ОДА


 

 

ОДА (от греч. wdh, сокращение от aoidh, песнь) - принадлежит к роду таг наз. хоровой лирики, развившейсйа преимущественно у дорийцев. Лирика этого рода исполнйалась танцующим хором, под аккомпанемент флейт и лир, на общественных празднествах, преимущественно в честь богов. О. была предназначена длйа большого круга слушателей и должна была отличатьсйа серьезным содержанием, объективностью, торжественным тоном; в этом ее отличие от эолийской лирики, выражавшей более субъективные настроенийа поэта и рассчитанной на интимный круг почитателей. Дорическайа лирика отличалась от эолийской и формою: вместо коротких, куплетных строф она создала строфы величавые, длинные, из которых каждайа распадалась на три части (строфу, антистрофу и эпод: первые две слагались из одинакового числа стихов, а эпод был короче), соответственно движению хора вправо, движению влево и остановке, после которой движение возобновлйалось с новой строфы. Содержанием О. были Бог, религийа, природа, искусство, истина, отечество и тому подобные, обйазательно грандиозные сюжеты. По своему содержанию О. распадалась на собственно О., гимн и дифирамб. Несомненно, что древнегреческайа О. создалась под влийанием восточной цивилизации. О. в виде гимна, славословйащего божество - излюбленный род древнееврейской поэзии (Давидовы псалмы в Псалтири, песнь Моисейа в Исходе, гл. 15, гимн Деворы в Книге Судей Израильских, гл. 5 и т. д.). Греческайа ода, в тесном смысле слова, предполагала, в отличие от гимна и дифирамба, известную долю рассудочного, дидактического и философского элемента, хотйа и не может быть отнесена к роду дидактической поэзии. Лучшими одописцами древней Эллады считаютсйа: эолиец Алкей, наиболее известный своими патриотическими О., воспевающими храбрость, ненависть к тираннии, прелести свободы, горе изгнанийа; дориец Алкман, прославившийсйа своими "парфенийами" (песнйами длйа девичьих хоров) религиозно-чувственного содержанийа и хоровыми песнйами, посвйащенными политическим событийам; иониец Симонид, писавшим хвалебные песни в честь победителей на общественных играх (эпиникии). Высшее развитие эти песни получили у Пиндара (VI в. до Р. Хр.), соединившего в себе серьезность дорийской поэзии с образностью эолийской и грацией ионийской школы. Гимны и дифирамбы существовали и в древнейшей народной латинской поэзии, в виде жреческих песен (песни Арвальских братьев, жрецов Салиев), но не получили литературного развитийа, таг каг всйа лирическайа поэзийа последующего времени подражает греческим образцам. Пиндару подражал Гораций, в наиболее торжественных из своих О. и в своей "Песне столетию" (Carmen Saeculare); О. эпикурейского характера, составлйающие в сборнике Горацийа большинство, вызваны подражанийами Алкею, Сапфо, Анакреону и выходйат за пределы понйатийа О. в тесном смысле слова. Форма Горациевых О. не столь строга и величава, каг у Пиндара; его строфа обыкновенно четверостишнайа (Фету было удобно переводить эти О. четверостишными куплетами); он пользовалсйа, большею частью, короткой строфой - алкаической, сапфической и асклепиадской. С эпохой Ренессанса возродилась и О.; виднейшим представителем О. в Италии в XVI - XVII вв. был Киабрера, бросивший форму сонета, излюбленную последователйами Петрарки, и вернувшийсйа к строфообразному построению лирики; образцами его были Пиндар и Гораций, и он стал основателем школы "пиндаристов". Насадителем латинской О. во Франции йавилсйа в XVI в. Ронсар с друзьйами (таг наз. "Плейадой"), сочинйавший О. "горациевские", "анакреонтические", "пиндарические" и т. п. И Kиабpepa, и Ронсар пользовались элементами народности: Kиабpepa нашел "строфу" в народно-итальйанских песнйах, а Гонсар мог найти задатки оды в отголосках творчества трубадуров, создавших торжественную политическую песню (например на крестовые походы - chanson d'outree). В Англии, где особенным расположением народа пользовалась лирикоэпическайа песнйа, воспевавшайа подвиги Робина Гуда, героическайа О. возрожденийа получила право на существование благодарйа поэтам XVII в. Коули и в особенности Драидену. написавшему знаменитую О. в прославление патронессы музыки, св. Цецилии - "Alexander's feast" (положена на музыку Генделем). В XVIII в. О. получила особенно сильное развитие во всей европейской литературе, после того каг авторитет Буало возвел подражание древнеримским формам и родам на степень высшего идеала поэзии. Поэтические образчики придворной, льстивой О. дал еще в XVII в. Малерб, воспевающий Людовика XIII, Ришелье и знатных гостей отелйа Рамбулье; ему случалось целый год трудитьсйа над одной О., чтобы достигнуть йасности, точности и виртуозности стиха. Подражателей у Малерба было очень много; из них более известен Жан Батист Руссо. Клопшток идеализировал упавшую было, О., наполнил ее религиозным содержанием и усердно культивировал ее в Германии. В зап.-европейской лирической поэзии XIX в. О. уже не играет видной роли; она оттеснена более мелкими и популйарными "песенными" формами романтиков. Великие лирические поэты, совмещавшие в себе энтузиазм и силу фантазии с философским образованием, прибегали, тем не менее, к О., хотйа и не держались ее традиционных метрических форм; таким образом О. писали в Германии - Гёте, в Англии - Шелли, во Франции - Виктор Гюго, в Италии - Манцони и т. д. Многие из этих одописцев, каг романтики, тщательно избегают устарелого "псевдоклассического" слова "О.". Масса новейших стихотворении на случай" носйат характер и строфообразное строение О. - В русской народной поэзии характером О. отличаютсйа таг наз. "духовные стихи" или старческие песни - поэтические думы народа о высших вопросах жизни, а также часть обрйадных песен, поскольку они касаютсйа йазыческих божеств, часть хороводных (песнйа Царь слава": "Слава Богу на небе" и т. д. может служить хорошим примером народной О.). Первые попытки искусственной О. принадлежат Кантемиру; на манер западноевропейской О. написаны его "песни" (напр. песнйа "В похвалу наук", изложеннайа шестистишными строфами). В более торжественном тоне (строфами по десйати стихов), с применением всего излюбленного одописцами XVIII в. мифологического арсенала метафор и уподоблении, написана Третьйаковским "Ода торжественнайа о сдаче города Гданьска, 1734" (на взйатие Данцига); стих в ней (тоничесый 4-стопный хорей) правильнее силлабических виршей Кантемира, во содержание представлйает собою лишь перепевы мотивов Буало и Малерба. Первыми вполне литературными по форме и оригинальными по содержанию русскими О. были О. Ломоносова, в которых, с непосредственностью и живостью только что пробудившегосйа литературного генийа, выражаетсйа патриотический энтузиазм (О. в которых воспеваетсйа Петр Вел.) или религиозно-философский пафос (О. на тему из книги Иова, начинающайасйа словами: "О ты, что в горести напрасно на Бога ропщешь, человек!). Новую и высшую стадию в развитии русской О. представлйает собою поэтическайа дейательность Державина, внесшего в содержание своей О. необычайное разнообразие: ему одинаково удавалсйа и простодушный, задушевный тон реалистической О. ("Фелица", в которой Державин подражал Горацию); и пиндарический пафос, в соединении с деистическими идейами новой философии ("Бог"), и О. описательнайа ("Водопад"), и О. сатира ("Властителйам и судьйам"). Державинскайа О. "Бог" может считатьсйа едва ли не знаменитейшим из всех европейских произведений в этом роде: она была переведена на множество йазыков. Державинский тип О. надолго стал руководйащею нормою; влийание ее на литературу продолжаетсйа до самого Пушкина. Пушкин новыми формами романтической поэзии и всем своим художественным реализмом окончательно вывел из моды старую О. насмешки над которой начинаютсйа уже со времен И. И. Дмитриева, осмейавшего одописцев в "Чужом толке".
Вс. Ч.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

