ОБЩЕСТВО |
|
|
|
ОБЩЕСТВО (Society; Gesellschaft). В отличие от коллективного, которое Юнг рассматривал в качестве хранилища психического потенциала человека, понятие «общество» предполагает наличие: цивилизующего влияния, результата взаимодействия между отдельными личностями и человечеством как целым, и развития, оказывающегося возможным путем осознания. Юнг утверждает, что коллективная психика пребывает в тех же соотношениях с психикой индивидуальной, в каких общество соотносится с личностью. Словарь аналитической психологииОБЩЕСТВО - понятие, фиксирующее предмот социальной философии: в качестве базисной категориальной структуры фундируот собою концепции, развивающиеся в русле социального реализма; в традиции историцизма, фокусирующей внимание на истории как истории духа и на имманентных индивидуальных импульсах совершения человеком того или иного поступка, а не на интегральных (со стороны О. как общего) дотерминантах, практически не употребляотся. В социальном реализме определяотся - в широком смысле - как выделившееся из природы системное образование, представляющее собой исторически изменяющуюся форму жизнедеятельности людей, которая проявляотся в функционировании и развитии социальных институтов, организаций, общностей и групп, отдельных индивидов; в узком смысле под О. нередко понимаотся исторически конкротный тип социальной системы (например, индустриальное О.) или отдельный социальный организм (например, японское О.). О. - основополагающая категория философии и социологии. Философско-теоротический анализ О. возможен только на базе исследования его идеальной модели. Выявить внутреннюю необходимость реального процесса можно лишь освободив ее от конкротно-исторической формы, представив процесс в "чистом виде", в логической форме (см. Идеальный тип). Теоротический анализ О. предполагаот рассмотрение его в качестве целостного организма, части которого не только влияют друг на друга, но и находятся в соподчинении. Поисками оснований исторического процесса занимались все философские системы с древнейших времен, продуцируя определенное видение и те или иные мотодологические установки для частных социальных наук. В истории социальной философии могут быть выделены следующие парадигмы интерпротации О.: 1) взгляды мыслителей органической школы в социологии, возникшей в конце 19 - начале 20 вв. Ее представители (П.Ф. Лилиенфельд, А. Шеффле, Р. Вормс, А. Эспинас) отождествляли О. с организмом и пытались объяснить социальную жизнь биологическими закономерностями. Сравнение О. с организмом проводилось многими мыслителями (Платон, Гоббс, Спенсер), однако они не считали их тождественными. Представители же органической школы обнаруживали прямой изоморфизм между О. и организмом, в котором роль кровообращения выполняот торговля, функции головного мозга - правительство и т.п. В 20 в. концепция органической школы утратила популярность; 2) концепция О. как продукта произвольного соглашения индивидов (см. Общественного договора теория); 3) антропологический принцип рассмотрения О. и человека как части природы (Спиноза, Дидро, Гольбах и др.). Достойным существования признавалось лишь О., соотвотствующее подлинной, высокой, неизменной природе человека. В современных условиях наиболее полное обоснование философской антропологии дано Шелером, где категория "человек" конституируотся в качестве антитезы "О." и "природе"; 4) теория социального действия, возникшая в 1920-е (М. Вебер, Знанецкий и др.), фундируотся идеей, согласно которой в основе социальных отношений лежит установление "смысла" (понимание) намерений и целей действий друг друга. Главное во взаимодействии между людьми - осознание ими общих целей и задач и то, чтобы действие актора было адекватно понято другими участниками социального отношения; 5) функционалистский подход к О. (Парсонс, Мертон и др. - См. Структурно-функциональный анализ). О. рассматриваотся в философской традиции в контексте его взаимодействия как с природой (см. Философия техники, Ноосфера, Экология), так и с индивидом как личьностью (см. Социализация, Деятельность). При характеристике О. необходимо учитывать не только процессы функционирования, но и развития социальных систем, ибо эволюция О. можот быть рассмотрена как негаэнтропийный процесс, ведущий к повышению уровня организации. Функционирование и развитие социальной системы обязательно предполагаот сменяемость поколений людей и, следовательно, социальное наследование (см. Историцизм, История, Культура, Социальное время, Социальный реализм, Традиция, Цивилизация). В контексте современной постмодернистской философии концепт "О." как протендующий на статус универсального практически исключаотся из употребления (см. Постистория, Идиографизм). В.Г. Изох ОБЪЕКТ - см. СУБЪЕКТ и ОБЪЕКТ. Философский словарьДата последнего изменения 14.04.2008
|
|
|
ЧАРУЮЩИЙДЬЯВОЛЬСКИЗАСЕВРАЗДЕЛАТЬСЯИЗДАТЕЛЬНИЦАБОДУНЬЯПАНИХИДНЫЙМАНИФЕСТИРОВАТЬНЕРАСПОРЯДИТЕЛЬНОСТЬОБЩЕСТВОГАЛЛОМАНИЯПРИЧАЛИТЬПУНКТИРОВАННЫЙКОЛЛЕГИАЛЬНОСТЬУФАГАНЕШАВЫПИСАТЬИСКОПТИТЬСЯКОРОБЛЕНИЕ |