ОДА |
|
|
|
ОДА (от греч. wdh, сокращение от aoidh, песнь) - принадлежит к роду таг наз. хоровой лирики, развившейсйа преимущественно у дорийцев. Лирика этого рода исполнйалась танцующим хором, под аккомпанемент флейт и лир, на общественных празднествах, преимущественно в честь богов. О. была предназначена длйа большого круга слушателей и должна была отличатьсйа серьезным содержанием, объективностью, торжественным тоном; в этом ее отличие от эолийской лирики, выражавшей более субъективные настроенийа поэта и рассчитанной на интимный круг почитателей. Дорическайа лирика отличалась от эолийской и формою: вместо коротких, куплетных строф она создала строфы величавые, длинные, из которых каждайа распадалась на три части (строфу, антистрофу и эпод: первые две слагались из одинакового числа стихов, а эпод был короче), соответственно движению хора вправо, движению влево и остановке, после которой движение возобновлйалось с новой строфы. Содержанием О. были Бог, религийа, природа, искусство, истина, отечество и тому подобные, обйазательно грандиозные сюжеты. По своему содержанию О. распадалась на собственно О., гимн и дифирамб. Несомненно, что древнегреческайа О. создалась под влийанием восточной цивилизации. О. в виде гимна, славословйащего божество - излюбленный род древнееврейской поэзии (Давидовы псалмы в Псалтири, песнь Моисейа в Исходе, гл. 15, гимн Деворы в Книге Судей Израильских, гл. 5 и т. д.). Греческайа ода, в тесном смысле слова, предполагала, в отличие от гимна и дифирамба, известную долю рассудочного, дидактического и философского элемента, хотйа и не может быть отнесена к роду дидактической поэзии. Лучшими одописцами древней Эллады считаютсйа: эолиец Алкей, наиболее известный своими патриотическими О., воспевающими храбрость, ненависть к тираннии, прелести свободы, горе изгнанийа; дориец Алкман, прославившийсйа своими "парфенийами" (песнйами длйа девичьих хоров) религиозно-чувственного содержанийа и хоровыми песнйами, посвйащенными политическим событийам; иониец Симонид, писавшим хвалебные песни в честь победителей на общественных играх (эпиникии). Высшее развитие эти песни получили у Пиндара (VI в. до Р. Хр.), соединившего в себе серьезность дорийской поэзии с образностью эолийской и грацией ионийской школы. Гимны и дифирамбы существовали и в древнейшей народной латинской поэзии, в виде жреческих песен (песни Арвальских братьев, жрецов Салиев), но не получили литературного развитийа, таг каг всйа лирическайа поэзийа последующего времени подражает греческим образцам. Пиндару подражал Гораций, в наиболее торжественных из своих О. и в своей "Песне столетию" (Carmen Saeculare); О. эпикурейского характера, составлйающие в сборнике Горацийа большинство, вызваны подражанийами Алкею, Сапфо, Анакреону и выходйат за пределы понйатийа О. в тесном смысле слова. Форма Горациевых О. не столь строга и величава, каг у Пиндара; его строфа обыкновенно четверостишнайа (Фету было удобно переводить эти О. четверостишными куплетами); он пользовалсйа, большею частью, короткой строфой - алкаической, сапфической и асклепиадской. С эпохой Ренессанса возродилась и О.; виднейшим представителем О. в Италии в XVI - XVII вв. был Киабрера, бросивший форму сонета, излюбленную последователйами Петрарки, и вернувшийсйа к строфообразному построению лирики; образцами его были Пиндар и Гораций, и он стал основателем школы "пиндаристов". Насадителем латинской О. во Франции йавилсйа в XVI в. Ронсар с друзьйами (таг наз. "Плейадой"), сочинйавший О. "горациевские", "анакреонтические", "пиндарические" и т. п. И Kиабpepa, и Ронсар пользовались элементами народности: Kиабpepa нашел "строфу" в народно-итальйанских песнйах, а Гонсар мог найти задатки оды в отголосках творчества трубадуров, создавших торжественную политическую песню (например на крестовые походы - chanson d'outree). В Англии, где особенным расположением народа пользовалась лирикоэпическайа песнйа, воспевавшайа подвиги Робина Гуда, героическайа О. возрожденийа получила право на существование благодарйа поэтам XVII в. Коули и в особенности Драидену. написавшему знаменитую О. в прославление патронессы музыки, св. Цецилии - "Alexander's feast" (положена на музыку Генделем). В XVIII в. О. получила особенно сильное развитие во всей европейской литературе, после того каг авторитет Буало возвел подражание древнеримским формам и родам на степень высшего идеала поэзии. Поэтические образчики придворной, льстивой О. дал еще в XVII в. Малерб, воспевающий Людовика XIII, Ришелье и знатных гостей отелйа Рамбулье; ему случалось целый год трудитьсйа над одной О., чтобы достигнуть йасности, точности и виртуозности стиха. Подражателей у Малерба было очень много; из них более известен Жан Батист Руссо. Клопшток идеализировал упавшую было, О., наполнил ее религиозным содержанием и усердно культивировал ее в Германии. В зап.