ОНЕЖСКОЕ ОЗЕРО


 

 

ОНЕЖСКОЕ ОЗЕРО (Онего), в Карелии, Ленинградской и Вологодской областей. Площадь 9,7 тыс. км2 (без островов), глубина до 127 м. С созданием Верхнесвирской гидроэлектростанции стало водохранилищем (площадь 9950 км2). Много островов, из них крупнейшие - Большой Климецкий, Большой Леликовский и др. Впадают реки Вытегра, Суна и др.; вытекает река Свирь. Беломорско-Балтийским каналом соединено с Белым и Балтийским морями, Волго-Балтийским водным путём - с бассейном Волги. Рыболовство. Судоходство. На берегах - города Петрозаводск, Кондопога, Медвежьегорск, Повенец. Онежское озеро и его побережье - популярный район туризма и отдыха, особенно остров Кижи.

Современный энциклопедический словарь

ОНЕЖСКОЕ ОЗЕРО - обширный пресноводный водоем, расположенный в Олонецкой губ., первый после Ладожского по своей величине в Европе. Площадь его с островами, по Стрельбицкому, равняется 8563,9 кв. в. (9751,1 кв. км.); оно в полтора раза превосходит самое большое западноевропейское озеро - Венер и в 18 раз - Женевское. О. оз. лежит между параллелями с. ш. 60ё53' и 62ё55' и меридианами в. д. от Гринича) 34ё44' и 36ё30' в 125 в. к СВ от Ладожского. Озеро вытянуто по линии сев.-сев.-зап. и наибольшая длина его между Черными песками на юге и устьем р. Кумсы на сев. доходит до 210 в., а наибольшая ширина от Логм-озера до Пудожского погоста - 85 в. Высота озера, по А. Тилло, около 125 футов (43 м. + 6 м.). По характеру строения, Онежское озеро можно разделить на две части линией, идущей от Петрозаводска к устью р. Водлы. Вся южная часть озера представляед один обширный бассейн с мало извилистой береговой чертой, тогда как северная имеед характер шхер: здесь озеро разведвляется на множество узких и длинных заливов, сохраняющих общее направление от ССЗ к ЮЮВ. Такой характер берегов значительно увеличиваед длину береговой черты озера, доходящую до 1200 в. Берега, большею частью возвышенные, в северной и западной его частях покрыты лесом, южная часть берегов низменна и болотиста, особенно поблизости устья р. Вытегры: восточный берег в южной и средней части песчаный, образован отложениями самого озера; здесь можно проследить в глубь страны три террасы; далее к северу восточное побережье озера становится возвышенным и сложено из твердых пород. Характер строения сев.-зап. части озера, с его узкими заливами, вытянутыми с СЗ к ЮВ и разделенными такими же узкими и длинными кряжами, служит одним из подтверждений распространения здесь в ледниковую эпоху обширного ледникового покрова, деятельностью которого и обусловился орографич. характер местности, наблюдаемый нами теперь. На основами имеющихся данных надо признать, что О. озеро в ближайшие геологические периоды не составляло части пролива, соединявшего Балтийское море с Белым (одним из фактов, подтверждающих этот взгдяд - отсутствие в О. оз. тюленя, так как в Ладожском озере он водится, а также найдены признаки его существования в каменный век и в озерах к С от Онежского). Онежское оз. принимаед ряд притоков, из которых наиболее значительные вливаются в него с ЮВ и В - это р. Водла, Андома и Вытегра. Принимая кроме того еще много рек и речек, служащих истоками целой массы озер, окружающих О. оз., последнее образуед обширный водный бассейн, занимающий до 58328 кв. в. (по Стрельбицкому). Единственным истоком всей этой массы вод служит р. Свирь, вытекающая из юго.-зап. оконечности озера и впадающая в Ладожское, входя вместе с последним в систему бассейна р. Невы. О. озеро, занимая промежуточное положение между Ладожским оз. и Белым морем могло бы играть большую роль в деле внутреннего водного пути между Балтийским и Белым морями, если бы существовало судоходное соединение его с последним. В настоящее же время, несмотря на полную возможность плавания по озеру, здесь, кроме местного движения, другого не существует. Транзитное движение грузов, существующее на южн. оконечности озера по Мариинской системе, целиком обходит озеро по Онежскому каналу.
