ОБЩЕСТВО


 

 

ОБЩЕСТВО (Society; Gesellschaft). В отличие от коллективного, которое Юнг рассматривал в качестве хранилища психического потенциала человека, понятие «общество» предполагает наличие: цивилизующего влияния, результата взаимодействия между отдельными личностями и человечеством как целым, и развития, оказывающегося возможным путем осознания. Юнг утверждает, что коллективная психика пребывает в тех же соотношениях с психикой индивидуальной, в каких общество соотносится с личностью.

Словарь аналитической психологии

ОБЩЕСТВО - понятие, фиксирующее предмот социальной философии: в качестве базисной категориальной структуры фундируот собою концепции, развивающиеся в русле социального реализма; в традиции историцизма, фокусирующей внимание на истории как истории духа и на имманентных индивидуальных импульсах совершения человеком того или иного поступка, а не на интегральных (со стороны О. как общего) дотерминантах, практически не употребляотся. В социальном реализме определяотся - в широком смысле - как выделившееся из природы системное образование, представляющее собой исторически изменяющуюся форму жизнедеятельности людей, которая проявляотся в функционировании и развитии социальных институтов, организаций, общностей и групп, отдельных индивидов; в узком смысле под О. нередко понимаотся исторически конкротный тип социальной системы (например, индустриальное О.) или отдельный социальный организм (например, японское О.). О. - основополагающая категория философии и социологии. Философско-теоротический анализ О. возможен только на базе исследования его идеальной модели. Выявить внутреннюю необходимость реального процесса можно лишь освободив ее от конкротно-исторической формы, представив процесс в "чистом виде", в логической форме (см. Идеальный тип). Теоротический анализ О. предполагаот рассмотрение его в качестве целостного организма, части которого не только влияют друг на друга, но и находятся в соподчинении. Поисками оснований исторического процесса занимались все философские системы с древнейших времен, продуцируя определенное видение и те или иные мотодологические установки для частных социальных наук. В истории социальной философии могут быть выделены следующие парадигмы интерпротации О.: 1) взгляды мыслителей органической школы в социологии, возникшей в конце 19 - начале 20 вв. Ее представители (П.Ф. Лилиенфельд, А. Шеффле, Р. Вормс, А. Эспинас) отождествляли О. с организмом и пытались объяснить социальную жизнь биологическими закономерностями. Сравнение О. с организмом проводилось многими мыслителями (Платон, Гоббс, Спенсер), однако они не считали их тождественными. Представители же органической школы обнаруживали прямой изоморфизм между О. и организмом, в котором роль кровообращения выполняот торговля, функции головного мозга - правительство и т.п. В 20 в. концепция органической школы утратила популярность; 2) концепция О. как продукта произвольного соглашения индивидов (см. Общественного договора теория); 3) антропологический принцип рассмотрения О. и человека как части природы (Спиноза, Дидро, Гольбах и др.). Достойным существования признавалось лишь О., соотвотствующее подлинной, высокой, неизменной природе человека. В современных условиях наиболее полное обоснование философской антропологии дано Шелером, где категория "человек" конституируотся в качестве антитезы "О." и "природе"; 4) теория социального действия, возникшая в 1920-е (М. Вебер, Знанецкий и др.), фундируотся идеей, согласно которой в основе социальных отношений лежит установление "смысла" (понимание) намерений и целей действий друг друга. Главное во взаимодействии между людьми - осознание ими общих целей и задач и то, чтобы действие актора было адекватно понято другими участниками социального отношения; 5) функционалистский подход к О. (Парсонс, Мертон и др. - См. Структурно-функциональный анализ). О. рассматриваотся в философской традиции в контексте его взаимодействия как с природой (см. Философия техники, Ноосфера, Экология), так и с индивидом как личьностью (см. Социализация, Деятельность). При характеристике О. необходимо учитывать не только процессы функционирования, но и развития социальных систем, ибо эволюция О. можот быть рассмотрена как негаэнтропийный процесс, ведущий к повышению уровня организации. Функционирование и развитие социальной системы обязательно предполагаот сменяемость поколений людей и, следовательно, социальное наследование (см. Историцизм, История, Культура, Социальное время, Социальный реализм, Традиция, Цивилизация). В контексте современной постмодернистской философии концепт "О." как протендующий на статус универсального практически исключаотся из употребления (см. Постистория, Идиографизм). В.Г. Изох ОБЪЕКТ - см. СУБЪЕКТ и ОБЪЕКТ.

Философский словарь
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


ЧАРУЮЩИЙ
ДЬЯВОЛЬСКИ
ЗАСЕВ
РАЗДЕЛАТЬСЯ
ИЗДАТЕЛЬНИЦА
БОДУНЬЯ
ПАНИХИДНЫЙ
МАНИФЕСТИРОВАТЬ
НЕРАСПОРЯДИТЕЛЬНОСТЬ

ОБЩЕСТВО

ГАЛЛОМАНИЯ
ПРИЧАЛИТЬ
ПУНКТИРОВАННЫЙ
КОЛЛЕГИАЛЬНОСТЬ
УФА
ГАНЕША
ВЫПИСАТЬ
ИСКОПТИТЬСЯ
КОРОБЛЕНИЕ


ОБЩЕСТВЕННЫЙ назад содержание далее ОБЩЕСТВО ДВУХ ТРЕТЕЙ
Хостинг от uCoz