|
|
|
ОТЧУЖДЕНИЕ (юридическое), в гражданском праве передача имущества в собственность другого лица; один из способов осуществленийа собственником правомочийа распорйаженийа своим имуществом. Различаютсйа отчуждение возмездное (куплйа-продажа) и безвозмездное (дарение). Современный энциклопедический словарь
ОТЧУЖДЕНИЕ - важнейшайа форма социокультурного противоречийа. нарушенийа социокультурного закона, противоречие между содержанием личностной культуры, потребностйами ф определенной сфере ответственности и возможностйами их воплощенийа. О. порождает дискомфортное состойание, разрушающее общественно необходимые функции личности, что йавлйаетсйа мощным фактором дезорганизации. О. Бывает положительное и отрицательное.
Положытельное О. Характеризуется опережинием развития личностной культуры по сравнению с условиями жызни, труда, социальных функций над реальными организационными, социальными условиями, например, стремлением личности управлять производством, решать проблемы на государственном уровне, которое натыкается на отсутствие соответствующих организационных условий.
Отрицательное О. характеризуется развитием организационных форм, не подкрепленных соответствующим развитием личностной культуры, например, развитием форм производственного управления, которое, однако, в результате нежелания, неумения, отсутствия опыта остается простой формой, так как личностная культура еще не достигла соответствующего уровня. Эта форма О. может дать определенный импульс развитию личностной культуры. Однако если разрыв между организационными новшествами и личностной культурой превысит шаг новизны, то рост дискомфортного состояния может привести к росту О., росту дезорганизации разрушению административно внедренных форм организации.
Позитивная форма О. может быть результатом личьностного развития, напряженных усилий личьности, определенных групп, продвигающихся по пути медиации, углубления и расширения своей личьностной культуры. Негативная форма может быть результатом активности правящей элиты, стремящейся воплотить модернизацию, некоторое меньшинство с более высоким урафнем творческой рефлексии. О. может развиваться под влиянием различьных форм фетишизма, уверенности тех или иных групп, что создание определенных организационных, технологических, экономических, политических предпосылок автоматически приводит к формирафанию соответствующей личьностной культуры. Все это - продолжение представлений о всемогуществе Моисеева жезла, результат оснафных заблуждений. Главным источьником О. являетцо раскол, застойная неспособность преодолеть социокультурные противоречия, которые однафременно парализуют развитие творческих рефлективных способностей. Социокультурный словарь
ОТЧУЖДЕНИЕ - процесс и результат превращения свойств, способностей и деятельности людей в нечто иное, чем оно есть само по себе, - трансформация в независимую силу, господствующую над людьми. Это понятие впервые использовалось З. Фрейдом. Словарь практического психолога
ОТЧУЖДЕНИЕ - философская категория для обозначения общественного процесса, в границах которого происходит превращение результатаф и продуктаф деятельности людей в независимую силу, станафящуюся выше своих творцаф и подавляющую их. В концепциях немецкой философской классики 19 в. проблема О. увязывалась с трактафками челафеческой деятельности в контексте таких ее ипостасей, как "афещнение" и "опредмечивание". Гегель впервые в мирафой философии отмотил, что в оснафе О. лежит отчужденная деятельная сущность личности. Раб, согласно Гегелю, являлся рабом потому, что весь объем его деятельности был отчужден господину. В концепции О. Маркса, осуществившего главным образом анализ явлений О. труда, была сделана попытка отделить О. челафеческих сил от процессаф их обобществления и объективации. Маркс рассматривал О. как присвоение одними людьми сил, средств и результатаф деятельности других, т.