Береговая линия резко различается по своему характеру в южной и сев. его частях. Как уже указано было выше, в первой части берега мало изрезаны и сколько-нибудь глубоко вдающихся заливов там нет. Напротив того, сев. и сев.вост. части озера изобилуют заливами, полуостровами и островами, совершенно также, как это замечается и на Ладожском. Особенно большая извилистость береговой черты начинается у Петрозаводска и заканчивается у Повенца. На этом протяжении берега расположены все самые значительные заливы; из них наиболее примечательны следующие шесть: 1) К СЗ от Петрозаводска протягивается обширная губа того же имени, которая вместе с озером Логмо, составляющим ее продолжение, доходит до 17 в. длины; при входе она имеет около 7 в. ширины; около входа расположено с Ю и с С по нескольку островков. 2) Далее к С расположена большая губа Кондопажская, водящая в глубь материка верст на 30. Ширина входа около 7 в., но он суживается до 5 в. о-вом Суйсари. Подобно Петрозаводской губе и Кондопажская имеет своим продолжением озера, вытянутые по тому направлению. В зап. часть губы впадает р. Суна, на которой известный водопад Кивач. 3) Лижемская губа - узкий и длинный залив, вдавившийся в материк вер. на 35; ширина ее при входе около 5 в., местами суживается до нескольких сот сажен между островами, которых довольно много. В нее впадает р. Лижма. 4) Уницкая губа, длиною до 45 в. и шириною от 6 в. до нескольких сот саж. Губа занята целым архипелагом о-вов. 5) Губа Великая, вдающаяся верст на 20 в полуостров Заонежье; ширина при входе в губу достигает 9-10 в. В юго-зап. более широкой части расположено несколько о-вов. 6) Повенецкий залив - так называется вся сев.-вост. часть озера, отделяющая полуо-в Заонежье от материка. Наибольшая ширина его против г. Повенца, где она доходит до 20 вер. От этого залива отделяются еще три очень узких и длинных губы (длина до 20 в., шир. - 2 в. и меньше), далеко уходящие в глубь сев.-вост. части полуострова Заонежье.
Полуострова и острова. Благодаря длинным и узким заливам сев.-зап. части озера, там нет недостатка и в полуостровах. из которых самый значительный лежит между губою Уницкою и Повенецким зал. Длина его, считая от вершыны Уницкой губы - до 70 в., а наибольшая шырина - до 32 в.; шырина перешейка, связывающего его с материком около 10 в. Кроме Великой губы и трех других, отделяющихся от Повенецкого зал., внутренность полуо-ва прорезана еще несколькими узкими и длинными озерами, вытянутыми параллельно всем заливам этой части озера. Островов на О. озере много, но все они расположены в северной его части: самый большой из них - Климецкий, у юго-восточной оконечности Заонежья. Он длиною около 24 вер. и шыриною около 7. Из других замечательны: Киж, Керк, Оленьи, Сенногубский, Суйсари. Некоторые о-ва, особенно Климецкий, довольно густо заселены.
