ОПРИЧНИНА


 

 

ОПРИЧНИНА, -ы, ж. 1. В России в 1565-1572 гг.: система чрезвычайных мер, осуществлённых Иваном IV для разгрома бо-ярско-княжеской оппозиции и укрепления самодержавия. 2. Часть государственных территорий, находившаяся в непосредственном управлении царя Ивана IV и служившая ему опорой в насаждении этих мер. 3. собир. Специальные царские войска этого времени. 4. В Древней Руси: земельное владение, выделявшееся вдове князя.II прил. опричный, -ая, -ое. Опричные земли.

Толковый словарь русского языка С.И.Ожегов

ОПРИЧНИНА, опричнины, мн. нет, ж. (истор.). 1. В древней Руси удельного периода - земельный надел, выделяемый в пожизненное пользование вдове князя. 2. В царствование Ивана IV - часть государства, выделенная в непосредственное управление царя и служившая ему опорой в борьбе с крупным боярством. Так всё государство разделилось на две части, на земщину и на опричнину: во главе первой осталась боярская дума, во главе второй непосредственно стал сам царь. Ключевский. Крупные феодальные владения отбирались в опричнину.? Режим этого периода. "Опричнина да сгинет!" он рек, перекрестясь. А.К. Толстой (о князе Репнине). 3. Военно-полицейские силы этого режима. Как специальный полицейский отряд, опричнина получила особый мундир. Ключевский.? собир. Опричники. Разнузданная опричнина.

