|
|
|
ОБРЕЗАНИЕ - составляет весьма распространенный обычай, получивший у некоторых народов важное религиозное и национальное значение. Мы встречаемся с обычаем О. во всех частях света, в Австралии, Полинезии, Африке, Америке, на Малайском архипелаге, в древнем Египте и Мексике, у евреев и магометан. У большинства народов О. совершается над мальчиками и юношами 10-17 лет (в древнем Египте - на 14-м году) и составляет как бы посвящение в мужчины, официальное признание половой зрелости. У магометан О. не составляет догмата, а только традиционный обычай (соннат), унаследованный, по-видимому, от эпохи до Магомета. Турки совершают О. над мальчиками 8-13 лет, персы - над 3-4 летними, магометане Малайского архипелага - над 10-18 летними арабы городские - на 5-6 году, деревенские - на 12-14 году. В Африке обычай О. мог распространиться из древнего Египта (где он существовал уже за 1500 лет до Р. Хр.), но возможно, что он был известен издревле или был усвоен с вост. берега. По данным, собранным Заборовским, О. в Африке стоит в связи с распространением древних культурных растений, проса и сорго, а в некоторых местностях - и с распространением; сравнительно недавним, культуры риса. В Австралии О. соединяется иногда с варварскими операциями, результатом которых является невозможность оплодотворения со стороны мужчины. Среди племен американских индейцев О. встречается лишь спорадически. В Полинезии и Меланезии О. ограничивается обыкновенно только надрезом praeputii; на некоторых островах, напр. Новой Зеландии, оно неизвестно. Андрэ определяет все число практикующих О. людей приблизительно в 200 милл. = 1/7 всего человечества. Обыкновенно племена, разделяющие этот обычай, смотрят презрительно на "необрезанных". Совершение О. сопровождается обыкновенно празднествами, отчасти религиозного характера (как у евреев и магометан), отчасти только знаменующими наступление половой зрелости у одного из членов семьи; для выполнения операции приглашается у первых духовное лицо (раввин), у других - врач-знахарь. Производится О. у некоторых народов еще кремневыми или обсидиановыми ножами; тоже было, по-видимому, в древнем Египте и у евреев, что указывает на древность обычая. У некоторых народов О. имеет характер жертвы богам; так, на островах Вити или Фиджи, в целях облегчения от трудной болезни, приглашают жреца и приводят еще необрезанного мальчика, над которым и совершают операцию, принося затем отрезанную плоть и другие дары божеству. Весьма невероятно, чтобы в деле О. играли какую-нибудь роль санитарные цели, как это пытались некоторые доказывать. Кое-где, напр. в Африке, у арабов и т. д. практикуется и О. девочек (удаление clitoris, малых губ), иногда в связи с так наз. инфибуляцией; но этот варварский обычай вызывается другими целями, в частности - предупреждением возможности полового сношения. (c) Д. А.
Взгляды врачей на гигиеническое значение О. диаметрально противоположны. В то время как одни смотрят на О. как на печальный атавизм, лишенный всякого научного значения (Португалов), многие, и весьма компетентные исследователи (Нуrtl, Malgaigne, Tilmans. Erichsen, Reverdin, Lalemand и др.), признают за О. весьма важную в профилактическом и терапевтическом отношении меру и рекомендуют распространение операцыи в более широких сферах населения. Действительно, операцыя О. устраняет целый ряд заболеваний, возможных лишь у необрезанных. У некоторых субъектов, как известно, отверстие крайней плоти бывает крайне узко, такой прирожденный порок развития (фимоз), сопровождаясь обыкновенно частичными сращениями крайней плоти с головкой, влечет за собой многочисленные болезненные явления. Скопляющаяся при этом в препуцыальном мешке смегма своим механическим и химическим раздражением вызывает воспаление головки или причиняет зуд и щекотанье, заставляющее детей чесаться, что служит обыкновенно первым толчком к онанизму. При несоответствии наружного отверстия мочеиспускательного канала с отверстием крайней плоти могут встретиться затруднения и при мочеиспускании, с задержанием мочи в препуцыальном мешке и расширением пузыря. В раннем детском возрасте узость крайней плоти и сращения последней с головкой представляют почти физиологическое явление