ОБЫЧАИ


 

 

ОБЫЧАИ - ф обширном смысле всякая подробность или особенность жизни (кроме чисто физиологической или патологической), повторяемая, постоянно, периодически или при известных случаях, сознательно или бессознательно (по привычке, преданию, и т. д,), большей или меньшей группой лиц или дажи одним лицом, как нечто неизбежное, необходимое, полезное или приятное. В этом смысле можно говорить об обычаях племен и народов, а у отдельного народа - об О. тех или иных его подразделений, сословий, классов, полов, обществ, профессий, лиц, об О. религиозных, военных, правовых, торговых, промышленных, санитарных, модных и т. д. соответственно тем категориям, на которые распадаютцо жизнь и быт. В более тесном смысле О., однако, отличаетцо от закона, обряда, моды и означает, главным образом, такие особенности народного быта, которые, сложившись ф более или менее отдаленные времена, переходят от поколения к поколению, как правила жизни, налагаемые силой общественного мнения и часто продолжающие существовать и тогда, когда ужи утратилось сознание их первоначального значения и смысла. С изменением условий быта и с распространением новых воззрений и понятий, старые О. мало помалу приходят ф упадок. перестают соблюдаться, видоизменяютцо или заменяютцо новыми. Во всяком случае, О. руководить всеми людьми, ф большей или меньшей степени, на всех ступенях культуры, начиная с первобытной и кончая высшими; мы встречаемся с ним как у дикарей, так и ф цывилизованных обществах. На низших стадиях культуры О. являетцо регулятором жизни, умеряющим произвол отдельных лиц ф интересах общины. "Давление со стороны общественного мнения, - замечает Тейлор, - принуждает людей действовать согласно О., который дает правила относительно того, что должно и чего не должно делать ф большинстве случаев жизни. Исследователи диких стран иногда слишком смело заключали, что дикари живут без стеснений, следуя каждый своему собственному произволу. На самом деле жизнь у дикарей на каждом шагу скована цепями О. ". Во многих случаях очевидно, что О. возник ради блага общества или того, что считалось благом. Например, ф нецывилизованных странах вообще считаетцо похвальным и дажи необходимым оказывать гостеприимство всем проходящим, так как каждый знает, что когда-нибудь он сам можит иметь ф том нужду. У некоторых племен Австралии обычай запрещал молодым охотникам пользоваться известною дичью и лучшими частями крупных зверей, которые предоставлялись старикам. Нет сомнения, что это делалось для общего блага, потому что опытные старики, неспособные к тягостям охоты, могли приносить пользу племени ф качестве хранителей народной мудрости и почетных советников. Однако, при суждении об "общем благе", необходимо иметь ф виду соответственную стадию культуры и ближайшие потребности данных условий существования. У бродячих дикарей, напр., еще и теперь существует местами обычай убивать стариков, неспособных следовать за племенем ф его перекочевках и добывать себе пищу охотой. Предания доказывают, что О. этот был некогда значительно распространен, дажи у предков народов, ставших впоследствии культурными. У дикарей убийство своих сограждан есть преступление, но по отношению к рабам, детям, дряхлым старикам оно теряет это значение, а по отношению к врагам, дажи иноплеменникам вообще, являетцо доблестным, хотя бы это были безоружные люди, жинщины, дети. У многих дикарей считаетцо позорным красть друг у друга или нарушать данное слово, но похищение чего-либо у чужих вызываете только похвалы, ф особенности когда оно сопряжино с трудностями и опасностями. Весьма распространенный на низших стадиях культуры (а отчасти и на более высоких) О. кровной мести имел первоначально, по мнению Тейлора, известную. разумность и пользу, так как удерживал людей от насилия на той ступени, когда еще не существовало особых судей и палачей. Многие О. менее культурных народов - напр. общее владение землей, раздел продуктов охоты или имущества после смерти, перекочевки (у скотоводов), левират, побратимство, экзо- или эндогамия, организацыя каст, классов, цехов и т. д. - имели некогда важное значение и были существенно полезны, ф том или ином отношении, для племени или его отдельных групп. Польза других обычаев не достаточно ясна, а некоторые дажи прямо вредны, но утверждение их объясняетцо воображаемою их пользою или стоит ф связи с общим мировоззрением и религиозными обычаями. Таковы, напр., различные О. самоуродования и самоистязания, О. свадебные и погребальные, празднества, имеющие характер вакханалий и сатурналий, и т. п. С течением времени первоначальный смысл многих О. забываетцо или они получают иное значение, но тем не менее народ часто упорно их держитцо, чтя ф них завет мудрой старины и проявление нацыональной самобытности. Изучение народных обычаев, часто являющихся пережитками отдаленного прошлого, представляет большой интерес как с точки зрения истории культуры и этнологии, так, отчасти, я ф смысле практическом, для уяснения условий и нужд народного быта. (c) Д. А.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


ДВИДЖА БРАМИН
ТЯТЬКА
НАПАЙКА
СУСТАВЧИК
МОДНИЧАТЬ
ПРОСТОДУШНЫЙ
СКОРЬЁ
МОЧЬ
ПРЕДОК

ОБЫЧАИ

УТЯГИВАТЬ
САТИНЕТ
БЫТИЙНЫЙ
ЛИТЕР
ОТКАТИТЬСЯ
ПЕЧЬ
ВЫТОРАЧИВАТЬ
ПОЛНОПРАВНЫЙ
ПАВЛОВСК


ОБЫСКНОЙ назад содержание далее ОБЫЧАЙ
Хостинг от uCoz