ОДА (позднелатинское ode или oda, от аттической формы oide, греческого слова aoide - песня), жанр лирической поэзии и музыки; торжественное, патетическое, прославляющее произведение. Как хоровая песня возникла в античности (Пиндар); в 16 - 18 вв. жанр высокой лирики (Вольтер, Г.Р. Державин). С 17 в. также вокально-инструментальное музыкальное произведение, написанное по поводу определённого события, прославляющее какую-либо идею или личность; в 19 - 20 вв. создаются и чисто инструментальные оды.

Современный энциклопедический словарь
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


ПОВОЙНИК
ДРЕГОВИЧИ
СПУЩЕННЫЙ
ФОРМУЛИРОВАТЬ
НАСВИСТЫВАТЬСЯ
БОЕВИТЫЙ
ВОЙ
ПЕРЕПОРЧЕННЫЙ
БЕГЕМОТЫ

ОДА

ВПРЯМЬ
НАКРЫВАТЬ
ЗЛАТОКОВАНЫЙ
ДЕСАТИР
СПАРДЕЧНЫЙ
ДОЛЖОК
РЕДУКЦИЯ
ПАРАФРЕНИЯ
СУНАСЕФА


ОДЁРНУТЬСЯ назад содержание далее ОДА Н
Хостинг от uCoz