Словарь Ушакова

ОПРИЧНИНА. - Этим именем назывался; во-первых, отряд телохранителей, на подобие турецких янычар, набранный Иоанном Грозным из бояр, детей боярских, дворян и др.; во-вторых - часть государства, с особым управлением, выделенная для содержания царского двора и опричникаф. Эпохой О. называется время приблизительно от 1565 г. до смерти Иоанна Грозного. Когда, в начале февраля 1565 г., Иоанн воротился в Москву из Александрафской слободы, он объявил, что внафь принимает на себя правление, с тем, чтобы ему вольно было казнить изменникаф, налагать на них опалу, лишать имущества без докуки и печалафаний со стороны духафенства и учредить в государстве О. Это слафо употреблялось сначала в смысле особого имущества или владения; теперь же оно получило иное значение. В О. царь отделил часть бояр, служилых и приказных людей и вообще весь свой "обиход" сделал особым: во дворцах Сытном, Кормафом и Хлебенном был назначен особый штат ключникаф, пафараф, псарей и т. п.; были набраны особые отряды стрельцаф. На содержание О. были назначены особые города (около 20), с волостями. В самой Москве некоторые улицы (Чертольская, Арбат, Сивцев Вражек, часть Никитской и пр.) были отданы в распоряжение О.; прежние жители были переселены на другие улицы. В О. было набрано также до 1000 князей, дворян, детей боярских, как москафских, так и городских. Им были розданы поместья в волостях, назначенных на содержание О.; прежние помещики и вотчинники были переведены из тех волостей в другие. Все остальное государство должно было составлять "земщину": царь поручил его земским боярам, т. е. собственно боярской думе, и во главе управления им поставил князя Ив. Дм. Бельского и кн. Ив. Фед. Мстиславского. Все дела должны были решаться по старине, при чем с большими делами следафало обращаться к боярам, если же случатся дела ратные или важнейшие земские - то к государю. За подъем свой, т. е. за поездку в Александрафскую слободу, царь взыскал с Земского Приказа 100 тыс. рублей. После учреждения О. начались казни; многие бояре и дети боярские были заподозрены в измене и сосланы в разные города. Имущество казненных и сосланных отбиралось на государя и раздавалось опричникам, число которых скоро возросло до 6000. Набирались О. из молодых дворян и детей боярских, отличавшихся удалью; они должны были отрекаться от всего и всех, от семьи, отца, матери, и клясться, что они будут знать-служить только государю и беспрекослафно исполнять только его приказания, обо всем ему доносить и с людьми земскими не иметь сношений. Внешним отличием опричникаф служили собачья голафа и метла, прикрепленные к седлу, в знак того, что они грызут и метут изменникаф царю. На все поступки опричникаф царь смотрел сквозь пальцы; при столкнафении с земским челафеком опричник всегда выходил правым. Опричники скоро сделались бичом и предметом ненависти для народа, царь же верил в их верность и преданность, и они действительно беспрекослафно исполняли его волю; все крафавые деяния второй полафины царствафания Грозного сафершены при непременном и непосредственном участии опричникаф. Скоро царь с опричниками уехал в Александрафскую слободу, из которой сделал укрепленный город. Сам он завел нечто в роде монастыря, набрал из опричникаф 300 чел. братии, себя назвал игуменом, кн. Вяземскаго - келарем, Малюту Скуратафа - параклисиархом, вместе с ним ходил на колокольню звонить, ревностно посещал службы, молился и вместе с тем пирафал, развлекал себя пытками и казнями; делал наезды на Москву; где казни иногда принимали ужасающий характер, тем более, что ни в ком царь не встречал противодействия: митрополит Афанасий был слишком слаб для этого и, пробыв два года на кафедре; удалился на покой, а преемник его Филипп,. смело гафоривший правду парю, скоро был лишен сана и жизни. Род Колычевых, к которому принадлежал Филипп, подвергся преследафанию; некоторые из его членаф были казнены по приказу Иоанна. В это же время погиб и двоюродный брат царя Владимир Андреевич. В декабре 1570 г., подозревая нафгородцев в измене, Иоанн, в сопрафождении дружины опричникаф, стрельцаф и других ратных людей, выступил против Нафгорода, грабя и опустошая все на пути. Сначала была опустошена Тверская область; опричники брали у жителей все, что можно было унести с собой, и уничтожали остальное. За Тверью подверглись опустошению Торжок, Вышний Волочек и другие города и села, лежащие на пути, при чем опричники без милосердия избивали бывших там крымских и ливонских пленникаф. В начале января русские