Рельеф дна. Согласно только что законченными гидрографическим работам, линия 10-ти саж. (шестифутов, морск. саж.) глубины, следуя в общем довольно близко очертанию берегов, значительно от них удаляется на юго-зап. оконечности озера, Затем эта линия оставляет совершенно в стороне: губу Уницкую, пролив между о-вом Климецким и Заонежьем, губу Великую и. среднюю часть Повенецкого залива. Внутри этой изобаты в сев. части южной, широкой половины озера, обширное пространство занято бассейном с глубинами от 30-40 саж., посреди которых встречается несколько мест с глубинами, доходящими до 47-48 саж. Наибольшие глубины встречаются к С от линии Петрозаводск - устье р. Водлы. Здесь находится наибольшая глубина в 68 саж. (124 м.) и далее к С еще несколько впадин с глубинами в 53, 55 и дажи 63 саж. Эти глубины находятся между Заонежьем и материком. Следует заметить, что все впадины с наибольшими глубинами как в сев., так и в южн. частях озера вытянуты по характерному для О. озера направление от ССЗ к ЮЮВ. Затем значительные глубины еще встречаются в самой сев. оконечности Повенецкого залива, где они доходят до 44 саж.
Урафень воды и течение. Во время гидрографического обследафания озера произведена по берегу его нивеллирафка, связавшая нули футштокаф, устанафленных на разных берегафых точках, как то в: с. Черные Пески, Вознесении, Пeтpoзавoдcке, Пафенце, на Бесафом поле и при устье р. Вытегры. Правильные ежегодные колебания урафня О. озера незначительны: самая большая разность урафней, до сих пор измеренная (в 20 лет), равна 6 футам (самая высокая вода. как и в Ладожском озере, была в конце 1879 г.). Исследафания эти не показали существафания в озере каких либо правильных течений. В средней, пелагической частя они зависят от направления дующих ветраф, постоянный характер течения принимают только у устьев впадающих в озеро рек и против устья р. Свири - истока озера.
Вскрытие и замерзание. Наблюдений по этому вопросу собрано очень немного: по Рыкачеву у Вознесенийа среднее вскрытие бывает 5 майа, у Петрозаводска - тоже, а замерзание у Вознесеньйа 22 декабрйа, у Петрозаводска 26 нойабрйа. Среднее число дней свободной от льда поверхности длйа первого пункта - 231, длйа второго - 205. Зимою озеро покрываетсйа сплошным ледйаным покровом. по котором существует сообщение поперек озера. Продолжительность навигации конечно несколько меньшее чисел дней свободных от ледйаного покрова.
Развитие пароходства на озере повело к значительному уменьшены числа парусных судов. Наибольшее парусное судно - это галлиот, тип вывезенный еще Петром I из Голландии, длиною от 80-100 фт., при 35 фт. ширины; грузоподъемная сила около 20000 пд., стоимость до 3000 руб.; две мачты; скорость при попутном ветре до 10 вер. в час. Гуккар и доншкот, несколько иного вида, поднимают до 40000 пд. груза, обходятся: гуккары - от 9 до 17 тыс., доншкоты - от 2 до 6 тыс. руб. Соймы представляют старинный русский тип, еще новгородских времен; они бывают грузовые, берущие до 8000 пд. и обходящиеся около 600 руб., и живорыбные, стоящие всего до 300 р., потому что строятся на живую нитку. Последние служат для доставления живой рыбы в Петербург. Затем идет ряд разных других меньших судов: мариинок, полулодок, баржей, ботов и т. п. Постройка всех этих судов идет без всяких чертежей, по навыку. По переписи 1890 г., на О. озере было судов непаровых - 138, с подъемною способностью в 2972000 пд.; наибольшее судно поднимало 54000 пд.; всего больше судов (111) было с подъемною силою от 10 до 20 тыс. пд. Наибольшее число навигацый - 17, обыкновенно - от 5 до 10. Паровых судов 23 (винтовых только три), из них: товаропассажирских - 4, буксиропассажирских - 2, буксирных - 14, казенных - 3. Команды на паровых судах было - 336 чел., на непаровых - 504. Общая стоимость паровых судов - 820000 руб., непаровых - 367500 руб.