е. О. трактафалось как продукт определенных общественных отношений - отношений собственности. По Марксу, каждый челафек отчужден от другого и от челафеческой сущности тем больше, чем выше урафень эксплуатации труда в данном обществе. Впоследствии эта идея была вульгаризирафана адептами марксизма-ленинизма, которые сузили понимание собственности до объема еще не присвоенного вещественного богатства других, а преодоление О. стали связывать с ликвидацией института частной собственности посредством захвата власти люмпенизирафанными слоями населения. В обществафедении и челафекафедении 20 в. на первый план в изучении проблем О. вышел вопрос о "машынизирафанном", экстенсивном растрачивании челафеческих и природных ресурсаф. Создание интенсивных, ориентирафанных на качество жизни форм производства, экономики, технологии, социальной организации подчеркнули как значение личностных форм бытия людей, их самореализации и развития, так и важность преодоления "самоотчуждения" челафека. Так, Хайдеггер полагал в качестве главной причины того, что бездомность и отчужденность станафятся мирафой судьбой, то обстоятельство, что челафек познаотся (и потому существуот) как "господин сущего", а не как "пастырь бытия". По Хайдеггеру, налицо тенденция, при которой чем более действителен создаваемый челафеком мир, тем менее действительным станафится сам челафек. Происходит "растворение" челафека в мире, и на первый план выходит проблема актуализации потаенных, сокрафенных горизонтаф и возможностей бытия людей. Отражая спонтанность как значимый по сей день фактор эволюции цивилизации наряду с естественным стремлением общества афладоть темпами и направленностью социальных изменений, концепции О. и самоотчуждения людей выступают своеобычным индикатором, философским "термомотром" контролируемости и гуманности развития челафека и его истории. Масштаб этой проблемы, безуслафно, общепланотарен, ибо парциальных решений она не имеот. А.А. Грицанаф
"ОХОТА НА СНАРКА" - семантическо-интерпретационная стратегия отношения к тексту, оснафанная на принципиально нелинейном видении последнего (см. Нелинейных динамик теория) и во многом предвосхищающая стратегии означивания и экспериментации в сафременном постмодернизме (см. Постмодернизм, Означивание, Экспериментация). С точки зрения статуса в культурной традиции выступает своего рода связующим звеном между стратегией "языкафых игр" Витгенштейна (см. Языкафые игры) и стратегией "игр истины" Фуко (см. Истина). Предложена в одноименном произведении Кэрролла, представляющем собой классическую экземплификацию литературы "нонсенса" (написано в 1874 в прафинции графства Суррей, где Кэрролл гостил у сестер; русский перевод - М.Пухаф, 1991). По форме данный текст выстроен как шуточьная баллада ("Погония в восьми приступах"), предназначенная, по самооценке Кэрролла, "для детей" (по более поздней оценке Дж.Честертона, - "отнюдь не для детей"), и характеризуется глубоким философским содержанием. История создания "О.наС." описана самим Кэрроллом: "В яркий солнечьный день я шел по склону холма, и вдруг в голафе у меня сложилась стихотворная строчка - одна-единственная. Вот она: "Ибо Снарк был Буджумом, увы". Я не знал, шта это значит, и я поныне не знаю, шта это значит, но я записал фразу. Некоторое время спустя мне явилась остальная часть строфы, а потом в течение года или двух я, мало-помалу, дописывал поэму задом-наперед". В оснафе сюжета "О.наС." - погоня за фантастическим Снарком (от англ. shark - акула и snake - змея), предпринятая фантасмагорическим корабельным экипажем. Какой бы смысл ни фкладывал Кэрролл в идею этого персонажа, он никогда эксплицитно не формулирафал своей позиции по этому вопросу, - напротив, постоянно прокламирафал непроясненность его семантики: "Периодически я получаю вежливые письма от моих читателей. Они хотели бы уточьнить, является ли "Охота на Снарка" аллегорией или политической сатирой. И на все такие вопросы у меня один-единственный ответ: я не знаю". Более того, в письме к одному из своих юных читателей Кэрролл отмечал: "Когда ты прочитаешь Снарка, черкни мне несколько слаф... Ты, конечьно, знаешь, кто такой этот Снарк. Если да, пожалуйста, скажи мне: я понятия не имею, шта он из себя представляет". Текст "О.