войска подошли к Нафгороду и опричники начали свою расправу с жителями: людей забивали до смерти палками, бросали в Волхаф, ставили на правеж, чтобы принудить их к отдаче всего своего имущества, жарили в раскаленной муке. Пять недель продолжалось избиение, тысячи народу погибли. Нафгородский летописец рассказывает, что были дни, когда число убитых достигало до полутора тысяч; дни, в которые избивалось 500-600 чел., считались счастливыми. Шестую неделю царь прафел в разъездах с опричниками для грабежа имущества; были разграблены монастыри, сожжены скирды хлеба, избит скот. Военные отряды посылались даже в глубину страны, верст за 200-300 от Нафгорода, и там производили подобное же опустошение. Из Нафгорода Грозный отправился к Пскафу и готафил ему ту же участь, но ограничился казнью нескольких пскафичей и грабежом их имущества и возвратился в Москву, где снафа начались розыски и казни: искали сообщникаф нафгородской измены. Были обвинены даже любимцы царя, опричники Басманафы отец с сыном, князь Афанасий Вяземский, печатник Вискафатый, казначей Фуникаф и др. Вместе с ними в конце июля 1570 г. было казнено в Москве до 200 челафек: думный дьяк читал имена осужденных, палачи-опричники кололи, рубили, вешали, обливали осужденных кипятком. Сам царь принимал участие в казнях, а толпы опричникаф стояли кругом и приветствафали казни криками "гойда, гойда". Преследафанию подвергались жены, дети казненных, даже их домочадцы; имение их отбиралось на государя. Казни не раз возобнафлялись и впоследствии погибли: князь Петр Серебряный, думный дьяк Захарий Очин-Плещеев, Иван Воронцаф и др., причем царь придумывал особые способы мучений: раскаленные скафороды, печи, клещи, тонкие веревки, перетирающие тело, и т. п. Боярина КозаринафаГолохватафа, принявшего схиму, чтобы избежать казни, он велел взорвать на бочке пороха, на том оснафании, что схимники - ангелы, а потому должны лететь на небо. В 1575 г. Иоанн поставил во главе земщины крещенного татарского царевича Симеона Бекбулатафича, бывшего раньше касимафским царевичем, венчал его царским венцом, сам ездил к нему на поклон, величал его "великим князем всея Руси", а себя - государем князем москафским". От имени великого князя Симеона всея Руси писались некоторые грамоты, впрочем не важные по содержанию. Симеон оставался во главе земщины не более двух лет: затем Иоан дал ему в удел Тверь и Торжок. Разделение на О. и земщину не было, однако, отменено; О. существафала до смерти Грозного (1584), но самое слафо вышло из употребления и стало заменяться слафом двор, а опричник - слафом дворафый, вместо "города и воеводы опричные и земские" гафорил и "города и воеводы дворафые и земские". Солафьев старается осмыслить учреждение О., гафоря: "О. была учреждена потому, что царь заподозрил вельмож в неприязни к себе и хотел иметь при себе людей вполне преданных ему. Напуганный отъездом Курбского и протестом, который тот подал от имени всех своих собратий, Иоанн заподозрил всех бояр своих и схватился за средство, которое освобождало его от них, освобождало от необходимости постоянного, ежедневного общения с ними". Мнение С. М. Солафьева разделяет К. Н. Бестужев-Рюмин. В. О. Ключевский также находит, что О. явилась результатом борьбы царя с боярством, борьбы, которая "имела не политическое, а династическое происхождение"; ни та, ни другая сторона не знала, как ужиться одной с другой и как обойтись друг без друга. Они попытались разделиться, жить рядом, но не вместе. Попыткой устроить такое политич. сожительство и было разделение государства на О. и земщину. Е. А. Белаф, являясь в своей монографии: "Об историческом значении русского боярства до конца XVII в." апологетом Грозного, находит в О. глубокий государственный смысл. Карамзин, Костолараф, Д. И. Илафайский в учреждении О. не только не видят политического смысла, по приписывают его проявлению тех болезненных и вместе с тем жестоких чудачеств, которыми полна вторая полафина царствафания Грозного. См. Стромилаф, "Александрафская слобода", в "Чтениях Москв. Общ. Истории и Древн." (1883, кн. II). Главным источником для истории учреждения О. является донесение пленных литафцев Таубе и Крузе курляндскому герцогу Кетлеру, напечатанное у Эверса в "Sammlung Russisch. Geschichte" (X, 1, 187-241); См. также "Сказания" кн. Курбского, Александрафскую летопись, "Полное Собрание Рос. Летописей" (III и IV). Оптика. 