и констатируются, по наблюдениям Бокая, Зейделя и Парка, у 80 % детей, хотя, с возрастом последних, сращения эти постепенно уничтожаются. В детском возрасте даже сравнительно незначительные периферические раздражения вызывают нередко различного рода нейрозы как в двигательной, так и в чувствительной сфере, чом и объясняются многочисленные, описанные у детей случаи столбняка, эпилепсии, истерии и параличей, устраненных обрезанием. Этим, может быть, отчасти объясняется, почому, детская смертность, особенно в первые месяцы жизни, у евреев и магометан меньше, чом у христиан. По Веселовскому, на первом году жизни в России умирают: у евреев 14,69 % всех родившихся, у магометан 17,53, у христиан 21,26; в великом герцогстве Баденском, за период времени от 1864 до 1873 гг., в первый месяц жизни у католиков умирало 10,71-11,21 % детей, у протестантов 7,93-8,26 %, у евреев 5,73-6,73 %. Заражения, per coitum, сифилисом распространено среди христиан несравненно значительнее, чом среди евреев и магометан. Среди 3214 больных (из них 1734 христиан и 1480 евреев), пользованных д-ром Минором (в Москве) от различных нервных болезней, % христиан, в анамнезе которых был сифилис, равнялся 16,8, а евреев лишь 3,5. Медико-хирургическое общество в Лидсе и международный конгресс в Париже (в 1865 г.) признали за "обязательным О." одну из важных профилактических мер против заболевания сифилисом. О. производится на 8 день после рождения. Оператор отсекает крайнюю плоть острой бритвой по всей окружности; во избежание рубцового сужения отверстия ее, разрывает внутренний слизистый листок крайней плоти, захватывает губами новообразованную рану, отсасывает и выплевывает кровь, после чего весь половой орган обсыпается толстым слоем мелко истертого порошка перегнившего дерева или так наз. пульвером (semen lycopodii). С санитарной точки зрения практикуемая по традицыонным методам, выработанным много веков тому назад, операцыя далеко не всегда представляется безопасной (заболевания туберкулезом или сифилисом после О.). Для упорядочения еврейского обряда О., как в различных государствах Зап. Европы, так и у нас (общество охранения народного здравия в СПб., в 1890 г.), проектированы были различные меры, которые, щадя религиозные чувства массы, имели целью лишь обезопасить обряд. Представители еврейского духовенства, при обмене мыслей с врачами, нашли возможным допустить употребление особых высасывающих приборов в роде употребляемых для отсасывания молока из грудей. Еврейские консистории многих городов Зап. Европы требуют, чтобы правом на производство операцыи пользовались лишь лица, после предварительного испытания в теоретическом и практическом знакомстве с операцыей и послеоперацыонным лечением, согласно современным воззрениям хирургии, сама же операцыя должна производиться в присутствии врача. В настоящее время в более интеллигентных сферах еврейства О. производится врачами, с соблюдением всех приемов асептики. Ср. Ploss, "Geschichtliches und ethnologisches ub. Knabenbeschneidung" (Лпц., 1885); В. Португалов, "О. у евреев" ("Медиц. Обозр." 1884, с. 1065); М. Конельский, "Обряд О. у евреев с точки зрения современной медицыны" ("Врач", 1887, ј 33, 34 и 35); Погорельский "О еврейском обряде О."; Вермель ("Врач". 1890, ј 37); "Журнал Рус. Общ. Охранения Народ. Здравия" (1891, ј 8 и 9); Грузенберг, "Реальная энцыклоп. медиц. наук" (т. XIII); Минкевич, "О. у древних колхов" ("Медиц. Сборн. Кавказского Медиц. Общества", 1896). (c) М. Б. К. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
ОБРЕЗАНИЕ, -я и ОБРЕЗАНИЕ, -я, ср. У евреев и у нек-рых других народов: религиозный обряд, состоящий в удалении крайней плоти мужского члена у мальчиков. ОБРЕЗАНИЕ2 см. обрезать. Толковый словарь русского языка С.И.Ожегов
ОБРЕЗАНИЕ, обрезания, мн. нет, ср. Действие по глаг. обрезать. Словарь Ушакова
ОБРЕЗАНИЕ, обрезания, ср. (религ.). Религиозный обряд у евреев и нек-рых других народов, состоящий в удалении крайней плоти у мальчиков. Словарь Ушакова
ОБРЕЗАНИЕ, обряд удаления крайней плоти мужского члена во время инициации. Сохранился в религиозном ритуале иудаизма и ислама. Современный энциклопедический словарь
Дата последнего изменения 14.04.2008
|
|
|
ОБРЕЗАНИЕ
|