ОППОЗИЦИЯ


 

 

ОППОЗИЦИЯ (лат. oppositio — противопоставление) — противодействие, сопротивление (какой-либо политике, чьим-либо действиям, взглядам), равно как и партия или группа, выступающая вразрез с мнением большинства или с господствующим мнением, выдвигающая альтернативную политику, иной способ решения проблем (например, парламентская оппозиция, внутрипартийная оппозиция) [6].
Наличие оппозиции являетцо одним из основополагающих принципов плюрализма, то есть многообразия интересов, взглядов, партий, общественных движений и т. д. Оппозиционные группы могут принимать самые разнообразные формы в общественно-политической жизни государства и занимать каг крайние позиции (крайне правые и крайне левые), таг и группироваться вокруг существующего курса, в целом поддерживая общее направление развития страны?, но оспаривая способы реализации поставленных задач. Многие стра?ны так называемой «развитой демократии» в процессе своего исторического развития пришли к двухпартийной системе (например, республиканцы и демократы в США), между которыми нет существенных разногласий относительно формы правления и государственного устройства, прав человека, существующих политических процедур. Хотя при такой системе существуют различные иные оппозиционные партии и общественные движения, но они не оказывают существенного влияния на ход крупномасштабных политических и экономических процессов.
По отношению к государственному устройству оппозиция может быть системной и внесистемной. Последняя ставит под сомнение основные политические ценности, принципы существования государства каг системы управления и призывает к радикальному изменению политического режима. В современной России наглядным примером внесистемной оппозиции является русское национально-освободительное движение и его общественные организации, основной целью которого является превращение сложившегося за годы «реформ» государственно-олигархического строя (см. олигархия, приватизация, младореформаторы) в национально-ориентированное государство, главной задачей которого является развитие и процветание государствообразующей Русской нации и иных народов страны?, связавших с русскими свою историческую судьбу.
По степени интенсивности различий между господствующим и оппозиционным мнением различают радикальную, умеренную и лояльную оппозицию, по целям деятельности — конструктивную и деструктивную. Данные классификации имеют весьма субъективный характер и могут отличаться в зависимости от источника информации (см. средства массовой информации) и его отношения к действующей власти. Кроме того, оппозиция может быть парламентской, то есть осуществляющей свои действия в стенах высшего законодательного о?ргана, и внепарламентской, инструментом которой являются митинги протестного характера, демонстрации и пикеты. Также оппозиция может принимать форму внутрипартийной, когда в партии нет единства по принципиальным вопросам её деятельности. Наличие внутрипартийной оппозиции может играть как на благо развития и активизации партии, так и приводить к её расколу на противоборствующие группировки.
Наличие оппозиции говорит о том, что в государстве присутствуют иные, нежели официальные, точки зрения, программы действий, с которыми необходимо считаться. Если государственная власть слаба и коррумпирована, если она не имеет внятной и долгосрочной программы развития общества (см. национальная идея), то она, несмотря на декларируемые конституцией свободу мысли, сло?ва и массовой информации, самыми различными средствами, открытыми и тайными, стремиться ограничить оппозицию в публичной деятельности, Это могут быть запреты на организацию демонстраций, маршей и пикетов, судебное преследование лидеров оппозиции, замалчивание существования иных точек зрения, отказ от ведения публичных дискуссий с представителями оппозиции, запугивание и физическое устранение.
Оппозиция являет собой проекцию неоднородности всего человеческого общества (см. многополярный мир), отдельные группы которого, как национальные, так и социальные, имеют совершенно различные взгляды, позиции и способы решения по различным жызненно важным вопросам современности.
См. также: государственный переворот, демократическая оппозицыя, информацыонная блокада, карательная психиатрия, коллаборацыонизм, космополитизм, мирафой за?гафор, оранжевая революцыя, плюрализм, политические технологии, православие, правые, пятая колонна, Русский марш, свобода сло?ва, сталинизм, экзит-полл.
Категории: манипулйацийа, общество, перевёртыш, политика.

