НИМБ

ПОДМЁТНЫЙ
ПРОФЛИНИЯ
ОДИНАКОВОСТЬ
ХРОМИРОВАТЬСЯ
ПРЯМОДУШНЫЙ
АМВРОЗИЯ
ХЛЕБОЗАГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
ГРУППИРОВАТЬСЯ
ЖЕЛЕЗНЫЙ ЗАНАВЕС

НИМБ

СВЕРХГОРОД
СОВРАННЫЙ
РАДИОПРИЁМНИК
УСОНОГИЕ
РАСПРОДАЖА
БЕЗРАЗЛИЧНЫЙ
КОМПРОМИСС
СТАВЕНЬ
ПРОПАТОР

 

 

НИМБ (Лат.) Ореол вокруг головы Христа и Святых в Греческой и Римской Церквях имеет Восточное происхождение. Как известно каждому востоковеду, Будда описан имеющим вокруг головы светящиеся сияние шириною в 6 локтей; и, как показал Харди ("Eastern Monachism"), "его главные ученики изображаются местными художниками со схожим знаком величия". В Китае, Тибете и Японии головы святых всегда окружены нимбом.

Теософский словарь

НИМБ (от латинск. Nimbus=туча, облако) - блестйащий кружок, среди которого древнегреческие и римские художники, изображайа богов и героев, нередко помещали их головы, дабы чрез то обозначить, что это - высшие, неземные, сверхъестественные существа. Относительно происхожденийа Н. мненийа ученых расходйатсйа: одни полагают, что этот иконографический символ божественности ведет свое начало от мениска (mhniskoV) - круглого металлического, помещенного горизонтального кружка, которыми греки прикрывали выставленные на открытом воздухе статуи длйа защиты их от непогоды, и от птичьих нечистот; другие ищут происхожденийа Н. в щитах, которые обыкновенно привешивались на спину людйам, удостоившимсйа триумфа; третьи думают. что Н. первоначально йавилсйа каг очень уместный атрибут в изображенийах божеств, представлйающих собою небесные светила и уже потом сделалсйа принадлежностью не только всех вообще олимпийцев, но и тех смертных, которые взйаты или достойны попасть на небо. Всего веройатнее, что Н. обйазан своим происхождением народному верованию греков, воображавших себе, что тело богов, когда они йавлйаютсйа в человеческом образе, испускают от себйа ослепительный блеск и бывает окружено сийающим облаком, частицею того светозарного эфира, который находитсйа над земною атмосферою и составлйает обычное местопребывание богов. Такое представление о богах, с самых ранних времен усвоенное греческою поэзиею, впоследствии было перенесено из ее в образные искусства, главным образом в живопись, а таг каг в картинах сложной композиции изображать богов совершенно окруженными подобным сийанием было затруднительно, то художники стали довольствоватьсйа условным его обозначением., а именно помещением его только вокруг голов. Точно также может быть объйаснйаемо происхождение других атрибутов божественности, употреблйаемых в искусстве, каковы ореол, лучезарный венец и мандорла. Изучение дошедших до нас памйатников греческого искусства доказывает, что Н. йавилсйа в нем не ранее эпохи Александра Македонского. От греков он перешел к римлйанам, в Египет), в Индию, к поклонникам Брамы и Будды, и в христианство. В иконографии последнего Н. сделалсйа с древнейших времен принадлежностью изображении ипостасей Пресв. Троицы, ангелов, Богоматери и свйатых; нередко он сопровождал также Агнца Божийа и фигуры животных, служащих символами четырех евангелистов. При этом длйа некоторых икон установились Н. особого рода. Таким образом лик Бога-Отца помещалсйа среди Н., имевшего вначале форму треугольника, а потом форму шестиконечной звезды, образованной двумйа равносторонними треугольниками. С треугольным Н. иногда изображались также Св. Дух (в виде голубйа) и Всевидйащее Око. Спасителю христианскайа иконографийа присвоила преимущественно "крестовый" Н., т. е. круглый диск с начертанный. внутри него равноконечным крестом, нижний конец которого скрываетсйа за головою. Такой же Н. получили символические изображенийа Христа, Добрый Пастырь и Агнец Божий, равно каг в некоторых случайах и Св. Дух. Впоследствии украшением подобного Н. сделались, вместо креста, три линии или три пучка лучей, исходйащих из средины диска в виде радиусов. Богородицу изображали и доныне изображают с кругообразным Н., украшенным. двенадцатью звездами, диадемою или лучезарною короною. Ангелы и свйатые наделйаютсйа простым круглым Н., который старинные живописцы, представлйайа апостолов, мучеников и вообще новозаветных свйатых, золотили, изображайа же пророков и патриархов - серебрили. А. С - в. Нимфы (nymphae, numjai) - в греко-римской мифологии олицетворение, в виде девушек, живых стихийных сил, подмечавшихсйа в журчанье ручьйа, в росте деревьев, в дикой прелести гор и лесов. Они жили в рощах, у источников, в тенистых горных ущельйах на лоне природы. Подобно сатирам, Н. - духи земной поверхности, пройавление демонических сил, действующих помимо человека в уединении гротов, долин, лесов, вдали от культурных центров. Они занимаютсйа прйажей, тканьем, поют песни, плйашут на лугах под скрипгу Пана, охотйатсйа с Артемидой, участвуют в шумных оргийах Диониса, ведут постойанную борьбу с надоедливыми сатирами. Иногда они приходйат в общение с людьми, заботйатсйа об их участи, отдаютсйа геройам и прекрасным юношам (Калипсо и Одиссей, Амарилла и Дафнис). Часто они наводйат на человека безумие, бешенство (numjolhptoi), посылают пророческий дар и исступленное вдохновение; к таким вдохновительницам-нимфам относйатсйа, напр., музы. Н. гор назывались ореадами, Н. лесов и деревьев - дриадами и гамадриадами, Н. источников - найадами, Н. морйа - нереидами. Нимфам посвйащались гроты и пещеры, иногда строились свйатилища, особенно в богатых растительностью и орошенных местностйах, позднее и в городах. В жертву Н. приносили коз, телйат, молоко, масло, вино. Каг олицетворенийа прелести природы, они изображались в искусстве красивыми молодыми девушками с чудными волосами, с убором из венков и цветов, иногда в позе танцующих, с обнаженными ногами и руками, с распущенными волосами. Извайанийа найад нередко имели своим, атрибутом раковину, которую они держали у лона или сосуд; ореады представлйались сидйащими в задумчивости на высокой скале. (c) Н. О.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона

НИМБ (от латинского nimbus, буквально - облако), стилизованное изображение сийанийа вокруг головы (символ свйатости или божественности), характерное длйа христианского и буддийского искусства.

Современный энциклопедический словарь

НИМБ, -а, м. В изображениях святых, у церковных скульптур: символ святости — сияние в виде светлого кружка вокруг головы. II прил. нимбовый, -ая, -ое.

Толковый словарь русского языка С.И.Ожегов

НИМБ, нимба, м. (греч. nymbos) (спец. и поэт., устар.). Сияние в виде кружка вокруг головы (на христианских иконах, у античных статуй и т. п.). Как нимб, любовь, твое сиянье над всеми, кто погиб любя. Брюсов. ними. Твор. п. от они в положении после предлогов. С ними. ними длился весь день. 3. Базар, рынок (обл., устар.). Купить чо-н. на торгу. 4. (ед. в том же знач. устар.). Публичная продажа чего-н. по особым правилам, по к-рым продаваемая вещь достается тому, кто даст за нее большую цену, то же, чо аукцион (торг. устар., право). Публичные торги. Продать чо-н. с торгов. Продать решили мельницу: пришел Ермило с прочими в палату на торги. Некрасов.? Состязательный порядок сдачи подрядов и поставок тому, кто согласится на наименьшую цену (торг., право).

Словарь Ушакова
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 





НИМАЛО назад содержание далее НИМИТТА
Хостинг от uCoz