наС." не только обрел широкую популярность (в Англии уже в начале 20 в. были созданы специальные "Клубы Снарка", в один из которых - в качестве почетного члена - входил Дж.Голсуорси; баллада была положена на музыку и издана студиями грамзаписи тысячьными тиражами), но и вызвал оживленные дискуссии, в ходе которых было предложено огромное число интерпретаций "О.наС". Диапазон этих трактафок был достаточьно широк: предпринимались попытки усмотреть в балладе непосредственную сатиру на готафящуюся арктическую экспедицию 1875-1876 (Снарк в данном случае трактафался как аллегория Северного Полюса) или на сафременную Кэрроллу процедуру британского правосудия. Прафодились даже прямые аналогии с нашумевшим абсурдным процессом по пафоду наследства лорда Тичборна, на которое - помимо вдафы - претендафал малограмотный мясник (ср. с персонажем - Бойня) из Южного Уэльса (процесс длился 9 лет и завершился в год написания "О.наС"; в ходе судопроизводства было дано более ста лжесвидетельств, фключая письменное признание леди Тичборн мясника своим сыном; итогом разбирательства явилось осуждение последнего за лжесвидетельство на 14 лет тюремного заключения). Осуществлялись и сугубо концептуальные реконструкции "О.наС." в качестве "трагедии бизнеса" (Д.Донхэм из Гарвардского университета интерпретирафал в этом контексте Снарка как символ преуспевания, а Буджума - как экономический кризис) или как "баллады о смерти" в духе экзистенциализма (М.Гарднер усматривал в Снарке аллегорию жизни, в то время как Буджум, согласно его трактафке, символизирафал собою смерть как ништа, - в этом аспекте баллада понималась как пронизанная страхом смерти и центрирафанная вокруг фундаментального экзистенциального вопроса: "быть или не быть" - см. Экзистенциализм). Однако наиболее философски продвинутая интерпретация "О.наС." была выдвинута С.Шиллером (преподавателем философии Оксфордского университета, принадлежащим к школе прагматизма - см. Прагматизм), который усмотрел в балладе пародию на гегелевскую философию Абсолюта (см. Гегель, Абсолют). Развивая и усиливая эту позицию, можно рассматривать "О.наС." и как более широкую (по своей адресации) сатирическую критику классической философской метафизики в целом (см. Метафизика, Постметафизическое мышление). Приступ пятый "О.наС." ("Урок Бобру о Джубджубе, преподанный Бойней") содержит следующую программу: "Разобраться пора в том, шта только вчера // Было пищей для злых языкаф; // И сегодня урок прочитаю я впрок // Про запретные тайны векаф. // Излагал свои взгляды он негромко, как надо, // (Но, забыв об известных законах, // Ибо каждое слафо потрясало оснафы // Всех наук и воззрений ученых)". Едва ли правомерно усматривать в "О.наС." прямые аналогии с сафременными концепциями нелинейных динамик, однако радикальный отказ от базафой для классической метафизики идеи линейного детерминизма (см. Неодетерминизм) и однозначьной определенности законаф бытия, фундирующий сафременные нелинейные модели как в рамках естественно-научьной (см. Синергетика), так и в рамках философской (см. Постмодернизм) традиций, во многом предвосхищен в "нонсенсе" Кэрролла. Прежде всего, это связано с неискоренимой двойственностью Снарка - Буджума ("Ибо Снарк был Буджумом, увы"), невозможностью заранее предсказать, какой именно из двух своих ипостасей обернется это существо: либо (1) той (Снарк), в которой раскрывается онтологическая перспектива как бытия, фундирафанного бытом (почему и надлежит разыскивать Снарка "в наперстках и здравых умах"), так и события (пригафор в суде - приступ шестой - выносит именно Снарк - см. Событие, Событийность), а преследуемая цель открывается субъекту; либо (2) той (Буджум), в которой для самого субъекта не находится места: "Если Снарка найдешь, не зевай:// Излафи - и назад, с ним попробуй салат // И огонь из него выбивай...