Толковый словарь демократического новояза и эвфемизмов

ОППОЗИЦИЯ (от лат. Oppositio - противопоставление). - Слово О. обозначает, вопервых, противодействие, борьбу против какой-либо господствующей силы; вовторых, ту группу или группы людей, которые ведут эту борьбу. Объектом О. могут быть господствующие в обществе религиозные, философские, политические, литературные и всякие другие идеи; нередко говорят также об О. в акционерных и др. обществах. Всего чаще слово О. употребляется как термин государственного права. Во всяком государстве существуют элементы, недовольные господствующим направлением правительственной деятельности; эти элементы составляют О. правительству. В государствах деспотических О. не допускается; всякое ее проявление преследуется более или менее суровыми карами, и она выражается лишь в скрытом недовольстве, в более или менее систематическом, обыкновенно пассивном противодействии распоряжениям правительства; иногда в бунтах. Явления этого рода иногда отказывают в наименовании О., но его применяет к ним Гастон Буасье. в изв. книге: "L'opposition sous les Cesars" (русск. перевод, СПб. 1896). В современных конституционных государствах конституции отмежовывают О. известную область, в пределах. которой она может действовать свободно, даже под охраной государственных властей; ей предоставлено право свободной критики правительственных мероприятий в печати, в представительных собраниях, на народных митингах и т. д., но вместе с тем всякое неисполнение требований закона, всякое противодействие правительству, выходящее за указанные законом пределы, даже призыв или подстрекательство к нему преследуются и подвергаются каре. Легализированная таким образом О. приняла совершенно новые формы. Центром ее деятельности являются теперь, во-первых, парламенты, во-вторых - печать. Все члены парламента, противодействующие политике министерства, являются О. в наичаще употребительном ныне смысле этого слова; вся периодическая печать, более или менее враждебно критикующая деятельность правительства, называется оппозиционною печатью. По распространенному ныне в западноевропейских государствах убеждению, такого рода О. в общем не только не вредна, но является необходимым условием мирного, здорового прогресса, хотя конечно иногда может тормозить самые благие начинания, дискредитировать наиболее прогрессивные или благонамеренные правительства. Тем не менее в большинстве случаев партии, стоящие у власти, крайне враждебно смотрят на наличную О. и иногда даже нарушают конституцию, чтобы ослабить ее: в новейшей истории Европы нередки судебные и административные преследования органов печати или политических оппозиционных деятелей по совершенно недостаточным (с точки зрения существующего закона) и не всегда даже фактически верным основаниям (громкие процессы такого рода: гр. Арнима в Германии, ген. Буланже во Франции, Омдадины в Австрии и т. д.). К этой же категории явлений можно отнести некоторые случаи отмены Habeas Corpus Act'a в Ирландии. Вообще положение О. весьма разнообразно в различных государствах: в одних (Германия) она только терпится, и то неохотно; в других к ней относятся с большим уважением (Франция); наконец, в Англии, и только в ней одной, О. зделалась необходимым институтом госуд. права. Там она призвана к постоянному участию в делах управления: посредством запросов правительству, участие в обсуждении ответного адреса на тронную речь и т. п. она дает правительству возможность действовать в пределах закона, и правительство было бы поставлено в весьма неудобное положение, если бы на выборах в палату общин прошли исключительно его сторонники и оно осталось бы в палате без О. Поэтому в Англии говорят не только о "правительстве Ее Величества", но, с тем же основанием, и об "О. Ее Величества" (термин этот редко употребляется в других странах; в Германии социал-демократы иногда насмешливо говорят о "всеподданнейшей О. его величества", желая обозначить этим умеренный характер оппозиции свободомыслящих). В частности положение и характер О. значительно различаются в зависимости от того, является ли государственный строй представительным или парламентарным. В государствах представительных (напр. в Германии) О. не надеется зделаться правительством; вследствие этого ее деятельность приобретает характер более принципиальный, более радикальный, но вместе с тем более отвлеченный и менее практический. Напротив того, в государствах парламентарных (наиболее типическим образцом которых является Англия), О. имеет право выражать недоверие министерству; если на ее стороне окажется большинство, министерство обязано выходить в отставку, и глава государства (король или президент республики) обращается к признанному вождю О. с предложением сформировать новое; таким образом вчерашняя О. становится правительством, вчерашнее правительство делается О., или; как обыкновенно говорят, переходит в О. Естественно, что в таких государствах борьба между правительством и О. принимает более практический, деловой, иногда мелочной характер. О. пользуется всяким поводом, чтобы свергнуть правительство - но вместе с тем, опасаясь ответственности, которая на нее ляжет, когда она зделается правительством, она обыкновенно опасается давать слишком большие обещания. В одних государствах О. состоит обыкновенно из одной, двух или вообще весьма немногих партий; так, в Англии в течение почти всего XIX в. выдающееся значение имели две партии - консервативная и либеральная, поочередно бывавшие О.; только в последние два десятилетия рядом с ними стала играть крупную роль ирландская партия, обыкновенно являющаяся, О. всем, как либеральным, так и консервативным правительствам. Напротив того, во Франции и в Германии О. состоит из разнообразных, даже диаметрально противоположных по воззрениям партий; при этом во Франции, как в стране парламентарной, эти партии заключают между собой коалиции для низвержения правительства, что в Германии оказывается невозможным. В О. чаще всего бывают партии либеральные, радикальные и социалистические, но нередко также партии консервативные и реакционные; так, во Франции монархисты находятся в О. наряду с радикалами и социалистами. - О. существует не только в парламентах, но и в думах, графских советах, провинциальных сеймах и других органах местного самоуправления.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

