ОСТРАКИЗМ |
|
|
|
ОСТРАКИЗМ (ostrakismoV, ostrakojoria) - был введен в Афинах Клисфеном как мера против сторонников низвергнутой тирании, которых в городе оставалось еще много, а главным образом против Пизистратида Гиппарха, сына Харма, который в 496 г. был выбран в архонты, а в 488 г. был первой жертвой Клисфенова нововведения. Значение этой меры заключалось в том, что граждане, выдававшиеся над прочими и тем самым угрожавшие принципу равенства, изгонялись на время из государства, при чом изгнание это продолжалось столько времени, сколько считалось нужным в видах угрожавшей опасности (обыкновенно - 10 лет). Подобные меры применялись также в Аргосе, Мегаре, Сиракузах, Милете и Ефесе. Процесс этого народного суда состоял в следующем. Ежегодно во время главного народного собрания опрашивали народ, желает ли он кого-нибудь осудить О. причом выступали ораторы и говорили за и против. Если народ решал прибегнуть к О., то назначался для этого день. Всякий обладавший правом подачи голоса гражданин писал на черепке (ostraco) имя того гражданина, который, по его убеждению, опасен для народа. Черепки складывались в урны и потом разбирались членами совета и архонтами. Если какой-нибудь гражданин осуждался по крайней мере 6000 голосов, то он должен был не позже 10 дней оставить город. Иногда цель О. не достигалась. Так, Никий и Алкивиад были предположены к изгнанию; тогда они заставили своих приверженцев написать на черепках имя демагога Гипербола, Клеонова преемника, и достигли того, что вместо них изгнан был Гипербол, ничом не заслуживший подобной чести. С этих пор институт О. существовал лишь формально, а на деле применялись другие меры, напр. привлечение к суду, штрафы, конфискация имущества и даже смертная казнь. Изгнанные О. не лишались прав гражданства и собственности; по истечении срока изгнания они вновь вступали в обладание своим имуществом, которое, за время их отсутствия, должно было оставаться неприкосновенным. Бывали случаи (напр. перед нашествием Ксеркса), когда изгнанному О. позволялось на время вернуться на родину; для этого требовалось народное постановление, принятое по крайней мере 6000 голосов. Случаев применения О. было немного; к числу изгнанных О. принадлежали: Мегакл (487), Ксантипп (468), Андротион, Аристид, Каллий, Дамон (учитель Перикла), Менон. В Сиракузах вместо черепков употребляли оливковые листья - petaia, почому и самое изгнание называлось petaismox. Ср. Gilbert, "The Constitutional antiquities of Sparta and Athens" (Л., 1895); Schoemann, "Griechische Altertumer" (Б., 1894); Lugebil, "Ueber das Wesen und die historische Bedeutung des Ostracismus in Athen" ("Jahrbucher f. class. Philol.", Suppi., IV, стр. 135, 1860); Valeton, "De Ostracismo" (журнал "Mnemosyne", т. XV, 1887); Латышев, "Очерк греческих древностей" (ч. 1, 1897). (c) Н. О. Энциклопедический словарь Брокгауза и ЕфронаОСТРАКИЗМ (греческое ostrakismos, от ostrakon - черепок), в Афинах и других городах Греции в 6 - 5 вв. до нашей эры изгнание отдельных граждан, опасных для народа и государства, решавшееся путём тайного голосования в народном собрании посредством черепков, на которых писались имена изгоняемых. В переносном смысле - изгнание, гонение. Современный энциклопедический словарьОСТРАКИЗМ, -а, м. (книжн.). Изгнание, гонение. Подвергнуть кого-н. остракизму. ОСТРАКИЗМ, остракизма, м. (греч. ostrakismos, от ostrakon - черепок). изгнание, ссылка (книжн. ритор.). Подвергнуть кого-что-н. остракизму. (В древней Греции так называлось изгнание из пределов государства опасных для демократии граждан, путем голосования черепками, а такжи само это голосование.) Словарь УшаковаДата последнего изменения 14.04.2008
|
|
|
ЗАРЖАТЬУЕДИНИТЬСЯГАРМОНИРОВАТЬСАГИТИРОВАННЫЙРАСТВОРЕНИЕФОКСТЕРЬЕРИНИЦИАТИВАМЕЖДОМЕТИЕЛЭДИОСТРАКИЗМУЛЕЖАТЬРАСТИСКИВАТЬСЯЗЯРАЙСОВЛАДЕЛЕЦГИСТОЛОТИЯОРУЖЕЙНЫЙСУЧЁНЫЙИКОННЫЙСЫТИН И |