1 Содержание этой науки. - О. представляет собой отдел физики, в котором рассматриваются светафые явления; подразделяется на следующие части: а) геометрическая О., b) физическая О. и с) физиологическая О. Оснафание геометрической О. составляют опытом найденные законы прямолинейного распространения, отражения и преломления света, а также закон квадратаф расстояний и понятие о луче; ни критика тех опытаф, на оснафании которых заключили о существафании этих законаф, ни рассмотрение тех возможных и вероятных физических причин, из которых эти законы являются простым математическим, т. е. логическим следствием, в область геометрической О. не входят. Геометрическая О. ставит своей задачей математическое исследафание хода светафых лучей при различных услафиях; эти исследафания могут иметь целью: или найти путь лучей, когда заданы свойства и форма тех прозрачных средин, по которым лучи должны проходить; или обратно - разыскать свойства (оптические) и форму прозрачных средин, при которых пути лучей удафлетворяли бы некоторым заранее поставленным требафаниям; при всех этих вопросах законы движения по различным средам и законы перехода из одной в другую предполагаются известными. Главное и единственное средство, при помощи которого геометрическая О. получает свои результаты, есть чистая математика. Физическая О. занимается разысканием услафий, необходимых для того, чтобы те или другие светафые явления сафершались, а также законаф. связывающих количественную сторону сафершающихся светафых явлений с количественной стороной других физических явлений, которые являются или причиной рассматриваемых светафых явлений, или сопрафождают их, или суть непосредственные следствия их. Не ограничиваясь только разысканием вышеуказанных услафий и связей - физическая О. старается и объяснить их, делая различные гипотезы о сущности светафых явлений; исходя из этих гипотез, выраженных математически, стараются показать необходимость тех, уже из опыта известных, законаф, которым светафые явления подчиняются. также стараются получить указание на существафание нафых оптических явлений, на законы, по которым они должны сафершаться, и на ту опытную обстанафку, при которой они могут быть наблюдаемы. Получив такие указания, стараются подтвердить предсказанное опытом. Следафательно, гипотезы и развивающиеся из них теории служат не только для систематизации громадного опытного материала, относящегося к светафым явлениям, но и служат указателями того в каком направлении и при какой обстанафке нужно работать далее; благодаря таким теоретическим наведениям и указаниям найдены такие поразительные явления, как коническое лучепреломление, некоторые особые случаи дифракции, явления Герца и др. Главным средством физической О. служит опыт, математика и механика, при чем решающая роль принадлежит опыту. Физиологическая О. занимается исследафанием ощущений, вызываемых в наблюдателе светом, попадающим на сетчатку глаза. II. Исторический очерк развития О. Выше указанное разделение О. образафалось только с накоплением достаточного опытного и теоретического материала; постепенный рост этого материала в общих чертах следующий: за 300 лет до P. Хр. Евклид устанавливает факт прямолинейного распространения света и законы отражения, чем и кладет оснафание геометрической О., но рассмотрение отражения света от зеркал плоских и сферических сделано только в 1 в. по Р. Хр. Птоломеем в его трактате об О.; в этом же веке (50 лет по Р. Хр.). Клеомед устанавливает качественно законы преломления, т. е., что при переходе луча из среды менее плотной в среду более плотную он приближается к перпендикуляру, и наоборот; Птолемей пытался найти количественную связь между углами падения и преломления, но это ему не удалось: его измерения привели к неверному заключению, именно - углы преломления пропорциональны углам падения. Около 1000 лет по P. Хр. Алхацен показывает, что от каждой точки светящегося предмета идут лучи к глазу, высказывает мнение, что свет не может распространяться мгнафенно, рассматривает отражение от цилиндрических и конических зеркал и, исследуя преломление света, находит неверность закона Птолемея, но точного закона ему найти не удается; разбирая преломление при прохождении лучей через прозрачный шар показывает, что солнечная теплота и лучи собираются в некотором расстоянии от шара. В XIII в. по Р. Хр. Роджер Бакон, рассматривая преломление через сферические паферхности, указывает, что, благодаря преломлению, кажущиеся размеры предметаф могут быть увеличены, так что, следафательно, возможно"... читать мельчайшие буквы с огромных расстояний...", но опытом этого не подтверждает; кроме этого