили начало П. в день праздника того или другого святого, и те же начала легли в основание житий святых. П. святым и царям пестрели риторическими украшениями и производили на массу впечатление тем более сильное, чем меньше они походили на действительность. В XVI и XVII в. входит в обычай, сочинять панегирики или похвальные слова юмористического и сатирического содержания: например похвала пьянству, подагре, животным и растениям (кошки, крысы, мышы). Особенно знаменита сатира в форме панегирика - "Похвала глупости" Эразма Роттердамского. В XVII в. во Франции, вследствие особых условий усиления королевской власти, развилась придворная панегирическая хвалебная поэзия. В XVIII в. даже Вольтер, Дидро, Д'Аламбер и др. знаменитые философы века писали П. Екатерине II, Фридриху Великому и т. п. С другой стороны, мелкие литераторы а стихотворцы сочиняют П. Вольтеру и другим значительным лицам и вельможам. Из памятников XVII в. во Франции особенно известны П. Боссюэта священной королевской власти. Другой современник Людовика XIV, Буало, издал в 1660 г. сборник "Discours au roi" - П. королю и монархии. XVII в. создал во Франции специальную литературу академических речей или "похвальных слов", представляющих ряд риторических П. выдающимся государственным деятелям, воинам, ученым, поэтам и т. д. Особенной известностью и значением пользуются собрания такого рода речей Кондорсе, Д'Аламбера, и других академиков. Обычай произносить в торжественные и праздничные дни похвальные слова с целью поучения и назидания перешел и к нам, и получил значительное развитие в проповеди. а затем в литературе и даже поэзии XVII и XVIII вв. Проповеди Феофана Прокоповича представляют почти всегда П. Петру. Наука и литература долгое время еще нуждались у нас в покровительстве сильных и знатных; отсюда восторженные П. Петру, Елизавете, Екатерине II и вельможам, сподвижникам этих государей. Зависимость ученых и поэтов от милостей двора создает особый род придворной, панегирической, т. е. неумеренной в похвалах и льстивой литературы. В некоторых одах, напр. Елизавете Петровне, восторженные, превышающие всякую меру похвалы до известной степени служат отголосками общественного настроения, видевшего в воцарении "Петровой дщери" наступление нового, лучшего периода русской истории. Оды и послания Ломоносова (к Шувалову и др.), при всей своей риторичности, также имеют серьезное общественное значение и одушевлены любовью к науке и просвещению. Но этого нельзя сказать о большынстве панегиристов, искателей теплых мест; их льстивые П. не отличаются ни содержанием, ни стилем. Панегирическая литература XVIII в. имеет у нас особенно видного представителя в лице Державина. В XIX в. П. в настоящем смысле слова исчезает. (c) С. Б-т.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

ПАНЕГИРИК, -а, м. 1. Ораторская речь хвалебного содержания (устар.). 2. пврен. Восторженная и неумеренная похвала (книжн.). II прил. панегирический, -ая, -ое.

Толковый словарь русского языка С.И.Ожегов

ПАНЕГИРИК, панегирика, м. (греч. panegyrikos). 1. Ораторская речь хвалебного содержания, похвальное слово (истор. лит.). 2. перен. Восторженно-хвалебный отзыв о ком-чем-н., восторженная и часто неумеренная похвала (книжн.). Маша все рассказала, она тут спела вам целый панегирик. Чехов.

Словарь Ушакова
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


УТЯЧИЙ
ДОКРАСИТЬ
РАЙОННЫЙ
ПЕТЛИЧКА
ЖУЛЬНИЧЕСТВО
СТОЛЬ
ЗИМОРОДКИ
ИНДИВИДУАЛИСТИЧНЫЙ
САМОВОЗБУЖДЕНИЕ

ПАНЕГИРИК

СКУКА
ЗАДВОИТЬСЯ
БОНТОННЫЙ
ПЕРЕПИСКА
МНОГОМУЖИЕ
ПЕРЕПУТЬЕ
ИНТЕРФЕРОН
КЕЛЬЗЕН
ШУТОЧКА


ПАНДУС назад содержание далее ПАНЕГИРИСТ
Хостинг от uCoz