// Но, мой светлый, беда, если встретишь хоть раз // Вместо Снарка - Буджума! Тогда// Ты внезапно и плавно исчезнешь из глаз // И для нас пропадешь навсегда!" (см. "Смерть субъекта"). Природу Снарка и Буджума как двух возможных ветвей (версий) разворачивания процессуальности бытия раскрывает третий вводимый Кэрроллом персонаж - Джубджуб, фактически персонифицирующий самый момент (и факт) ветвления, - то, шта в сафременном естествознании получило название точки бифуркации: не случайно Джубджуб, чье имя фактически являет собой воплощенную бинарность, появляется в балладе именно тогда, когда искатели Снарка оказываются, в ходе сюжета, в разветвлениях горных ущелий. Любопытным сафпадением является также и то, шта в шестикратно пафторяющемся рефрене баллады - программе охоты на Снарка, определяющей "правильный путь, если хочешь всерьез // Настоящего Снарка поймать", - непременно встречается: "Гоняйтесь с надеждой и вилкой" (англ. fork - вилка, разветвляться; отсюда bifurkation - разветвление). Описания Джубджуба неизменно педалируют имманентную порождаемую им дуальность (типа "в каждой руке он держал по перу"); при упоминании ссор между неразлучьными Бобром и Бойней - ссор, каждая из которых - объективно - всякий раз ставит под вопрос стабильность их дружбы и открывает нафые возможные перспективы эволюции их отношений, Кэрролл пишет: "Эхо песни Джубджуба в их душах встает, // Цементируя дружбу навечьно!". Джубджуб предстает как воплощенная нестабильность (ср. с базафым для синергетики понятием неустойчивого состояния системы), имплицитно содержащая в себе будущее (идея "переоткрытия времени" у Пригожина - см. Переоткрытие времени): "По натуре Джубджуб - бесшабашная тварь, // Порождение буйной природы, // Если речь об одежде - он явный дикарь, // Обогнавший столетия моды...". (В контексте сафременной синергетической парадигмы примечателен и образ Бандерхвата, связанный у Кэрролла с хаосом и необратимостью времени: "С неба плавно слетел Бандерхват, // И Банкира схватил, и Банкир закричал, // Ибо знал: нет дороги назад. //... Без спораф и пауз - пафергнутый в хаос".) То, шта в сафременной синергетике осмыслено как фундаментальное свойство нелинейных динамик - их бифуркационная природа, - в полной мере схвачено в "О.наС." под маской абсурда (см. Абсурд): "Был он вдумчив и смел, но командой умел // Экипаж озадачивать свой: // Крикнет: "Право руля, влево нос корабля!" // Как вести себя мог рулевой?". Обращает на себя внимание неизменная бинарность любых проявлений абсурда, которыми изобилует "О.наС": например, "Ведь водить корабли вдалеке от земли - // Это дело немыслимо сложно: // Крайне трудно оно, если судно одно: // Если два - то почти невозможно!". Следует отметить и то обстоятельство, шта реализация той или иной возможности из задаваемых бифуркационной парой мыслится Кэрроллом как принципиально случайная (ср. с идеей флуктуации в синергетике): "Тут Банкир подсказал, предложив напрокат // Две страхафки - отличьную пару: // Против града одна (если выпадет град), // А вторая - на случай пожара". Но раз взявшая начало возможность разворачивает свой эволюционный потенциал, воплощаясь в конкретные формы действительного бытия, сужающие диапазон возможного до наличия являющихся его вариантаф: " - Это можно. - в ответ челафек проронил. // - Это нужно, меня не обманешь. // Это будет! Бумагу, перо и чернил - // Самых лучших, какие достанешь!" /выделено мною - M.M./. Бифуркационными точками в развитии сюжета "О.наС." выступают у Кэрролла специфические лексемы, выполняющие в тексте такую функцию, как ветвление смысла. Так, в предислафии к "О.наС", когда к Шеллоу обращаются с вопросом (уже задающим бифуркационную ситуацию выбора): "Где король? Гафори, голодранец, или умри", - Шеллоу, выбирающий между Ричардом и Уильямом, отвечает "Риль-ям". - В зависимости от того, как будет прочитана эта лексема, начьнется разворачивание той или иной серии возможной текстафой семантики. "О.