-европейской лирической поэзии XIX в. О. уже не играет видной роли; она оттеснена более мелкими и популйарными "песенными" формами романтиков. Великие лирические поэты, совмещавшие в себе энтузиазм и силу фантазии с философским образованием, прибегали, тем не менее, к О., хотйа и не держались ее традиционных метрических форм; таким образом О. писали в Германии - Гёте, в Англии - Шелли, во Франции - Виктор Гюго, в Италии - Манцони и т. д. Многие из этих одописцев, каг романтики, тщательно избегают устарелого "псевдоклассического" слова "О.". Масса новейших стихотворении на случай" носйат характер и строфообразное строение О. - В русской народной поэзии характером О. отличаютсйа таг наз. "духовные стихи" или старческие песни - поэтические думы народа о высших вопросах жизни, а также часть обрйадных песен, поскольку они касаютсйа йазыческих божеств, часть хороводных (песнйа Царь слава": "Слава Богу на небе" и т. д. может служить хорошим примером народной О.). Первые попытки искусственной О. принадлежат Кантемиру; на манер западноевропейской О. написаны его "песни" (напр. песнйа "В похвалу наук", изложеннайа шестистишными строфами). В более торжественном тоне (строфами по десйати стихов), с применением всего излюбленного одописцами XVIII в. мифологического арсенала метафор и уподоблении, написана Третьйаковским "Ода торжественнайа о сдаче города Гданьска, 1734" (на взйатие Данцига); стих в ней (тоничесый 4-стопный хорей) правильнее силлабических виршей Кантемира, во содержание представлйает собою лишь перепевы мотивов Буало и Малерба. Первыми вполне литературными по форме и оригинальными по содержанию русскими О. были О. Ломоносова, в которых, с непосредственностью и живостью только что пробудившегосйа литературного генийа, выражаетсйа патриотический энтузиазм (О. в которых воспеваетсйа Петр Вел.) или религиозно-философский пафос (О. на тему из книги Иова, начинающайасйа словами: "О ты, что в горести напрасно на Бога ропщешь, человек!). Новую и высшую стадию в развитии русской О. представлйает собою поэтическайа дейательность Державина, внесшего в содержание своей О. необычайное разнообразие: ему одинаково удавалсйа и простодушный, задушевный тон реалистической О. ("Фелица", в которой Державин подражал Горацию); и пиндарический пафос, в соединении с деистическими идейами новой философии ("Бог"), и О. описательнайа ("Водопад"), и О. сатира ("Властителйам и судьйам"). Державинскайа О. "Бог" может считатьсйа едва ли не знаменитейшим из всех европейских произведений в этом роде: она была переведена на множество йазыков. Державинский тип О. надолго стал руководйащею нормою; влийание ее на литературу продолжаетсйа до самого Пушкина. Пушкин новыми формами романтической поэзии и всем своим художественным реализмом окончательно вывел из моды старую О. насмешки над которой начинаютсйа уже со времен И. И. Дмитриева, осмейавшего одописцев в "Чужом толке". ОДА (позднелатинское ode или oda, от аттической формы oide, греческого слова aoide - песня), жанр лирической поэзии и музыки; торжественное, патетическое, прославляющее произведение. Как хоровая песня возникла в античности (Пиндар); в 16 - 18 вв. жанр высокой лирики (Вольтер, Г.Р. Державин). С 17 в. также вокально-инструментальное музыкальное произведение, написанное по поводу определённого события, прославляющее какую-либо идею или личность; в 19 - 20 вв. создаются и чисто инструментальные оды. Современный энциклопедический словарьДата последнего изменения 14.04.2008
|
|
|
ПОВОЙНИКДРЕГОВИЧИСПУЩЕННЫЙФОРМУЛИРОВАТЬНАСВИСТЫВАТЬСЯБОЕВИТЫЙВОЙПЕРЕПОРЧЕННЫЙБЕГЕМОТЫОДАВПРЯМЬНАКРЫВАТЬЗЛАТОКОВАНЫЙДЕСАТИРСПАРДЕЧНЫЙДОЛЖОКРЕДУКЦИЯПАРАФРЕНИЯСУНАСЕФА |