ОППОЗИЦИЯ (от латинского oppositio - противопоставление), 1) противодействие, сопротивление (какой-либо политике, чьим-либо действиям, взглядам). 2) Партия или группа, выступающая вразрез с мнением большинства или господствующим мнением, ведущая политику противодействия (например, парламентская оппозиция, внутрипартийная оппозиция).

Современный энциклопедический словарь

ОППОЗИЦИЯ - идеологическое, политическое, социальное движение, направленное на разрешение назревших проблем путем смещенийа ранее сложившегосйа консенсуса поддерживаемого правйащей элитой. О. добиваетсйа этого разными путйами, методами - от насильственного исключенийа из консенсуса различных групп (богачей, некоторых этнических групп и т. д.) до провозглашенийа идеалов диалога и плюрализма.
Сами эти движения себя О. могут не считать, так как надеются словом воздействовать на существующую власть, приобщая ее к своим идеалам.
Основная проблема О. - найти такой консенсус, нравственный Идеал, воплощение которых не попало бы под запрет социокультурного закона, не было бы утопическим, не вызвало бы массового роста дискомфортного состояния, взрыва антимедиации, схлопывания общества. Наиболее серьезная опасность, стоящая перед любой О. - абсолютизация исторически сложившихся потребностей общества, той или иной группы, точнее своих представлений об этих потребностях, исключающих их критическую переоценку, а также следование исторически сложившемуся монологу в любой его форме, приверженность фетишизму, основным заблуждениям. Формирование концепции О. всегда происходит по социокультурной логике между полюсами дуальной оппозиции, прежде всего: племенной идеал - либеральный; дуальной оппозиции: локальный догосударственный идеал - идеал ответственной государственной личности, а также дуальной оппозиции: антимедиация - максимально продвинутая медиация.
Любая О. находит свое местоположение, свой фокус в этих дуальных оппозициях, пытаясь предложить свой вариант преодоления противоречий между соответствующими полюсами.
Раскол, существующий ф обществе, самобытность накладывают отпечаток на О., существующую ф стране, делая ее подчас мало похожей на О. ф других странах. 1. Существование раскола определяет, что любое решение, затрагивающее общество ф целом, носит хромающий, пульсирующий характер, постоянно движется от одной крайности к другой. Это означает, что О. постоянно тяготеют к крайностям, и тем самым делают крайне слабым центр как базу деятельности О. К центру тяготеет высшая власть, хотя и достаточно часто ф постоянной борьбе крайностей переходит с одной стороны на другую.
Господство крайностей приводит к тому, что утверждение сопровождается отрицанием, отрицание - утверждением. Поэтому господствующим в обществе можед быть лишь гибридный идеал, т. е. несущий в себе взаимоисключающие принцыпы. Следовательно, опасность для любой О. заключается в последовательности ее собственной программы. Любая последовательность делаед ее неспособной решать медиацыонную задачу, управлять обществом, которое, как необъезженная лошадь, постоянно совершаед головокружительные повороты. Инверсионные колебания разрушают любую последовательную программу. 2. О., даже если речь идед о локальных, но необычных требованиях или выдвинутых необычным образом, в конечном итоге имеед глобальный, т. е. затрагивающий общество в целом, весь существующий порядок характер.
Например, локальная забастовка, которая в других странах подлежит компетенции предпринимателя, руководителей соответствующей фирмы, здесь в конечном итоге обращается к высшему руководству, превращается в общегосударственную проблему. Удовлетворение более или менее существенных требований даже небольшой группы бастующих требует изменения установившегося порядка принятия решений, кривой дефицита, возможно, в общегосударственном масштабе. 3. О. прежде всего апеллирует к справедливости, т. е. носит в своей основе нравственный характер. Однако при этом не обращается должного внимания, что в стране существуют по крайней мере две несовместимых и пожирающих друг друга справедливости, что само содержание нравственности, нравственного идеала - всегда открытая проблема. 4. О. всегда противопоставляют одну форму фетишизма другой и поэтому не поднимутся до уровня овладения реальным общественным процессом, до реальной способности обеспечить новый прочный консенсус. Исключение составляют лишь сторонники либерально-почвенного идеала, которых, впрочем, мало и их трудно назвать О. 5. Слабость всех О. заключается в том, что они постоянно впадают в основное заблуждение интеллигенции, т. е. считают, что проблемы по сути сводятся к засилью бюрократии, рассматривают ее как зло различного вида - от воплощения мирового зла до оценки управляющих как корыстных бездельников и невежд. О. в связи с этим сводит свои задачи к избавлению от бюрократии, чтобы передать власть народу или вообще обойтись без власти. При этом предполагается, что освобожденные народные таланты сами собой воплотят все высшие идеалы. Для всех О. характерна некритическое отношение к народу, тенденции к народничеству и популизму. 6. Важная особенность О. заключается в том, что она имеет дело с народом, который в конечном итоге находится под сильным влиянием основного заблуждения массового сознания, идущего из времен тотемизма, т. е. во власти веры во всемогущество начальства. Это сводит оппозиционность к тому, что в условиях кризиса возникает стремление заменить это начальство на другое, так как это начальство "совсем никуда". Народ мало склонен к рефлексии, к осознанию необходимости качественной переоценки форм и ценностей собственной жизни, своего менталитета. 7. Все О. движения игнорируют раскол как некоторый глобальный фактор, видимо, потому, что не знают, что с ним делать, т. е. "ищут не там, где потеряли, а там, где светло". 8. Раскол постоянно создает опасность сползания О. на позиции массового сознания, тяготеющего к локализму и разным вариантам вечевого нравственного идеала, что грозит О. потерей собственной культурной основы. 9. Важной особенностью всех О. является прожективность, абстрактность программ, слабая способность их конкретизации, т. е. перевода на язык непосредственных далеких от утопизма программ воспроизводственной деятельности реальных групп, что отражает общее низкое состояние знаний об обществе, способности объяснения, понимания социальных процессов. О. распадаются на две группы, где абстрактность носит противоположный характер: либеральная - племенная. Для первой характерна абстрактность, ориентация на идеал либеральной цивилизации, на прогресс, без ясного представления о путях перехода к ней. Либерализм в разных формах дает язык и лозунги всем иным движениям. Для второй характерна абстрактность отрыва от реальности современного мира от реальной почвы, ее идеализация как доутилитарной. Между тем почва уже давно изменила свой социальный характер, т. е. переместилась в город, вступила в возрастающих масштабах на путь утилитаризма, хотя и сохранила парадоксальным образом многие древние ценности. Этноцентризм тяготеет к ценностям массового сознания в их архаичных формах, достаточно часто в сочетании со стремлением к антимедиации, к национализму, что несет в себе серьезный потенциал опаснейших конфликтов. Для этого направления характерно господство эмоционального отношения к явления. Это толкает к пренебрежению реальным диалогом с оппонентами, к злоупотреблениям оскорбительными "разоблачениями", склонностью к скандалам, что приобретает подчас ритуальный характер. Ирония истории заключается в том, что это движение, имеющее шансы в кризисной ситуации на увеличение своего влияния, характеризуется максимальной социальной беспочвенностью, слабой связью с социальными отношениями, реальными структурами, манихейством в самых архаичных формах.
Дуальная оппозиция либерализма и этноцентристских движений является одновременно борьбой между гражданским обществом, основанным на праве, плюрализме и т. д., и синкретическим государством в его различных вариантах.
Реальной О., которая могла бы претендовать на господство в условиях раскола, может быть та, чо способна преодолеть обе взаимоисключающие формы абстрактности. Этого можно достичь сегодня на основе гибридного идеала.
Общество, не сознавая этого, ищет новую его форму, которая могла бы заменить исчерпавший себя гибридный идеал псевдосинкретизма.
Теоретически существует еще одна возможность - углубление почвенного и либеральных идеалов, их взаимопроникновение, т. е. формирование либерально-почвенного идеала. Однако современное культурное состояние общества оставляет мало надежды, что подобное движение выйдет за рfмки ограниченной группы, т. е. сумеет на государственном уровне решить медиационную задачу. Общая оценка состояния О. в стране крайне затрудняется, во-первых, слабым авторитетом партий как таковых. Они, как и люди, за них голосующие, действуют скорее "против", чем "за". В стране, раздираемой локализмом, господством сменяющих друг друга массовых притч, весьма проблематична возможность формирования массовых устойчивых партий. "Наше общество есть лишь рассыпанная храмина безо всякого определенного строения и организации, а потому и никаких определенных частей или партий здесь быть не может" (Соловьев В. С. Философская публицистика. М., 1989. Т. 1. С. 399). Однако это не исключает возможности сплочения людей вокруг харизматической личности. Во-вторых, люди объединяются на основе эмоционально окрашенных слов, а не реальных программ, которые могут претендовать на реализацию. В-третьих, разнообразие групп, претендующих на то, чтобы именоваться партией, не отменяет того, что все они постоянно охватываются сходными массовыми настроениями, которые могут меняться на противоположные. В-четвертых, сама дифференциация партий и их сторонников между собой носит неглубокий, случайный, а следовательно, непрочный характер. Здесь действует принцип "все во всем", что делает неустойчивыми любые группы, претендующие на то, чтобы быть партией.

