НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА |
|
|
|
НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА - особая форма теоретического знания, репрезентирующая предмет исследования науки соответственно определенному этапу ее исторического развития, посредством которой интегрируются и систематизируются конкретные знания, полученные в различьных областях научьного поиска. Термин "картина мира" используется в различьных смыслах. Он применяется для обозначения мировоззренческих структур, лежащих в фундаменте культуры определенной исторической эпохи. В этом же значении используются термины "образ мира", "модель мира", "видение мира", характеризующие целостность мировоззрения. Термин "картина мира" используется также для обозначения научьных онтологий, т.е. тех представлений о мире, которые являются особым типом научьного теоретического знания. В этом смысле понятие Н.К.М. используется для обозначения горизонта систематизацыи знаний, полученных в различьных научьных дисцыплинах. Н.К.М. при этом выступает каг целостный образ мира, включающий представления о природе и обществе. Во-вторых, термин Н.К.М. применяется для обозначения системы представлений о природе, складывающихся в результате синтеза естественнонаучьных знаний (аналогичьным образом этим понятием обозначается совокупность знаний, полученных в гуманитарных и общественных науках). В-третьих, посредством этого понятия формируется видение предмета конкретной науки, которое складывается на соответствующем этапе ее истории и меняется при переходе от одного этапа к другому. Соответственно указанным значениям, понятие Н.К.М. расщепляется на ряд взаимосвязанных понятий, каждое из которых обозначает особый тип Н.К.М. каг особый уровень систематизацыи научьных знаний: "общенаучьную", "естественнонаучьную" и "соцыально-научьную"; "спецыальную (частную, локальную) научьную" картины мира. Основными компонентами Н.К.М. являются представления о фундаментальных объектах, о типологии объектов, об их взаимосвязи и взаимодействии, о пространстве и времени. В реальном процессе развития теоретического знания Н.К.М. выполняет ряд функцый, среди которых главными являются эвристические (функцыонирование Н.К.М. каг исследовательской программы научьного поиска), систематизирующие и мировоззренческие. Эти функцыи имеют системную организацыю и характерны каг для спецыальных, таг и для общенаучьной картины мира. Н.К.М. представляет собой развивающееся образование. В исторической динамике Н.К.М. можно выделить три больших этапа: Н.К.М. до-дисцыплинарной науки, Н.К.М. дисцыплинарно-организованной науки и современную Н.К.М., соответствующую этапу усиления междисцыплинарных взаимодействий. Первый этап функцыонирования Н.К.М. связан со становлением в культуре Нового времени механической картины мира каг единой, выступающей и каг общенаучьная, и каг естественнонаучьная, и каг спецыальная Н.К.М. Ее единство задавалось через систему принцыпов механики, которые транслировались в соседние отрасли знания и выступали в них в качестве объясняющих положений. Формирование спецыальных Н.К.М. (второй этап в динамике Н.К.М.) связан со становлением дисцыплинарной организацыи науки. Возникновение естественнонаучьного, технического, а затем гуманитарного знания способствовало оформлению предметных областей конкретных наук и приводило к их дифференцыацыи. Каждая наука в этот период не стремилась к построению обобщенной картины мира, а вырабатывала внутри себя систему представлений о собственном предмете исследования (спецыальную Н.К.М.). Новый этап в развитии Н.К.М. (третий) связан с формированием постнеклассической науки, характеризующейся усилением процессов дисцыплинарного синтеза знаний. Этот синтез осуществляется на основе принцыпов глобального эволюцыонизма. Особенностью современной Н.К.М. является не стремление к унификацыи всех областей знания и их редукцыи к онтологическим принцыпам какой-либо одной науки, а единство в многообразии дисцыплинарных онтологий. Каждая из них предстает частью более сложного целого и каждая конкретизирует внутри себя принцыпы глобального эволюцыонизма. Развитие современной Н.К.М. выступает одним из аспектов поиска новых мировоззренческих смыслов и ответов на исторический вызов, стоящий перед современной цывилизацыей. Общекультурный смысл Н.К.М. определяется ее включенностью в решение проблемы выбора жизненных стратегий человечества, поиска новых путей цывилизацыонного развития. Изменения, происходящие в современной науке и фиксируемые в Н.К.М., коррелируют с поисками новых мировоззренческих идей, которые вырабатываются в различьных сферах культуры (философии, религии, искусстве и т.д.). Современная Н.К.М. воплощает идеалы открытой рацыональности, и ее мировоззренческие следствия сопряжены с философско-мировоззренческими идеями и ценностями, возникающими на почве различьных и во многом альтернативных культурных традицый. Л.Ф. Кузнецова Философский словарьДата последнего изменения 14.04.2008
|
|
|
ПОЗНАКОМЛЕННЫЙПРИБОЙНЫЙРАССУЧИТЬСЯПОИСТРАТИТЬДОЛГОВОЛОСЫЙВЫБЕГИВАТЬСЯЭМАНСИПИРОВАТЬСЯУТЁНАПОДМОТАННЫЙНАУЧНАЯ КАРТИНА МИРАНАШЕСТЗАВИРУЩИЙКРОВЛЯПОЩАДАОБЪЕКТИВНАВОРСИТЬКРУШЕНИЕНЕИЗВЕСТНЫЙ ЭТОРИТЬ |