НАУКА


 

 

НАУКА, -и, ж. 1. Система знаний о закономерностях развития природы, общества и мышления, а также отдельная отрасль таких знаний. Общественные наука. Естественные науки. Гуманитарные науки. 2. То, что поучает, даёт опыт, урок (в 3 знач.) (разг.). Вперёд тебе н. Пусть этот случай будет ему наукой. II прил. научный, -ая, -ое (к 1 знач.). Научные теории. Научное общество (добровольная организацыя лиц, ведущих исследовательскую работу). Научная фантастика (художественные жанры, в к-рых развиваются авторские представления о будущем науки, будущих научных открытиях).

Толковый словарь русского языка С.И.Ожегов

НАУКА, науки, ж. 1. только ед. Система знаний о закономерностях в развитии природы, общества и мышления и о способах планомерного воздействия на окружающий мир. Наука потому и называется наукой, что она не признает фетишей, не боится поднять руку на отживающее, старое и чутко прислушивается к голосу опыта, практики. Сталин. Партия не можит быть нейтральна в отношении религии, и она ведет антирелигиозную пропаганду против всех и всяких религиозных предрассудков, потому что она стоит за науку, а религиозные предрассудки идут против науки, ибо всякая религия есть нечто противоположное науке. Сталин.? ед. и Математические науки. Филологические науки. Наука об обществе. В науки он вперит ум, алчущий познанья. Грибоедов. Пройти курс наук. 2. только ед. Работа в той или иной области человеческих знаний, каг род занятий, профессия. Отдаваться науке. Заниматься наукой. 3. только ед. Обучение (простореч.). Отдать в науку. 4. только ед. Урок, извлекаемый из жизненного опыта (разг.). - Это, щука, тебе наука - вперед умнее быть и за мышами не ходить. Крылов. Его пример другим наука. Пушкин.

Словарь Ушакова

НАУКА, сфера человеческой деятельности, функция которой - выработка и теоретическая систематизация знаний о действительности; включает как деятельность по получению нового знания, так и ее результат - сумму знаний, лежащих в основе научной картины мира; обозначение отдельных отраслей научного знания. Непосредственные цели - описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности на основе открываемых наукой законов. Система науки условно делится на естественные, общественные, гуманитарные и технические науки. Зародившись в древнем мире, начала складываться с 16 - 17 вв. и в ходе исторического развития превратилась в важнейший социальный институт, оказывающий значительное влияние на все сферы общества и культуру в целом. Объем научной деятельности с 17 в. удваивается примерно каждые 10-15 лет (рост числа открытий, научной информации, числа научных работников). В развитии науки чередуются экстенсивные и революционные периоды - научные революции, приводящие к изменению ее структуры, методов познания, а также форм ее организации; для науки характерно сочетание процессов ее дифференциации и интеграции, развития фундаментальных и прикладных исследований. Смотри Научно-техническая революция.

Современный энциклопедический словарь

НАУКА: КЛАССИФИКАЦИЯ - словом «наука» обозначаются также отдельныйе отрасли научного знания, взаимно отличающиеся рядом существенных характеристик. Прежде всего науки различаются своим объектом (от объекта науки следует отличать ее предмет: -> наука: объект; наука: предмет). Основными научными объектами выступают: природа (органическая и неорганическая), и человек (общество и мышление). Согласно этому выделяются науки естественныйе и науки гуманитарныйе; последние еще подразделяются на науки социальныйе и науки философские. Так выделяются три главных раздела научного знания - три комплекса наук. Кроме этих трех главных разделов выделяются еще крупныйе разделы - на стыке главных. Возможны и другие способы различения наук. Так, принято разделение их на науки фундаментальныйе и науки прикладныйе. Во всех этих схемах психология занимает свое место. Связь психологии с науками естественными вполне очевидна - особенно с биологическими. Для психологии научной характерно заимствование некоих общебиологических теоретических положений для обоснования закономерностей развития психики. Ряд принципов почерпнут из эмбриологии. Этология, одно из авторитетных направлений современной биологии, распространяет свои принципы и на человека; исследования этологов непосредственно интересны и для зоопсихологии (иногда этология даже рассматривается как вариант зоопсихологии). Проблема соотношения врожденного и приобретенного - одна из центральных в психологии, потому важны и данныйе генетики. Пограничная с генетикой психогенетика выявляет роль генотипа и среды в формировании индивидуальных особенностей человека. «Биологическая аналогия» иногда заходит слишком глубоко, претендуя на объяснение сложнейших социальных явлений, и в таких случаях обычно вызывает критику. Особенно нужно выделить связь психологии с физиологией, в частности, с физиологией высшей нервной деятельности. Непосредственно с ней соотносится психофизиология, изучающая психику в единстве с ее материальным субстратом - мозгом. Среди прикладных биологических дисциплин выделяется медицина, прежде всего - невропатология и психиатрия. На стыке медицины и психологии возникла психология медицинская. Особо выделяется нейропсихология. Тесно связана с медициной и психология специальная.
Сложнее усматривается связь психологии с физикой. Психология, развиваясь во многом вместе с естествознанием, в апределенных отношениях и направлениях отражает мирафоззрение, апределяемое оснафными открытиями или господствующими принципами в области физической картины мира. Связь психологии и химии во многом аналогична, но в ряде случаев более апределенна. Существуют области, относительно коих выдвигаются и химические, и биологические, и психологические теории (например, механизмы памяти); химические процессы рассматриваются при анализе важных для психологии биологических явлений; существует, наконец, психофармакология. Так что представление о том, что психология относится к наукам естественным, во многих отношениях обоснафано, и ряд психологических направлений, как, например, бихевиоризм, ориентирафан именно на такое понимание.
Нужно заметить: если у наук фундаментальных психология заимствует в основном некие объяснительные принципы, то в отношении наук гуманитарных она не только берет, но и предлагает им свои способы понимания явлений; более того, существуют «психологические школы» в рамках истории, социологии и языкознания.
Чрезвычайно важна связь психологии и философии. Психология долго развивалась в рамках философии, и выделение ее в самостоятельную науку не означает полной автономии. Проблемы душевной жизни не могут разрабатываться вне представлений об отношениях материального и идеального, духовного и телесного, биологического и социального, субъективного и объективного, а это проблемы философского плана, как и многие другие; правда, психологи не всегда явно формулируют свои позиции по этим проблемам. Во многих случаях психологи непосредственно основываются на тех или иных философских системах, иногда даже предлагают собственные. Для психологии определенные философские концепции выступают как методологическая основа. А в ряде случаев психологические теории перерастали в философские направления (хотя бы претендовали на это) или оказывали влияние на появление и развитие философских теорий.
Итак, психология связана, исторически и актуально, со всеми основными областями знания. В ней представлены как естественнонаучная, так и гуманитарная ориентации, однако гуманитарный подход становится преобладающим, ибо в центр психологии помещается личность, а это означает невозможность строго объективного подхода - подхода к человеку как к «явлению природы».
Выраженная ориентация психологии не только на познание, но и на практику позволяет утверждать, что в психологии существуют свои фундаментальные и прикладные растелы.