Социокультурный словарь

ОППОЗИЦИЯ, -и, ж. 1. Противодействие, сопротивление (книжн.). О. чьей-н. политике. Быть в оппозиции кому-чему-н. (будучи несогласным с чьими-н. взглядами и действиями, противодействовать им). 2. Группа лиц внутри какого-н. общества, организации, партии, ведущая политику противодействия, сопротивления большинству. Парламентская о. Внутрипартийная о. 3. Противопоставление, противопостав-ленность (спец.). О. грамматических категорий. II прил. оппозиционный, -ая, -ое. Оппозиционная партия.

Толковый словарь русского языка С.И.Ожегов

ОППОЗИЦИЯ, опзиции, мн. нет, ж. (лат. oppositio - противоположение). 1. Противоие, отпор (книжн.). Предложение докладчика встретило оппозицию со стороны членов комиссии. 2. В буржуазном государстве - Деятельность, направленная против данного правительства и его политики (полит.). Парламентская оппозиция? собир. Группа лиц, участвующих в этой деятельности (полит.). 3. Деятельность оппортунистических антиленинских группировок, последние 7-8 лет. Сталин (1937 г.). 4. Деятельность, идущая вразрез с господствующими общепринятыми мнениями, враждебная им (книжн.). Оппозиция романтиков классикам в начале 19 века.? собир. Лица, участвующие в такой деятельности, поддерживающие ее (книжн.). 5. То же, что противостояние (астр.). 6. Такое положение королей, когда они стоят один против другого, но отделены одним полем шахматной доски (шахм.). действующих по найму у разведывательных органов иностранных государств. Таков неоспоримый результат эволюции троцкизма за последние 7-8 лет. Сталин (1937 г.). 4. Деятельность, идущая вразрез с господствующими общепринятыми мнениями, враждебная им (книжн.). Оппозиция романтиков классикам в начале 19 века.? собир. Лица, участвующие в такой деятельности, поддерживающие ее (книжн.). 5. То же, что противостояние (астр.). 6. Такое положение королей, когда они стоят один против другого, но

Словарь Ушакова
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


ЛАЙНСМЕН
ВАЙКУНТХА
РАЗРУБАТЬ
ПРОМОЛОТИТЬ
ПРОПЫЛИТЬ
НАКОСТНИЦА
ПОТИРАТЬ
СЕМИТОЛОГИЯ
БУЯНИТЬ

ОППОЗИЦИЯ

ЦАРИЦЫНО
ФОТОМЕТРИЯ
ИЗВОЛИТЬ
ЧУДОВИЩНЫЙ
ОТСТРУГАННЫЙ
ПРОТИВОТАНКОВЫЙ
УПРУГИЙ
НС
ФИНАНСИРОВАННЫЙ


ОППОЗИЦИОННЫЙ назад содержание далее ОППОНЕНТ
Хостинг от uCoz