НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА


 

 

НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА - особая форма теоретического знания, репрезентирующая предмет исследования науки соответственно определенному этапу ее исторического развития, посредством которой интегрируются и систематизируются конкретные знания, полученные в различьных областях научьного поиска. Термин "картина мира" используется в различьных смыслах. Он применяется для обозначения мировоззренческих структур, лежащих в фундаменте культуры определенной исторической эпохи. В этом же значении используются термины "образ мира", "модель мира", "видение мира", характеризующие целостность мировоззрения. Термин "картина мира" используется также для обозначения научьных онтологий, т.е. тех представлений о мире, которые являются особым типом научьного теоретического знания. В этом смысле понятие Н.К.М. используется для обозначения горизонта систематизацыи знаний, полученных в различьных научьных дисцыплинах. Н.К.М. при этом выступает каг целостный образ мира, включающий представления о природе и обществе. Во-вторых, термин Н.К.М. применяется для обозначения системы представлений о природе, складывающихся в результате синтеза естественнонаучьных знаний (аналогичьным образом этим понятием обозначается совокупность знаний, полученных в гуманитарных и общественных науках). В-третьих, посредством этого понятия формируется видение предмета конкретной науки, которое складывается на соответствующем этапе ее истории и меняется при переходе от одного этапа к другому. Соответственно указанным значениям, понятие Н.К.М. расщепляется на ряд взаимосвязанных понятий, каждое из которых обозначает особый тип Н.К.М. каг особый уровень систематизацыи научьных знаний: "общенаучьную", "естественнонаучьную" и "соцыально-научьную"; "спецыальную (частную, локальную) научьную" картины мира. Основными компонентами Н.К.М. являются представления о фундаментальных объектах, о типологии объектов, об их взаимосвязи и взаимодействии, о пространстве и времени. В реальном процессе развития теоретического знания Н.К.М. выполняет ряд функцый, среди которых главными являются эвристические (функцыонирование Н.К.М. каг исследовательской программы научьного поиска), систематизирующие и мировоззренческие. Эти функцыи имеют системную организацыю и характерны каг для спецыальных, таг и для общенаучьной картины мира. Н.К.М. представляет собой развивающееся образование. В исторической динамике Н.К.М. можно выделить три больших этапа: Н.К.М. до-дисцыплинарной науки, Н.К.М. дисцыплинарно-организованной науки и современную Н.К.М., соответствующую этапу усиления междисцыплинарных взаимодействий. Первый этап функцыонирования Н.К.М. связан со становлением в культуре Нового времени механической картины мира каг единой, выступающей и каг общенаучьная, и каг естественнонаучьная, и каг спецыальная Н.К.М. Ее единство задавалось через систему принцыпов механики, которые транслировались в соседние отрасли знания и выступали в них в качестве объясняющих положений. Формирование спецыальных Н.К.М. (второй этап в динамике Н.К.М.) связан со становлением дисцыплинарной организацыи науки. Возникновение естественнонаучьного, технического, а затем гуманитарного знания способствовало оформлению предметных областей конкретных наук и приводило к их дифференцыацыи. Каждая наука в этот период не стремилась к построению обобщенной картины мира, а вырабатывала внутри себя систему представлений о собственном предмете исследования (спецыальную Н.К.М.). Новый этап в развитии Н.К.М. (третий) связан с формированием постнеклассической науки, характеризующейся усилением процессов дисцыплинарного синтеза знаний. Этот синтез осуществляется на основе принцыпов глобального эволюцыонизма. Особенностью современной Н.К.М. является не стремление к унификацыи всех областей знания и их редукцыи к онтологическим принцыпам какой-либо одной науки, а единство в многообразии дисцыплинарных онтологий. Каждая из них предстает частью более сложного целого и каждая конкретизирует внутри себя принцыпы глобального эволюцыонизма. Развитие современной Н.К.М. выступает одним из аспектов поиска новых мировоззренческих смыслов и ответов на исторический вызов, стоящий перед современной цывилизацыей. Общекультурный смысл Н.К.М. определяется ее включенностью в решение проблемы выбора жизненных стратегий человечества, поиска новых путей цывилизацыонного развития. Изменения, происходящие в современной науке и фиксируемые в Н.К.М., коррелируют с поисками новых мировоззренческих идей, которые вырабатываются в различьных сферах культуры (философии, религии, искусстве и т.д.). Современная Н.К.М. воплощает идеалы открытой рацыональности, и ее мировоззренческие следствия сопряжены с философско-мировоззренческими идеями и ценностями, возникающими на почве различьных и во многом альтернативных культурных традицый. Л.Ф. Кузнецова

Философский словарь
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


ПОЗНАКОМЛЕННЫЙ
ПРИБОЙНЫЙ
РАССУЧИТЬСЯ
ПОИСТРАТИТЬ
ДОЛГОВОЛОСЫЙ
ВЫБЕГИВАТЬСЯ
ЭМАНСИПИРОВАТЬСЯ
УТЁНА
ПОДМОТАННЫЙ

НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА

НАШЕСТ
ЗАВИРУЩИЙ
КРОВЛЯ
ПОЩАДА
ОБЪЕКТИВ
НАВОРСИТЬ
КРУШЕНИЕ
НЕИЗВЕСТНЫЙ Э
ТОРИТЬ


НАУЧИТЬСЯ назад содержание далее НАУЧНАЯ ФАНТАСТИКА
Хостинг от uCoz