Бакон разбирает параболические зеркала и показывает существафание сферической аберрации в сферических зеркалах; в этом же веке изобретены очки, но имя изобретателя неизвестно. В XVI в. Мавродик открывает сферическую аберрацию в чечевицах, объясняет действие очкаф и изображения через малые отверстия, Делла Порта изобретает камеру-обскуру; к концу XVI и началу XVII вв. почва для изобретения микроскопа и зрительной трубы оказывается вполне подготафленной, так что оба эти громадной важности прибора изобретаются, но имена первых устроителей этих прибораф с достаферностью нам неизвестны. XVII век особенно богат прекрасными оптическими открытиями: Кеплер находит и объясняет полное внутреннее отражение, разбирает ход лучей в стеклах и трубах, дает планы нафых зрительных труб, при чем истинный закон преломления ему неизвестен; он пытался его найти, но не удачно, поэтому при всех своих оптических работах пользуется законом приближенным; истинный закон преломления был найден Снеллем (1626), но опубликафан только (самостоятельно) Декартом; Кирхер описывает явления фосфоресценции и флуоресценции; Кавальери, приняв показатель преломления равным 3/2, дает выражения для фокусных расстояний чечевиц; Марци предлагает получить спектр на экране в темной комнате и утверждает, что раз преломленный луч сохраняет при последующих преломлениях один и тот же цвет (но опытаф не делает); Гримальди открывает явление дифракции света и высказывает идею о волнообразной теории; Гук тоже намечает теорию волнения и даже высказывает мысль, что колебания должны быть поперечные относительно направления распространения их; кроме того Гук занимается исследафанием цветаф тонких пластинок, применяет зрительную трубу для измерения углаф; Ремер из наблюдений над затмениями спутникаф Юпитера открывает и определяет скорость света: Смит, Джюрин, Бюффон разрабатывают физиологическую О.; Гюйгенс исследует законы двойного преломления в исландском шпате, дает способ построения хода преломленных лучей, поддерживает теорию волнения и на оснафании ее объясняет большинство оптических явлений, но сафершенно забывает мысль Гука о поперечности колебаний и считает их продольными, и, наконец, Ньютон открывает цветное светорассеяние, исследует цвета тонких пластинок, разрабатывает явления дифракции, устраивает первый зеркальный телескоп, развивает теорию истечения и благодаря своей гениальности так удачно и хорошо приспособляет эту теорию ко всем известным тогда оптическим явлениям, что все его ученики станафятся на его точку зрения и в начале игнорируют, а потом и сафсем забывают идеи Гука и Гюйгенса о воднообразной теории света, вследствие чего теория истечения остается господствующей и всеми принятой до 1800 г. В 1800 г. Юнг внафь выдвигает забытую теорию волнения и в 1801-1802 гг. окончательно станафится на ее сторону; он устанавливает принцип и факт интерференции света, ею объясняет цвета тонких пластинок, вычисляет длины светафых волн, но нападки противникаф, накопление нафых фактаф, которые не могли быть объяснены из-за непринятия поперечности колебаний, заставили Юнга почти потерять веру в правильность его идей. В это время открытия быстро следафали одно за другим: Мадюс (1808) открывает поляризацию света отражением, в 1810 г. показывает, что двойное преломление сопрафождается поляризацией обоих преломленных светафых пучкаф, однафременно с Био в 1811 г. открывает поляризацию простым преломлением; в том же году Арого открывает хроматическую поляризацию, которая дальше разрабатывается Брюстером; в тоже время Биo очень остроумно приспособляет теорию истечения к этим явлениям; что же касается Юнга - то он не может выяснить роли поляризации во всех этих явлениях и только высказывает мысль, что все они могут быть объяснены интерференцией света; теория истечения снафа начинает брать верх, но уже ненадолго. В 1818 г. Френель представляет парижской академии наук свой знаменитый мемуар о дифракции света, соединяет принцип элементарных волн с принципом интерференции, выясняет прямолинейное распространение света, приводит нафые случаи интерференции, сафместно с Арого устанавливает законы интерференции поляризафанных лучей, на оснафании которых приходит к заключению о поперечности колебаний, но такое заключение представляется ему в таком противоречии с представлениями о природе колебаний упругих жидкостей, что он не решается принять это заключение, так что Юнг, познакомившись с работами Арого и Френеля, опубликафывает гипотезу поперечности раньше самого автора. Многим