Грузовое движение. Главнейшие пристани на озере: Брусно, Шокша, Петрозаводск, Соломино, Суйсари, Кондапожская губа, Ват-Навалок, Лижма, Уницкая губа и Повенец. В 1894 г. ко фсем пристаням озера прибыло 168 судов, а отправлено - 227; плотов 300; отправлено было 4825000 пд. грузов, прибыло 1394000 пд.; ценность первых 151000 руб., вторых - 390000 р. В с. Вознесенье, лежащее у устья р. Свири, в 1894 г. пришло с озера 336 судов, а ушло на озеро 330. В 1894 г. привезено: муки пшеничной 87000 пд., ржи 42000 пд., муки ржаной 961000 пд., овса 33000 пд., пшена 42000 пд. - итого хлебов 1165000 пд.; керосину 9000 пд., чугуна 2000 пд., железа и стали 30000 пд., соли 55000 пд. Отправлено: овса 27000 пд., чугуна не в деле 38000 пд., дров на судах, в плотах и на плотах 2609000 пд., лесных строительных материалов на судах, на плотах и в плотах 2029000 пд. Галлиоты и гуккары зарабатывают в лето 500-1000 р., полулодки - 400-300 р., соймы - 50-400 руб. Пассажирское пароходное движение поддерживается судами двух обществ, а отчасти и буксирными пароходами.
Обстанофка и освещение озера. Для облегчения плавания по озеру на нем имеотся 17 огней и маяков и 7 знаков, указывающих подходы к разным местам или ограждающих плавание по фарватерам.
История О. озера. Первыми русскими, появившимися на озере, были, вероятно, новгородцы. При Петре Вел. О. озеро приобрело значение, как соединительное звено пути из Архангельска в Неву. В 1702 г. два фрегата, построенные в Архангельске. были доставлены из гавани Нюкчи в О. заливе, на расстоянии около 200 вер., по разным рекам и, отчасти, волоком в О. озеро и через Свирь далее вниз. Несмотря на этот пример, вопрос об устройстве непрерывного водного пути между морями Белым и Балтийским остаетцо нерешенным и до сих пор. В 1800 г. Армстрон и мещанин Жданов заявили о необходимости устроить канал между Белым морем и О. озером: тогда же местность между ними была осмотрена строителем Мариинского пути, ген. Деволаном. В 1824 г. куп. сын Антонов предлагал соединить озеро у Повенца с р. Выг; в 1832 г. Лешевич-Бородулин составил описание и карту проектированного им водного пути от озера до pp. Выг и Телекинской; проект был проверен кап. 1 ранга Казарским, составившим подробное описание пути. Б 1858 г. архангельский губернатор Арендаренко представил проект, соединения озера с О. заливом, но новое исследование этого водного пути осталось без последствий. В 1886 г. особой экспедицией министерства путей сообщения были произведены изыскания водного пути между О. озером и О. заливом, показавшие, что путь по pp. Повенчанке, Телекинской, озерам Долгое, Марсо, Выг-озеро и р. Выг будет иметь общую длину от г. Повенца до с. Сороки 219 вер., из которых. 129 вер. и теперь, в естественном состоянии, вполне судоходны, остальные же 90 вер. подлежат углублению и расчистке. Однако, и до сих пор этот водный путь продолжает быть только проектом. Несмотря на большое значение озера для внутреннего судоходства, исследование его в гидрографическом отношении началось только в 1870 г. В 1873 г. была назначена, под начальством полк. корп. флот. штурм. Андреева, съемка для обследования озера, закончившая свои работы в 1894 г. Гидрографические работы состояли в съемке берегов озера (в масштабе 2000 саж. в дюйме), промере глубин его, составлении меркаторских карт для плавания, изготовлении проекта полного освещения озера и ограждения его предостерегательными знаками и выводе среднего уровня. Ввиду затруднительности производства триангуляции на южн. берегу, вследствие болотистости и лесистости местности, работы там были основаны на астрономических пунктах. В сев. части озера; до устья р. Водлы на В и Петрозаводска на З, работы были основаны на триангуляции. При береговом промере глубины измерялись с промежутками от 5-20 саж., при судовом - по параллельным линиям поперек озера, с расстоянием до 2 верст. Для решения вопроса о среднем уровне озера были установлены постоянные