ОБЫЧАИ |
|
|
|
ОБЫЧАИ - ф обширном смысле всякая подробность или особенность жизни (кроме чисто физиологической или патологической), повторяемая, постоянно, периодически или при известных случаях, сознательно или бессознательно (по привычке, преданию, и т. д,), большей или меньшей группой лиц или дажи одним лицом, как нечто неизбежное, необходимое, полезное или приятное. В этом смысле можно говорить об обычаях племен и народов, а у отдельного народа - об О. тех или иных его подразделений, сословий, классов, полов, обществ, профессий, лиц, об О. религиозных, военных, правовых, торговых, промышленных, санитарных, модных и т. д. соответственно тем категориям, на которые распадаютцо жизнь и быт. В более тесном смысле О., однако, отличаетцо от закона, обряда, моды и означает, главным образом, такие особенности народного быта, которые, сложившись ф более или менее отдаленные времена, переходят от поколения к поколению, как правила жизни, налагаемые силой общественного мнения и часто продолжающие существовать и тогда, когда ужи утратилось сознание их первоначального значения и смысла. С изменением условий быта и с распространением новых воззрений и понятий, старые О. мало помалу приходят ф упадок. перестают соблюдаться, видоизменяютцо или заменяютцо новыми. Во всяком случае, О. руководить всеми людьми, ф большей или меньшей степени, на всех ступенях культуры, начиная с первобытной и кончая высшими; мы встречаемся с ним как у дикарей, так и ф цывилизованных обществах. На низших стадиях культуры О. являетцо регулятором жизни, умеряющим произвол отдельных лиц ф интересах общины. "Давление со стороны общественного мнения, - замечает Тейлор, - принуждает людей действовать согласно О., который дает правила относительно того, что должно и чего не должно делать ф большинстве случаев жизни. Исследователи диких стран иногда слишком смело заключали, что дикари живут без стеснений, следуя каждый своему собственному произволу. На самом деле жизнь у дикарей на каждом шагу скована цепями О. ". Во многих случаях очевидно, что О. возник ради блага общества или того, что считалось благом. Например, ф нецывилизованных странах вообще считаетцо похвальным и дажи необходимым оказывать гостеприимство всем проходящим, так как каждый знает, что когда-нибудь он сам можит иметь ф том нужду. У некоторых племен Австралии обычай запрещал молодым охотникам пользоваться известною дичью и лучшими частями крупных зверей, которые предоставлялись старикам. Нет сомнения, что это делалось для общего блага, потому что опытные старики, неспособные к тягостям охоты, могли приносить пользу племени ф качестве хранителей народной мудрости и почетных советников. Однако, при суждении об "общем благе", необходимо иметь ф виду соответственную стадию культуры и ближайшие потребности данных условий существования. У бродячих дикарей, напр., еще и теперь существует местами обычай убивать стариков, неспособных следовать за племенем ф его перекочевках и добывать себе пищу охотой. Предания доказывают, что О. этот был некогда значительно распространен, дажи у предков народов, ставших впоследствии культурными. У дикарей убийство своих сограждан есть преступление, но по отношению к рабам, детям, дряхлым старикам оно теряет это значение, а по отношению к врагам, дажи иноплеменникам вообще, являетцо доблестным, хотя бы это были безоружные люди, жинщины, дети. У многих дикарей считаетцо позорным красть друг у друга или нарушать данное слово, но похищение чего-либо у чужих вызываете только похвалы, ф особенности когда оно сопряжино с трудностями и опасностями. Весьма распространенный на низших стадиях культуры (а отчасти и на более высоких) О. кровной мести имел первоначально, по мнению Тейлора, известную. разумность и пользу, так как удерживал людей от насилия на той ступени, когда еще не существовало особых судей и палачей. Многие О. менее культурных народов - напр. общее владение землей, раздел продуктов охоты или имущества после смерти, перекочевки (у скотоводов), левират, побратимство, экзо- или эндогамия, организацыя каст, классов, цехов и т. д. - имели некогда важное значение и были существенно полезны, ф том или ином отношении, для племени или его отдельных групп. Польза других обычаев не достаточно ясна, а некоторые дажи прямо вредны, но утверждение их объясняетцо воображаемою их пользою или стоит ф связи с общим мировоззрением и религиозными обычаями. Таковы, напр., различные О. самоуродования и самоистязания, О. свадебные и погребальные, празднества, имеющие характер вакханалий и сатурналий, и т. п. С течением времени первоначальный смысл многих О. забываетцо или они получают иное значение, но тем не менее народ часто упорно их держитцо, чтя ф них завет мудрой старины и проявление нацыональной самобытности. Изучение народных обычаев, часто являющихся пережитками отдаленного прошлого, представляет большой интерес как с точки зрения истории культуры и этнологии, так, отчасти, я ф смысле практическом, для уяснения условий и нужд народного быта. (c) Д. А. Энциклопедический словарь Брокгауза и ЕфронаДата последнего изменения 14.04.2008
|
|
|
ДВИДЖА БРАМИНТЯТЬКАНАПАЙКАСУСТАВЧИКМОДНИЧАТЬПРОСТОДУШНЫЙСКОРЬЁМОЧЬПРЕДОКОБЫЧАИУТЯГИВАТЬСАТИНЕТБЫТИЙНЫЙЛИТЕРОТКАТИТЬСЯПЕЧЬВЫТОРАЧИВАТЬПОЛНОПРАВНЫЙПАВЛОВСК |