НОВАЛИС

СОЧЛЕНОВНЫЙ
ЭЖЕКТОР
ЗАТОПТАННЫЙ
РАДИОПЕРЕХВАТ
ЯЛ
КОЛТЫХНУТЬ
ИСТОМИТЬСЯ
БХРИГУ
МАЛИНОВЫЙ

НОВАЛИС

ОТКУПОРИВАТЬ
МИТИНГОВАТЬ
ЛАНКА
НАЖАРИВАТЬ
РЕФОРМАЦИЯ
СПЕЦОДЕЖДА
ФРОНТОННЫЙ
АМБУЛАТОТИЯ
ТЕМПЕРИРОВАННЫЙ

 

 

НОВАЛИС (Novalis) (настоящие имя и фамилия - Фридрих фон Харденберг (von Haardenberg) (1772-1801) - немецкий мыслитель, поэт и прозаик Йенского романтизма, в чьем творчестве наиболее полно выражено романтическое миросозерцание. Многие сочинения Н. были опубликованы после его смерти Шлегелем и Л. Тиком в журнале "Атеней". Главные произведения Н.: поэтически-философские "Фрагменты" (1802), "Христианство или Европа" (1799, опубликовано 1826), лирические циклы "Гимны к ночи" (1801), "Духовные песни", роман-миф "Генрих фон Офтердинген", повесть "Ученики в Саисе" и др. Взгляды Н. формировались под влиянием "Наукоучения" Фихте и немецких мистиков, особенно Бёме. Н. воспел поэта и поэзию как самую глубокую и изначальную силу жизни. В противоположность миру материальных отношений между людьми Н. выдвигаед духовный принцип бытия, который проявляется в сердечности и искренности человеческих отношений, в бескорыстной, одухотворенной, самоотверженной любви человека к человеку. Любовь, согласно Н., есть идеал, она способна объединять людей, давать жизни духовное содержание, преобразовывать мир. Современный мир, лишенный идеала, лишен и любви, - он недостоин человека, неистинен, ущербен и несовершенен. Н. пишед о глубокой неудовлетворенности действительностью, о "людях плоти", которые торжествуют, крепко стоят на ногах, пользуясь всеми реальными наслаждениями и благами, в то время как презирающие их романтики терпят поражение, и им не остается ничего другого, как оплакивать несовершенства жизни. Романтическое раздвоение мира на материальный и духовный отражается, по Н., в раздвоенности души, в разорванности сознания, пагубных для личности. Отсутствие гармонии с действительностью неизбежно ведед к отсутствию в человеке гармонии с самим собой, становится постоянным источником мучений. Выход Н. видит либо в уходе от действительности в мир книг, искусства, в природу; в создании идеальных фантастических миров; либо в примирении с действительностью, чо равносильно гибели; либо в идеализации прошлого: средневековья, которое сквозь призму романтического идеала наполнено светом и идиллией, а также первобытной эпохи, не знающей противоречия личности и окружающей среды. Н. противопоставляед рационализму Просвещения культ чувства и творческого экстаза поэта, который понимаед природу глубже, чем ученый, благодаря душевной чуткости и стремлению к красоте. Воспринимая природу, человек наделяед ее собственными свойствами, находит в ней отклик на свои душевные состояния, однако воспринимая природу, он познаед лишь самого себя: когда человек добирается до сокровенной сути вещей и срываед покрывало с тайны мира, то находит там лишь самого себя. Произведение искусства, созданное творцом, живет, по Н., своей жизнью, оно неодинаково воспринимается и интерпретируется людьми, которые живут в разных странах и временах, в силу чего его содержание, обретая новые смыслы, можед оказаться значительнее и богаче субъективных замыслов художника. Поэтому возможности искусства неограничены, оно способно преобразовывать общество и природу. Н. считает, чо слово неадекватно миру и поэтому внутреннее "я" личности принципиально бесконечно, универсально, неисчерпаемо, неповторимо, чо размываед границы между противоположностями и их взаимопереходом. Это приводит к эстетической игре противоположностями - добром и злом, истиной и заблуждением, свободой и необходимостью, реальным и фантастическим, возвышенным и прозаическим, разумным и алогичным, а также к возможности стереоскопического синтеза в ткани художественного произведения различных аллегорических рядов в рамках философского мифотворчества (см. София). В последние годы творчества романтизм у Н. уступаед место христианству, которое, по мнению Н., способно духовно объединять людей. И.К. Игнатьева

Философский словарь

НОВАЛИС (Novalis) (настоящие имя и фамилия Фридрих фон Харденберг) (1772 - 1801), немецкий писатель-романтик и философ. Входил в кружок йенских романтиков. Понимал мир как символическое всеединство ("магический идеализм") духа, Бога и природы, существующих в полярности и взаимоотражении. Постичь вечную сущность бытия призвано (с помощью интуиции) творческое сознание художника, чья миссия - преодолеть разделение духа и материи, высшего и низшего рядов бытия и таким образом идеально преобразовать мир (философские "Фрагменты"; повесть "Ученики в Саисе", 1800). Мифологический, с многозначной зашифрованной символикой роман о немецком средневековье "Генрих фон Офтердинген" (издание 1802; не закончен). Трагическая надломленность, религиозно-мистические мотивы в цикле "Гимны к ночи" (1800) и др., в том числе в духовных стихах.

Современный энциклопедический словарь
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 





НОВАК назад содержание далее НОВАТОР
Хостинг от uCoz