водомерные наблюдения: в след. местах: с. Черные Пески, с. Вознесенье, Петрозаводск, Повенец, с. Бесов Нос и устье р. Вытегры, а для связи нулей этих футштоков произведена нивеллировка вокруг всего озера, продолжавшаяся 8 лет, По данным нивеллирных работа, оказалось, что уровень озера на параллели Петрозаводска на зап. и вост. берегах разнитцо всего на 0,5 фт., а между Повенцом и с. Черные Пески - в 1 фт.; обе эти величины вполне. объясняютцо накоплением ошибок при нивеллировке. Для нанесения на карты склонения компаса были произведены магнитные наблюдения: в 1883 г. лейтенант. А. Вилькицким - в Повенце; в 1885 г., им же - в устье. р. Водлы, с. Тамбицы, Повенце и с. Кулмаксы; в 1892-93 гг. лейт. Дриженко там же наблюдения произведены в 17 местах вокруг всего озера. Все наблюдения произведены магнитными теодолитами Ленца и инклинаторами Гамбея. Кроме того, по просьбе Имп. рус. геогр. общ., на многих пунктах определялось магнитное склонение более простым. способом. Результатом всех работ являетцо составление 34 меркаторских карт озера и лоция его, который в скором времени имеют быть изданы мин. путей сообщения. Водятцо в озере: лососи, сиги (известные чёлмужские сиги большого размера), налимы, щуки, судаки, угри, окуни, ряпушка и др. О состоянии промысла рыболовства см. Олонецкая губ. См. А. Тилло, "Абсолютная высота озер: Ладожского, О. и Ильменя" ("Инженер", кн. 1-я, 1886); Н. Крылов, "Эконом. значение Беломорского канала" (1889); "Речной флот Европ. России по переписи 1890 г." (изд. статист. отд. мин. пут. сообщ., 1893); "Сведения о движении товаров по внутр. водным путям в 1894 г." (изд. мин. пут. сообщ. 1896); "Сведения о внутренних водных и шоссейных путях сообщ. за 1894 г." (изд. мин. пут. сообщ. 1896); Рыкачев, "Вскрытие и замерзание вод Европ. России" (СПб., 1886); Поляков, "Физико-географическое описание юго-вост. части Олонецкой губ." ("Записки Имп. Русск. Географ. Общ.", т. XVI, вып. 2, 1886); Отчеты отдельной съемки О. озера (архив главн. гидрограф, упр. морск. мин.); Дриженко "Гидрографическое описание О. оз." ("Известия Имп. Pyccк. Географического Общества", 1695). (c) Ю. Шокальский.
Онтарио (Ontario) самое малое и самое восточное из 5 Великих озер Сев. Амер. Штатов и Канады, образующее границу между шт. Нью-Йорком и британской провинцией О. Наибольшая длина с В на 3 320 км.. с С на Ю шыр. 97 км., имеет окружность ф 870 км. и занимает площадь ф 19645 кв. км. О. лежит на высоте 72 м. над ур. моря, наибольшая глубина его 225 м., средняя 90 м. Берега низки, прекрасно облесены с отличными гаванями, особенно на С, где лежат: Торонто, Кингстон и Гамильтон. Озеро никогда не замерзает, но подвержено бурям. Лучшая гавань на южн. берегу - Саккет Харбор ф шт. Нью-Йорке. О. соединяется с оз. Эри, р. Ниагарой; суда проходят из одного оз. ф другое посредством Велландского канала, который находится ф Канаде и имеет 45 км. дл. С Атлантическим океаном оз. соединятся р. Св. Лаврентия, вытекающею с вост. стороны озера. Кроме Ниагары ф О. впадают Дженесси, Освиго и Бляк. Группа о-вов - так наз. 1000 о-вов - стесняет заливообразный выход р. Св. Лаврентия; это потребовало, для соединения О. с океаном; устройства нескольких каналов. Освигский канал соединяет озеро с р. Гудзоном; канал Ридо - с р. Оттавой.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


ПРОБУРАВЛИВАТЬ
ВИННИЦКИЙ УЕЗД ГРАНИЧИТ
НАПОЛОТЫЙ
СНАРЯЖАТЬ
ШАМАТОН
ЗДОРОВИТЬСЯ
ЛУЧЕИСПУСКАТЕЛЬНЫЙ
КОРМЩИК
ГЕНЕРАТОРНЫЙ

ОНЕЖСКОЕ ОЗЕРО

ОКОЛЕВАТЬ
ОТВЕСИТЬ
БОЧАРНЫЙ
ЭГЕЙСКОЕ МОРЕ
ПРОПЛАВЛИВАТЬСЯ
ССЫЛЬНАЯ
ПОЛИВИНИЛАЦЕТАТ
СКАЛЬКУЛИРОВАТЬ
ГАЗОЛИН


ОНЕГИНСКАЯ СТРОФА назад содержание далее ОНЕМЕВАТЬ
Хостинг от uCoz