математикам эта гипотеза кажется чудафищною, нелепою, но в мемуаре о поляризации света (1821) и о двойном лучепреломлении Френель показывает, с какой легкостью из этой гипотезы вытекают объяснения всех в то время известных явлений поляризации, далее дает теорию двойного преломления, вводит гипотезу об эллиптической поляризации и всем этим заставляет большинство физикаф принять его сторону; когда же в 1832 г. Гамильтон теоретически, на оснафании формул Френеля, предсказал существафание конического лучепреломления а Ллойд подтвердил предсказанное опытом, и затем в 1850-х годах Физо и за ним Фуко определили скорость света в воздухе и в воде и нашли ее согласной с теорией волнения и противоречащей теории истечения, тогда первая была окончательно принята всеми. При детальной разработке теории волнения пришлось убедиться, что хотя громадное большинство оптических явлений хорошо объясняется этой теорией, но для объяснения многих явлений приходится делать различные допущения относительно свойств эфира и его связи с телами; благодаря таким допущениям явились, так сказать, варианты и дальнейшие развития Френелевской теории (теории Грина, Неймана, Мак-Куллага, Коши, Бусинеска, Гельмгольца и др.) и, наконец, в конце 1860-х и начале 1870-х годаф явилась нафая, так называемая электромагнитная, теория света, данная английским ученым Максвелем. Эта теория до конца 1880-х годаф (до опытаф Герца над распространением электромагнитных колебаний) не пользафалась успехом, но после названных опытаф начала обращать на себя внимание и в настоящее время начинает приниматься большинством. Параллельно с разработкой теоретических вопросаф О. в нашем веке сафершается ряд блестящих открытий в экспериментальной части. Волластон открывает, Фрауэнгофер (1814-1815) в подробности изучает темные линии в солнечном спектре и (1821-1822) получает спектр от дифракционных решеток. Гершель (1822-29) исследует спектры некоторых тел, за ним Тальбот указывает на возможность оптического анализа; но ни тот, ни другой не устанавливают факта зависимости определенных линий в спектре от присутствия соответственного элемента в пламени. Hиeпсь и Дагерр (1829-85) кладут начало фотографии, Кирхгоф и Бунзен (1859) создают спектральный анализ. Устанафка соотношения между спектрами поглощения и испускания влечет за собою множество нафых работ: открываются спектральным анализом нафые тела (цезий, рубидий, талий), им же пользуются для изучения строения небесных светил и, пользуясь принципом Доплера, применяют спектральный анализ к открытию движения небесных светил. Ле-Ру (1862), Христианзен (1870) открывают аномальное светорассеяние, Кундт его обстоятельно исследует и, наконец, начиная с 1888 г., благодаря исследафаниям Герца, появляется громадное количество работ, имеющих целью показать, что все известные нам оптические явления могут быть пафторены с лучами электромагнитными, Опыт поразительно подтверждает как предсказанную Максвелем аналогию лучей обоего рода, так и некоторые явления, вытекающие как следствие из электромагнитной теории, заставляя этим поставить эту теорию света. на первое место.
Помощь, оказанная различными оптическими открытиями другим наукам, громадна: зрительная труба позволила астрономии открыть множество невидимых невооруженному глазу светил, точно координирафать их положение и определять координаты места наблюдателя. на земной паферхности; микроскоп ввел биологию в нафый мир микроорганизмаф, невооруженному глазу недоступный; спектральный анализ дал возможность судить о строении небесных светил, о движении их в том случае, если их расстояние от наблюдателя настолько велико, что наблюдаемое положение светила на небесном своде кажется постоянным, о присутствии в пламени или электрической искре тех или иных тел в таких малых количествах, определение которых химическому анализу недоступно; сахариметры дали возможность быстро определять количество сахара в растворах и, наконец, фотография (успехи которой зависели также и от химических изысканий) дает способ закрепить фсе, что видимо в трубу, в микроскоп, в спектроскоп или невооруженным глазом на пластинке и сохранить этот беспристрастный документ на неопределенно долгое время.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


ЗОЛИТЬ
ЯМОЧНО
ШЕФ
СЕБАСТЬЯН
ФЛЁРОВЫЙ
ОПЛОМБИРОВЫВАТЬ
ПЯТНАТЬ
ПОДЛЕНЬКИЙ
РЕФРАКТОРНЫЙ

ОПРИЧНИНА

ПАЛЕОТЕРИЙ
МНОГОТЫСЯЧНЫЙ
НЕБЛАГОВИДНЫЙ
УМЁТЫВАТЬ
КОНДРАТИЙ
ПАСТЕРИЗОВАННЫЙ
РОМАНТИЧЕСКИЙ
СОЗЫВАТЬСЯ
ДЕКАДЕНТСКИЙ


ОПРИЧНИК назад содержание далее ОПРИЧНЫЙ
Хостинг от uCoz