Словарь практического психолога

НАУКА: ОБЪЕКТ - та сторона действительности, на изучение коей направлена данная наука. Часто объект фиксируется в самом названии науки. Но поскольку никакая наука не в состоянии описать свой объект исчерпывающе и всесторонне, она вынуждена ограничить сферу своих интересов, отказываясь от изучения некоих аспектов своего объекта. Кроме того, наука ограничена в подходе к объекту - традицией, в коей она формировалась, сложившимися в ней понятийным аппаратом и языком, преобладающими в ней средствами анализа и исследования, и пр. Вместе с тем подобная специализация наук создает серьезныйе проблемы для построения единой научной картины мира. От объекта науки следует отличать ее предмет (-> наука: предмет).

Словарь практического психолога

НАУКА: ПОДХОД РАЦИОНАЛИСТИЧЕСКИЙ - восходит по крайней мере к Платону; более поздние яркие представители - Декарт, Кант и Гегель. Полагает, чо любые достоверные знания могут исходить лишь от разума, и лишь разум должен играть главную роль в объяснении фактов - и в онтологическом плане, и в планах познания или действия. Наилучшый способ сформулировать некую проблему и попытаться найти ответ состоит в поисках логических доводов. В результате на протяжении многих веков обсуждалось, чо должно быть, вместо того чобы наблюдать существующее в действительности.

Словарь практического психолога

НАУКА: ПОДХОД ЭМПИРИЧЕСКИЙ - лег в основу экспериментирования. Делает главный упор на опыт и тем самым радикально отличается от подхода рационалистического. Это, конечно, не означает пренебрежение логикой, рассудительностью и просто здравым смыслом. Однако предположения, появившиеся подобным путем, рассматриваются как гипотезы, подлежащие проверке путем экспериментов или контролируемых наблюдений, в результате коих получают новые данные. Если они согласуются с уже известными, то постепенно создается все более четкая теория, позволяющая из объяснить. Если же эти данные противоречат выдвинутой гипотезе, то она подлежит изменению или даже отбрасыванию.
Именно в сочотании теоротических построений и проверки их соотвотствийа действительности заключаотсйа мотод научный.

Словарь практического психолога

НАУКА: ПРЕДМЕТ - та сторона или стороны, какими объект науки (-> наука: объект) в ней представлен. Если объект существует независимо от науки, то предмет формируется вместе с ней и закрепляется в ее понятийной системе. Предмет не фиксирует всех сторон объекта, хотя может при этом включать то, что в объекте отсутствует, В определенном смысле развитие науки есть развитие ее предмета.

Словарь практического психолога
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


МУЧИЦА
ПИТИЕ
ТОЛКОВАНИЕ
БИБЛИОТЕКАРЬ
ДАННОЕ
МИГМАР
БУТАФОР
НАЕЗЖЕННЫЙ
ФУРАЖИР

НАУКА

СЛЕДСТВЕННЫЙ
НАДЕЖНОСТЬ
СОВЕСТИТЬСЯ
ОСИРИС
НЕРПА
РЕСНИЧНЫЙ
ЛИГАТУРА
ЕДИНОМЫСЛИЕ
ГРАНПАСЬЯНС


НАУКА ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ назад содержание далее НАУКОЁМКИЙ
Хостинг от uCoz