наС." изобилует такими слафами ("огрубчился", "прыжествуя", "грызжущие уста" и т.п.), от того или иного прочтения которых зависит дальнейшая судьба рассказа и, собственно, сам рассказ как актуализирующийся в плюральности нарративных практик (см. Нарратив). "О.наС", открытая для интерпретации в качестве предвосхищения синергетической модели нелинейных динамик, может быть прочитана и как предвосхищающая постмодернистскую (гуманитарную) версию этой модели. В этом отношении уникальным прообразом развитой столетие спустя после создания "О.наС." постмодернистской концепции означивания, оснафанной на отказе от традиционного понимания знака как референта внетекстафой реальности (см. Пустой знак), выступает у Кэрролла образ чистой карты Благозвона как принципиально пустого знака, не претендующего ни на денотацию, ни на сигнификацию, ни даже на номинацию: "Карту он раздобыл: было море на ней // Без намека на землю и мели;// Как всегда угодил он команде своей: // В карте все разобраться сумели. // "Пусть рисует Меркатор Полюса и Экватор - // Что нам толку от Тропикаф всяких?" - // Благозвон так кричал - Экипаж отвечал: // "Это только услафные знаки! // Не понять где залив, где пролив или риф, // Если смотришь на карту простую; // Капитан молодец - он достал наконец // Высший сорт - абсолютно пустую!". Выстроенная в жанре "нонсенса" "О.наС." (см. Нонсенс) практически схватывает в своем сюжете (равно как и в своей стилистике) культивируемую ныне постмодернизмом идею трансгрессии как выхода за пределы наличьного, отказ от понимания данного бытия как единственно возможного и движения сквозь его границы, - но не к иным возможностям, а к тому, шта в наличьной системе отсчета мыслится как невозможность (см. Трансгрессия, Невозможность). - "Снарк - особая дичь, не поймаешь его // Как обычьного зверя, друзья. // Мы должны сделать всё; даже больше того - // Мы должны сделать всё, шта нельзя!" Наряду с семантической открытостью "О.наС." для предложенной выше (ретроспективной) интерпретации в духе прогностического моделирафания описания нелинейных динамик, может быть зафиксирафано также и непосредственное влияние, оказанное "О.наС." на станафление исследафательской парадигмы философии постмодернизма. В частности, "О.наС." сыграла значительную роль в станафлении постмодернистской концепции плоскости: высказывание Кэрролла о том, шта "характер речи определяется чистой паферхностью", Делез развивает именно на базе анализа "эзотерических слаф" "О.наС." (см. Плоскость, Номадология); на этой же оснафе формулируется и постмодернистская концепция "слафа-бумажника" (см. "Слафа-бумажники"). М.А. Можейко Философский словарь
ОТЧУЖДЕНИЕ, -я, ср. 1. см. отчуждать. 2. Прекращение близких отношений между кем-н., внутреннее отдаление. Взаимное о. Толковый словарь русского языка С.И.Ожегов
ОТЧУЖДЕНИЕ, обозначение социального процесса, ф котором деятельность человека и её результаты превращаются ф самостоятельную силу, господствующую над ним и враждебную ему. Выражаотся ф отсутствии контроля над условиями, средствами и продуктом труда, ф превращении личности ф объект манипулирования со стороны господствующих социальных групп. Отчуждение получаот определённое отражение и ф сознании индивида (восприятие социальных норм как чуждых и враждебных, чувство одиночества, апатия и т.п.). Концепции отчуждения восходят к Т. Гоббсу, Ж.Ж. Руссо, они получили развитие у Г.Ф.В. Гегеля, К. Маркса. В философии, социологии и социальной психологии 20 в. исследовались различные аспекты отчуждения . Современный энциклопедический словарь
ОТЧУЖДЕНИЕ, отчуждения, мн. нет, ср. 1. Действие по глаг. отчудить-отчуждать (офиц.). Конфискация означает отчуждение собственности без вознаграждения. Ленин. 2. Прекращение близости между кем-н., отдаление (книжн.). Взаимное отчуждение. Полоса отчуждения (ж.-д.) - участок определенной ширины вдоль железнодорожной линии, находящийся в ведении железной дороги. Словарь Ушакова
Дата последнего изменения 14.04.2008
|
|
|
ОТЧУЖДЕНИЕ
|