НАУКА |
|
|
|
НАУКА - Сфера деятельности, основная функция коей - выработка знаний о мире, их систематизация, на основе чего возможны построение образа мира - научная картина мира, и способов взаимодействия с миром - научно обоснованная практика. Конечно, знания, вырабатываемые наукой, нельзя считать абсолютными. Тело науки составляют законы, формулируемые в рамках определенных теорий. Теория является самой развитой формой научного знания. Собственно развитие науки в основном и есть развитие и смена теорий. Новые теории охватывают все большее количество явлений и все надежнее служат практике, что позволяет говорить о возрастающей достоверности знания; это и определяет прогресс в науке. При этом нередки ситуации возвращения старых, как будто отвергнутых теорий, переосмысленных на ином уровне и обнаруживших новые возможности. Наука не ограничивается чистым теоретизированием. Ее развитие означает выход на новые области явлений, на новые взаимодействия с миром. Основной механизм развития научного знания - исследование научное, выполняемое на базе специальных методов исследования. Особое внимание уделяется совершенствованию этих методов. Хотя наука нередко претендует на свою исключительность в ряду способов познания мира и наибольшую достоверность и эффективность познания, все же она - не единственная форма познания и во многих отношениях связана с другими формами; что же касается достоверности получаемых знаний, то в ряде случаев науке приходится признать приоритет этих иных форм познания (=> познание: форма). Словарь практического психологаНАУКА - в широком смысле совокупность всяких сведений, подвергнутых некоторой умственной проверке или отчету и приведенных в известный систематический порядок, начиная от теологии, метафизики, чистой математики и кончая геральдикой, нумизматикой, учением о копыте кавалерийских лошадей. В более тесном смысле из области Н. исключаются, с одной стороны, все чисто фактические и технические сведения и указания, а с другой стороны - все чисто умозрительные построения, и она определяется как объективно-достоверное и систематическое знание о действительных явлениях со стороны их закономерности или неизменного порядка. Хотя на деле существуют только особые науки, но это не мешает говорить о Н. в единственном числе, подразумевая под этим общее свойство всех наук или самую научность, в неравной степени принадлежащую различным результатам познавательной деятельности человеческого ума. Существенные признаки Н., как таковой, или свойства научности сводятся к двум условиям: 1) наибольшей проверенности или доказательности со стороны содержания и 2) наибольшей систематичности со стороны формы. Оба эти условия ставят Н. в неизбежную связь с философией как такой областью, в которой 1) окончательно проверяются понятия и принципы, безотчетно предполагаемые различными науками, и 2) сводятся к всеобъемлющему единству все частные обобщения этих наук. В самом деле, математика, в высшей степени точно и доказательно определяющая всевозможные пространственные и числовые отношения, принимает самые понятия пространства и числа как готовые, без отчета и проверки; подобным образом естественные науки без доказательств принимают бытие материи и физического мира и постоянство естественных законов. С другой стороны, если между областями всех частных наук существует связь, не входящая ни в одну из научных специальностей, то эта связь не может быть определена и простым их сложением. Следовательно, если Н. в целом не хочет терять своего научного характера, оставаясь без полной доказательности своего содержания и без полной систематичности своей формы, она должна ждать от философии окончательных принципов своей достоверности и своего единства. Исторически несомненно, чо Н. и после того, как выделилась и стала самостоятельно развиваться, всегда получала из той или другой философской системы обосновывающие и объединяющие начала. В XVII и XVIII вв. такое значение для Н. имели картезианство и Лейбнице-Вольфова философия, а под конец - кантовский критицизм. В XIX в., после разочарования в натурфилософии Шеллинга и панлогизме Гегеля, большинство прогрессивных научных деятелей попало под влияние материалистической метафизики, которой невольно подчинялись и приверженцы французского позитивизма. В последние десятилетия замечался поворот к более глубокому и многостороннему объединению философии и науки, результат которого еще не выяснился. Энциклопедический словарь Брокгауза и ЕфронаНАУКА - особый вид познавательной дейательности, направленной на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире. Взаимодействует с другими видами познавательной дейательности: обыденным, художиственным, религиозным, мифологическим, философским постижинием мира. Н. ставит своей целью выйавить законы, в соответствии с которыми объекты могут преобразовыватьсйа в человеческой дейательности. Поскольку в дейательности могут преобразовыватьсйа любые объекты - фрагменты природы, социальные подсистемы и общество в целом, состойанийа человеческого сознанийа и т.п., постольку все они могут стать предметами научного исследованийа. Н. изучает их как объекты, функционирующие и развивающиесйа по своим естественным законам. Она можит изучать и человека как субъекта дейательности, но тожи в качестве особого объекта. Предметный и объективный способ рассмотренийа мира, характерный длйа Н., отличает ее от иных способов познанийа. Например, в искусстве отражиние действительности происходит как своеобразнайа склейка субъективного и объективного, когда любое воспроизведение событий или состойаний природы и социальной жизни предполагает их эмоциональную оценку. Отражайа мир в его объективности, Н. дает лишь один из срезов многообразийа человеческого мира. Поэтому она не исчерпывает собой всей культуры, а составлйает лишь одну из сфер, которайа взаимодействует с другими сферами культурного творчества - моралью, религией, философией, искусством и т.д. Признак предметности и объективности знанийа выступает важнейшей характеристикой Н., но он еще недостаточен длйа определенийа ее специфики, поскольку отдельные объективные и предметные знанийа можит давать и обыденное познание. Но в отличие от него Н. не ограничиваетсйа отражинием только тех объектов, их свойств и отношений, которые, в принципе, могут быть освоены в практике соответствующей исторической эпохи. Она способна выходить за рамки каждого исторически определенного типа практики и открывать длйа человечества новые предметные миры, которые могут стать объектами практического освоенийа лишь на будущих этапах развитийа цивилизации. В свое времйа Лейбниц характеризовал математику как Н. о возможных мирах. В принципе, эту характеристику можно отнести к любой фундаментальной Н. Электромагнитные волны, йадерные реакции, когерентные излученийа атомов были вначале открыты в физике, и в этих открытийах потенциально был заложин принципиально новый уровень технологического развитийа цивилизации, который реализовалсйа значительно позднее (техника электродвигателей и электрогенераторов, радио- и телеаппаратура, лазеры и атомные электростанции и т.д.). Постойанное стремление Н. к расширению полйа изучаемых объектов безотносительно к сегоднйашним возможностйам их массового практического освоенийа выступает тем системообразующим признаком, который обосновывает другие характеристики Н., отличающие ее от обыденного познанийа. Прежде всего это отличие по их продуктам (результатам). Обыденное познание создает конгломерат знаний, сведений, предписаний и верований, лишь отдельные фрагменты которого свйазаны между собой. Истинность знаний проверйаетсйа здесь непосредственно в наличной практике, так как знанийа стройатсйа относительно объектов, которые включены в процессы производства и наличного социального опыта. Но поскольку Н. постойанно выходит за эти рамки, она лишь частично можит оперетьсйа на наличные формы массового практического освоенийа объектов. Ей нужна особайа практика, с помощью которой проверйаетсйа истинность ее знаний. Такой практикой становитсйа научный эксперимент. Часть знаний непосредственно проверйаетсйа в эксперименте. Остальные свйазываютсйа между собой логическими свйазйами, что обеспечивает перенос истинности с одного высказыванийа на другое. В итоге возникают присущие Н. характеристики: системнайа организацийа, обоснованность и доказанность знанийа. Далее, Н., в отличие от обыденного познанийа, предполагает применение особых средств и методов дейательности. Она не можит ограничитьсйа использованием только обыденного йазыка и тех орудий, которые применйаютсйа в производстве и повседневной практике. Кроме них ей необходимы особые средства дейательности - специальный йазык (эмпирический и теоретический) и особые приборные комплексы. Именно эти средства обеспечивают исследование все новых объектов, в том числе и тех, которые выходйат за рамки возможностей наличной производственной и социальной практики. С этим жи свйазаны потребности Н. в постойанной разработке специальных методов, обеспечивающих освоение новых объектов безотносительно к возможностйам их сегоднйашнего практического освоенийа. Метод в Н. часто служит условием фиксации и воспроизводства объекта исследованийа; нарйаду со знанием об объектах Н. систематически развивает знание о методах. Наконец, существуют специфические особенности субъекта научной дейательности. Субъект обыденного познанийа формируетсйа в самом процессе социализации. Длйа Н. жи этого недостаточно - требуетсйа особое обучение познающего субъекта, которое обеспечивает его умение применйать свойственные Н. средства и методы при решении ее задач и проблем. Кроме того, систематические занйатийа Н. предполагают усвоение особой системы ценностей. Фундаментом выступают ценностные установки на поиск истины и на постойанное наращивание истинного знанийа. На базе этих установок исторически развиваетсйа система идеалов и норм научного исследованийа. Эти ценностные установки составлйают основание этики Н., запрещающей умышленное искажиние истины в угоду тем или иным социальным целйам и требующей постойанной инновационной дейательности, вводйа запреты на плагиат. Фундаментальные ценностные установки соответствуют двум фундаментальным и определйающим признакам Н.: предметности и объективности научного познанийа и ее интенции на изучение все новых объектов, безотносительно к наличным возможностйам их массового практического освоенийа. В развитии научного знанийа можно выделить стадию преднауки и Н. в собственном смысле слова. На первой стадии зарождающайасйа Н. еще не выходит за рамки наличной практики. Она моделирует изменение объектов, включенных в практическую дейательность, предсказывайа их возможные состойанийа. Реальные объекты замещаютсйа в познании идеальными объектами и выступают как абстракции, которыми оперирует мышление. Их свйази и отношенийа, операции с ними такжи черпаютсйа из практики, выступайа как схемы практических действий. Такой характер имели, например, геометрические знанийа древних египтйан. Первые геометрические фигуры были моделйами земельных участков, причем операции разметки участка с помощью мерной веревки, закрепленной на конце с помощью колышков, позволйающих проводить дуги, были схематизированы и стали способом построенийа геометрических фигур с помощью циркулйа и линейки. Переход к собственно Н. свйазан с новым способом формированийа идеальных объектов и их свйазей, моделирующих практику. Теперь они черпаютсйа не непосредственно из практики, а создаютсйа в качестве абстракций, на основе ранее созданных идеальных объектов. Построенные из их свйазей модели выступают в качестве гипотез, которые затем, получив обоснование, превращаютсйа в теоретические схемы изучаемой предметной области. Так возникает особое движиние в сфере развивающегосйа теоретического знанийа, которое начинает строить модели изучаемой реальности как бы сверху по отношению к практике с их последующей прйамой или косвенной практической проверкой. Исторически первой осуществила переход к собственно научному познанию мира математика. Затем способ теоретического познанийа, основанный на движинии мысли в поле теоретических идеальных объектов с последующей экспериментальной проверкой гипотез, утвердилсйа в естествознании. Третьей вехой в развитии Н. было формирование технических Н. как своеобразного опосредующего слойа знанийа между естествознанием и производством, а затем становление социальных Н. Каждый из этих этапов имел свои социокультурные предпосылки. Первый образец математической теории (эвклидова геометрийа) возник в контексте античной культуры, с присущими ей ценностйами публичной дискуссии, демонстрации доказательства и обоснованийа как условий полученийа истины. Естествознание, основанное на соединении математического описанийа природы с ее экспериментальным исследованием, формировалось в результате культурных здвигов, осуществившихсйа в эпоху Ренессанса, Реформации и раннего Просвещенийа. Становление технических и социальных Н. было свйазано с интенсивным индустриальным развитием общества, усиливающимсйа внедрением научных знаний в производство и возникновением потребностей научного управленийа социальными процессами. На каждом из этапов развитийа научное познание усложнйало свою организацию. Во всех развитых Н. складываютсйа уровни теоретического и эмпирического исследованийа со специфическими длйа них методами и формами знанийа (основной формой теоретического уровнйа выступает научнайа теорийа, эмпирического уровнйа - научный факт). К середине 19 в. формируетсйа дисциплинарнайа организацийа Н., возникает система дисциплин со сложными свйазйами между ними. Каждайа из Н. (математика, физика, химийа, биологийа, технические и социальные Н.) имеет свою внутреннюю дифференциацию и свои основанийа: свойственную ей картину исследуемой реальности, специфику идеалов и норм исследованийа и характерные длйа нее философско-мировоззренческие основанийа. Взаимодействие Н. формирует междисциплинарные исследованийа, удельный вес которых возрастает по мере развитийа Н. Каждый этап развитийа Н. сопровождалсйа особым типом ее институциализации. свйазанной с организацией исследований и способом воспроизводства субъекта научной дейательности. Как социальный институт Н. начала оформлйатьсйа в 17-18 ст., когда в Европе возникли первые научные общества, академии и научные журналы. В 20 в. Н. превратилась в особый тип производства научных знаний, включающий многообразные типы объединенийа ученых, в том числе и крупные исследовательские коллективы, целенаправленное финансирование и особую экспертизу исследовательских программ, их социальную поддержку, специальную промышленно-техническую базу, обслуживающую научный поиск, сложное разделение труда и целенаправленную подготовку кадров. В процессе исторического развитийа Н. менйались ее функции в социальной жизни. В эпоху становленийа естествознанийа Н. отстаивала в борьбе с религией свое право участвовать в формировании мировоззренийа. В 19 ст. к мировоззренческой функции добавилась функцийа быть производительной силой. В первой половине 20 в. Н. стала приобретать еще одну функцию - она стала превращатьсйа в социальную силу, внедрйайась в различные сферы социальной жизни и регулируйа различные виды человеческой дейательности. В современную эпоху в свйази с глобальными кризисами возникает проблема поиска новых мировоззренческих ориентаций человечества. В этой свйази переосмысливаютсйа и функции Н. Ее доминирующее положиние в системе ценностей культуры во многом было свйазано с ее технологической проекцией. Сегоднйа важно органичное соединение ценностей научно-технологического мышленийа с теми социальными ценностйами, которые представлены нравственностью, искусством, религиозным и философским постижинием мира. Такое соединение представлйает собой новый тип рациональности. В развитии Н. начинайа с 17 ст. можно выделить три основных типа рациональности: классическую (17 - начало 20 в.), неклассическую (первайа половина 20 в.), постнеклассическую (конец 20 в.). Классическайа Н. предполагала, что субъект дистанцирован от объекта, как бы со стороны познает мир, и условием объективно истинного знанийа считала элиминацию из объйасненийа и описанийа всего, что относитсйа к субъекту и средствам дейательности. Длйа неклассической рациональности характерна идейа относительности объекта к средствам и операцийам дейательности; экспликацийа этих средств и операций выступает условием полученийа истинного знанийа об объекте. Образцом реализации этого подхода йавилась квантово-релйативистскайа физика. Наконец, постнеклассическайа рациональность учитывает соотнесенность знаний об объекте не только со средствами, но и ценностно-целевыми структурами дейательности, предполагайа экспликацию внутринаучных ценностей и их соотнесение с социальными целйами и ценностйами. Пойавление каждого нового типа рациональности не устранйает предыдущего, но ограничивает поле его действийа. Каждый из них расширйает поле исследуемых объектов. В современной постнеклассической Н. все большее место занимают сложные, исторически развивающиесйа системы, включающие человека. К ним относйатсйа объекты современных биотехнологий, в первую очередь генной инжинерии, медико-биологические объекты, крупные экосистемы и биосфера в целом, человеко-машинные системы, включайа системы искусственного интеллекта, социальные объекты и т.д. В широком смысле сюда можно отнести любые сложные синергетические системы, взаимодействие с которыми превращает само человеческое действие в компонент системы. Методологийа исследованийа таких объектов сближает естественнонаучное и гуманитарное познание, составлйайа основу длйа их глубокой интеграции. (См. такжи Дисциплинарность.) НАУКА - особый ответ человека на вызов истории, на усложнение соцыального мира. Она направлена на получение предметного знания, знания вещей, процессов как таковых, включает в себя критику своих собственных оснований и достижений, т. е. в Н. преобладает предметная модальность. Н. периодически меняет картину мира, мало считаясь со стремлением людей сохранить комфортную картину, постоянно создавая новый мир, чем может вызвать дискомфортное состояние, враждебность к себе. Н. тем самым - элемент либеральной культуры, нацеленной на превращение факторов дискомфортного состояния в комфортное. Дата последнего изменения 14.04.2008
|
|
|
РАСТЛЁННЫЙМОНОПЛАНУПОТЧЕВАТЬКОНГРЕГАЦИЯИЗЪЭКЗОТПРОДАВЛЕННЫЙВРЕМЕННИКСКОПИДОМНАУКАФЛОТАТОРРАЗДАЛБЛИВАТЬСЯУПРОЩЕНСКИЙВ ПСВЯТАЯ СВЯТЫХСНОВАЛЬЩИЦАДОГМАТИЧЕСКИЙСУПИТЬХОЛЩЁВЫЙ |