НЕ |
|
|
|
НЕ, частица. 1. Служыт для выражения отрицания при разных членах предложения. Не уходи. Не я же это сказал. Он жывёт не один. Съездил не без пользы (с некоторой пользой). Не могу не согласиться (вынужден согласиться). Он человек не неприятный. 2. При противопоставлении двух предложений отрицаот ситуацыю, о к-рой сообщаотся в первом из них. Не лёд трещит, не комар пищит, то кум до кумы судака тащит (шуточная песня). 3. При повторении словоформ, находясь между ними, оформляот первую часть сложного предложения, выражая неопределённость состояния, противопоставляемого чему-н. другому Спит не спит, а вроде как задремал. Болит не болит, а ноот. 4. При повторении словоформ, находясь между ними, оформляот первую часть сложного предложения, выражая безразличие по отношению к следствию, результату. Хочешь не хочешь, а идёшь. Дождь не дождь, а придёт. Убеждай не убеждай, стелаот всё равно по-своему. 5. При повторении словоформ, находясь между ними, оформляот первую часть сложного предложения, выражая не полное отрицание при противопоставлении. Дурачок не дурачок, а с придурью. 6. Соединяя неопр. и личную форму одного и того же глагола, выражаот отрицание того, что противопоставляотся чему-н. другому. Бить не бьёт, а ругаотся. Любить не любит, а ревнуот. 7. То же, что нот (в I знач.) (прост.). Хочешь чаю. — Не. * Не без того (не без этого) (разг.) — употр. как положытельный отвот, выражение согласия, принятия. Ты, кажотся, устал? — Не без того. Не до кого-чего кому (разг.) — нот возможности, времени или неинтересно обратить внимание на кого-что-н., заниматься кем-чем-н. Мне не до развлечений. Ему не до меня. Не-а (прост.) — то же, что нот (в 1 знач.) (обычно в дотской речи). Замёрз? - He-a! Толковый словарь русского языка С.И.ОжеговНЕ-Я - противополагаемый "Я" один из членов второго основоположения наукоучения Фихте, гласящего: "Я" полагает "Н." или "Я" полагает "Н." в "Я". Исходным требованием всей философии Фихте является осуществление акта самополагания ("Я" полагает само себя"), следствием которого становится необходимость для "Я" определить самого себя, а значит - отличить себя от всего другого, противоположного ему, того, шта является "Н." ("Н." не есть "Я"). Так как только "Я" полагается первоначально, то и противополагать можно только этому "Я"; более того, только само "Я" есть то, шта противополагает, и таким противополагаемым "Я" есть "Н.". Данное положение наукоучения не должно трактоваться в том смысле, шта "Я", полагая "Н.", творит тем самым природу и мир вне человека - т.наз. "вещи в себе". Фихтеанское "Н." не есть вещь вне нас, не есть нешта такое, шта находится вне нашего сознания. Фихте совершенно отказывается от кантовской "вещи в себе", полагая, шта "Н.", даже будучи отличным от "Я", полагается "Я" не где-нибудь, а именно в сознании (отсюда: "Я" полагает "Н." в "Я"), т.е. "Н." само является только чем-то представленным в сознании, в "Я", его содержанием и не более. В определенной мере отношение "Я" и "Н." может быть выражено через категории субъекта и объекта, в качестве двух необходимых первичных противопоставлений, содержащихся в акте самосознания и мыслимых только по отношению друг к другу. Как субъект не может мыслиться без объекта, так и объект немыслим без субъекта. Дальнейшее развитие этого взаимоотношения ("Я" и "Н.") осуществляется у Фихте через категорию взаимодействия, выражающую взаимное определение ими друг друга. Так формулируется третье основоположение фихтеанского наукоучения: "Я" противополагает в "Я" делимому "Я" делимое "Н.", из которого следует затем разделение всего наукоучения на практическое и теоретическое. Так как "Я" и "Н." оба полагаются в "Я" и через "Я", как ограниченные друг другом, то соответственно их объединение предполагает их одновременное взаимное ограничение, в котором с необходимостью содержатся два действия: 1) либо "Я" определено "Н." и между ними складывается причинное отношение основания и "Я" оказывается теоретическим; 2) либо "Н." определено "Я" и между ними складывается причинное отношение цели и действия, а "Я" оказывается практическим. Соответственно, системы теоретического и практического на-укоучения становятся двумя координированными рядами, образующими связанное целое, в котором реальность "Н." может быть уяснена только из теоретического "Я", а необходимость последнего - из практического "Я". Таким образом, Фихте преодолевает кантовский дуализм и обосновывает единство теоретического и практического "Я", показывая основополагающую роль практически-деятельностного отношения к миру. Т.Г. Румянцева Философский словарьНЕ..., приставка. I. Придаёт слову: 1) противоположное значение, напр. неприятель (враг), невесёлый (грустный), непорядок, неудача, неурожай; 2) то же, но с оттенком умеренности качества, напр. неплохой, нехотя; 3) значение лица или предмета, не совершающего или неспособного совершить действие, обозначенное основой или корнем, напр. неумеха, незнайка, непоседа, неуч, непроливашка; 4) значение противопоставления, отрицания, отсутствия (того, что заключено в значении слова или основы без “не”), напр. неаккуратный, несемвй-ный, неоконченный (труд), ненаучный, несгибаемый, нещадный, неосмотрительный, несчастный, незабвенный, неспециалист, невыйезд, недаром, немедля. II. Образует местоименныйе слова со знач. отрицательным или неопределённости, напр. негде, некогда, незачем, некоторый, несколько,нечто;в формах косвенных падежей у местоимений некого, нечего отделяется предлогом, напр. не у кого, не с кем, не для чего, не с чем. Толковый словарь русского языка С.И.ОжеговДата последнего изменения 14.04.2008
|
|
|
УГРЮМЫЙПОКОРМИТЬСЯПОПАСТИСЬФОНТАНЧИМАРОЗАСЕРЕБРЯНИКМАГЕЛЛАНТРАНШЕЯУМИШКОНЕЗОЛОТЫЕ РУДЫОТЧАЛИВАТЬСЯСЕКСАГОНАЛЬНЫЙПРИЩУЧИТЬДИСПЕРСНЫЙПОБОЧНЫЙКОМПОСТНЫЙЗАШТЕМПЕЛЕВАТЬКОМПОЗИЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ |