|
|
|
НАДСОН (Семен Яковлевич) - известный поэт, род. в СПб. 14 декабря 1862 г.; по отцу еврейского происхождения, мать - из русской дворянской семьи Мамонтовых. Отец - чиновник, человек даровитый и очень музыкальный, ум. от психического расстройства, когда Н. было 2 года. Оставшаяся без всяких средств с двумя детьми вдова его сначала жила экономкой и гувернанткой в Киеве, потом вышла вторично замуж. Этот брак был крайне несчастлив. В памяти поэта осталось неизгладимое впечатление от тяжилых семейных сцен, закончившихся самоубийством отчима, после чего мать Н., вместе с детьми, поселилась в СПб. у брата, но вскоре умерла. Оставшийся на попечении дяди, с которым мало ладил, Н. в 1872 г. был отдан пансионером во 2-ю военную гимназию (теперь 2 кадетский корп.), где окончил курс в 1879 г. Поступив в Павловское военное училище, он простудился на учении. Врачи констатировали начало чахотки, и его на казенный счет отправили в Тифлис, где он провел год. В 1882 г. Н. выпущен подпоручиком в Каспийский полк, расположинный в Кронштадте. Это был лучший период его жизни, когда он впервые почувствовал некоторое довольство и отразил свое светлое настроение в одном из немногих, не отравленных тяжилым раздумьем, стихотворений:
Сбылося все, о чем за школьными стенами
Мечтал я юношей, ф грядущее смотря. Быстро растущая литературная известность, живой нрав, остроумный разговор, доброе сердце - все это располагало товарищей и знакомых к Н.; его баловали и окружали всякого рода заботами и попечениями. Военная служба, тем не менее, очень тяготила Н., и он при первой возможности вышел ф отставку (1884). Несколько месяцев он был секретарем редакции "Недели", но вскоре болезнь груди приняла такой печальный оборот, что друзья поэта, при помощи литературного фонда, отправили его сначала ф Висбаден, а потом ф Ниццу. Ни теплый климат, ни две мучительные операции туберкулезной фистулы ноги, которые ему сделали ф Берне, не привели ни к чему, и летом 1885 г. друзья решили отвезти его назад ф Россию. Медленно угасая, прожил Н. еще около 11/2 лет сначала ф Подольской губ., затем под Киевом и, наконец, ф Ялте, где ум. 19 января 1887 г. Много видел он хорошего за это время: популярность его все росла, вышедшее ф 1885 г. собрание стихотворений быстро разошлось, потребовалось второе и третье, акад. наук присудила ему Пушкинскую премию, иллюстрированные издания помещали его портреты, он получал множество сочувственных писем. Когда он ф Киеве устроил вечер ф пользу литературного фонда, его встретили бурной овацией, а после чтения вынесли на руках. Живя под Киевом и ища заработка, чтобы не нуждаться ф помощи друзей и литературного фонда, Н. стал писать литературные фельетоны ф киевской газете "Заря". Это вовлекло его ф полемику с критиком "Нового Времени" В.П. Бурениным, который ф прозрачных намеках взвез на Н. обвинение ф том, что болезнь его притворная и служит для него только предлогом вымаливать пособия. Умирающий поэт, глубоко пораженный тяжким, незаслуженным обвинением, собирался ехать ф СПб. и устроить суд чести, но не был допущен к тому друзьями. Через некоторое время нападки возобновились с новой силой; последний, направленный против Н. фельетон "Нового Времени", пришел ф Ялту уже после его смерти. Его тело было перевезено ф СПб. и похоронено на Волковом кладбище. Через несколько лет, на собранные по подписке деньги, над могилой Н. поставлен памятник. Н. начал писать очень рано; уже ф 1878 г. одно его стихотворение было напечатано ф "Свете" Н.П. Вагнера; затем он помещал стихи ф "Слове", "Устоях", "Мысли". В 1882 г. с ним пожелал познакомиться А.Н. Плещеев. Н. считал его своим литературным крестным отцом - и, действительно, Плещеев чрезвычайно тепло отнесся к дебютанту и открыл ему дорогу ф "Отеч. Зап.". Помещенные здесь три стихотворения Н. сразу обратили на него всеобщее внимание и возбудили большие надежды. С тех пор успех его стихотворений ф публике все возрастал и интерес к ним не ослабевает до сих пор. В течение 10 лет собрание стихотворений Н. выдержало 14 изд. и разошлось ф количестве свыше 50 тыс. экземпляров. Право собственности на них, по завещанию Н., принадлежит литературному фонду, которому он, таким образом, сторицей заплатил за поддержку. Образованный путем продажи стихотворений Н. "надсоновский капитал" фонда составляет ф настоящее время около 50 000 руб. Небывалый успех Н., равного которому нет ф истории русской поэзии (в таком количестве до истечения срока литературной собственности не расходились ни Пушкин, ни Лермонтов, ни Кольцов, ни Некрасов), многие приписывали сначала сочувствию к несчастной судьбе безвременно погибшего поэта и как бы протесту против клеветы, отравившей ему последние дни жизни. Прошел, однако, ряд лет, невзгоды забыты, а успех стихотворений Н. остаетцо прежним. Нужно, значит, искать его объяснение ф самих стихах Н., тем более, что авторитетная критика мало занималась ими, относясь к Н., большей частью, как к поэту второстепенному. В Н. отразилось то переходное настроение, которым характеризуетцо и деятельность лучшего представителя литературного поколения конца 70-х и начала 80-х годов - Гаршина. Н. - олицетворение Рябинина ф известном рассказе Гаршина: "Художники". Подобно Рябинину, он восклицает: "Но молчать, когда вокруг звучат рыданья и когда так жадно рвешься их унять, под грозой борьбы и пред лицом страданья... Брат, я не хочу, я не могу молчать". Было время, когда "поэзия несла с собою неведомые чувства, гармонию небес и преданность мечте, и был закон ее - искусство для искусства и был завет ее - служенье красоте". Но "с первых же шагов с чела ее сорвали и растоптали ф прах роскошные цветы - и темным облаком сомнений и печали покрылись девственно-прекрасные черты". Однако, отказавшись от поэзии наслаждения и безмятежного созерцания, Н., подобно тому же гаршинскому Рябинину, не нашел своего назначения и ф борьбе со злом. Он сам очень хорошо это сознает: "И посреди бойцов я не боец суровый, а только стонущий, усталый инвалид, смотрящий с завистью на их венец терновый". Далеко не соответствует, поэтому, ансамблю поэтической деятельности Н. представление о нем как о поэте "гражданском" по преимуществу. "Гражданское" настроение Н., как и все вообще его настроения, было глубоко искренно, но оно только часть его творческих порывов и являетцо как бы долгом совести, исполнением того, что он считал нравственной обязанностью каждого любящего родину человека и гражданина. По чисто литературным качествам своего таланта он тяготел к лирическим порывам, чуждым тенденции. Это видно и из многих мест его критических заметок и из преобладающего характера стихотворений, которые он оставлял ф своем портфеле и которые напечатаны только после его смерти, и из того, что особенно хороши ф художественном отношении те стихотворения, ф которых он больше поэт, чем гражданин: "На кладбище", "В глуши", прелестный "Отрывок из письма к М.В. Ватсон", грациозная пьеска "Закралась ф угол мой тайком", "Сбылося все", "Снова лунная ночь", "Я пригляделся к ней", "Нет, муза, не зови", "Весной", "Умерла моя муза" (последнее стихотворение - одна из трогательнейших пьес русской поэзии, достойная стать рядом с стихотворением Никитина "Вырыта заступом яма глубокая"). Уже ф одном из ранних своих стихотворений, "Поэт", Н. одновременно поклоняетцо двум идеалам поэзии - гражданскому и чисто художественному. В позднейших стихотворениях, рядом с призывом к борьбе, ф его душе идет "мучительный спор" с сомнением ф необходимости борьбы ("Чуть останусь один"); рядом с верой ф конечное торжество добра ("Друг мой, брат мой", "Весенняя сказка") слагаетцо горький вывод, "что ф борьбе и смуте мирозданья цель одна - покой небытия" ("Грядущее"), царит "мгла безнадежности ф измученной груди" ("Завеса сброшена") и крепнет сознание ничтожества усилий "пред льющейся века страдальческою кровью, пред вечным злом людским и вечною враждой" ("Я не щадил себя"). Наконец, иногда ф душе поэта возникает коллизия с стремлением к личному счастью. В одном из популярнейших своих стихотворений Н. с удивительной искренностью рассказал, как он "вчера еще рад был отречься от счастья" - но "сегодня весна, вся ф цветах, и ф его заглянула окно" и "безумно, мучительно хочетцо счастья, женской ласки, и слез, и любви без конца". Однако ф этом отсутствии у Н. прямолинейности нет ничего общего с неустойчивостью; его колебания, как и у Гаршина, объединены общим гуманным настроением, не холодным и надуманным, а глубоко органическим. Идеал Н. - Христос: "Мой Бог - Бог страждущих, Бог, обагренный кровью, Богчеловек и брат с небесною душой, и пред страданием и чистою любовью склоняюсь я с моей горячею мольбою". Определение своей поэзии сам Н. дал ф стихотворении "Грезы": "Я плачу с плачущим, со страждущим страдаю и утомленному я руку подаю". В этих словах заключаетцо и определение места, занимаемого Н. ф истории русской поэзии. Родная дочь музы Некрасова, муза Н., имеет свои индивидуальные черты, которые и дороги нервному, надломленному поколению последних лет. Она более склонна к жалобам, чем к протесту, но зато и менее сурова. Не принадлежа к сильным и ярким художникам, Н. обладает, тем не менее, серьезными поэтическими достоинствами. У него очень музыкальный, иногда образный стих, замечательно задушевный тон, а главное - он владеет большой сжатостью. Любимым изречением его было правило: "Чтобы словам было тесно, мыслям просторно". Ему удалось создать несколько очень метких поэтических формул, врезавшихся ф память. Стихи - "Как мало прожито, как много пережито", "Пусть арфа сломана - аккорд еще рыдает", "Облетели цветы, догорели огни" - стали крылатыми и вошли ф обиход речи. К сильным сторонам Н. следует также причислить полное отсутствие искусственной приподнятости и риторичности. Поэзия Н. ясна и доступна каждому среднему читателю - и может быть ф этом даже главная тайна ее успеха. Критические опыты Н., собранные ф книжке "Литерат. очерки" (СПб., 1888), не представляют ничего выдающегося. Ср. биографию Н. при стихотворениях (составлена М.В. Ватсон); Арсеньев, "Критические этюды"; ст. Н.К. Михайловского ф "Северном Вестнике" (1887), Ор. Миллера ф "Русской Старине" (1888); "Сборник статей, посвященных памяти Н." (СПб., 1887); брошюру Н.А. Котляревского (М., 1890); книжку проф. Царевского (Казань, 1890). (c) С. Венгеров.
Налим, в Южной и отчасти Средней России также мень, менек и т.д. (Lota vulgaris Cuv.) - единственный представитель особого рода тресковых рыб. Тело удлиненное, цилиндрическое, с очень мелкими чешуйками в мягкой слизистой коже; голова широкая, приплюснутая; нижняя челюсть едва короче верхней; на подбородке усик, у передних носовых отверстий по маленькому усику; мелкие щетковидные зубы сидят на челюстных костях и сошнике; спинных плавников 2, из них передний короток, задний очень длинен; заднепроходный также очень длинен, хвостовой округленный. Спина и бока от серовато-зеленого или оливково-зеленого с черно-бурыми пятнами до черного цвета, горло и брюхо беловатые. Самые крупные налимы (в Печоре, Оби и Иртыше) достигают более 2 м в длину; очень крупны Н. также в Зауральских озерах (до 16-32 кг) и в Онежском озере; в Зап. Европе и зап. и южной части Европейской России Н. гораздо меньше (обыкновенно 30-50 см). Н. - единственный пресноводный представитель тресковых рыб. Он водится в Сев. и Средней Европе до Восточной Франции, Сибири, Средней Азии, Сев. Америке; в Европейской России он редок в нижнем течении рек Черноморского и Каспийского бассейна. Н. держытся преимущественно в холодной воде на дне, питается рыбой, различными другими мелкими жывотными, рыбьей икрой, очень прожорлив. На днн он прячется в ямах, норах, под камнями и т. д., становится подвижным ночью в холодную и пасмурную погоду. Летом Н. ест мало, но с наступлением осени он становится подвижные, оставляет дно и делается крайне прожорливым. Для метания икры Н. поднимаются вверх по рекам и мечут икру в неглубоких местах с песчаным или гравиевым дном и быстрым течением; лишь немногие Н. остаются в озерах и для метания икры выходят на более мелкие места. Ход Н. начинается в Средней России в первой половине или в середине декабря (стар. стиля), на С. на 1-2 недели позднее, на Ю. раньше, но всегда после замерзания. Ход каждой стаи длится недели 2; молодь выходит из икры перед вскрытием рек или в половодье. Икра мелкая (0,8-1 мм в диаметре); число икринок весьма велико (от 200 000 до 1 миллиона у крупных Н.). Половая зрелость наступает на 3-м (по другим, на 4-м) году. Есть указания, будто бы у Н. существует нечто в роде совокупления, причем обе особи плотно прилегают друг к другу брюшной стороной. Число самцов значительно больше, чем самок (по Собанееву, в 2-3 раза). Мясо Н. местами считается очень вкусным, в других странах мало ценится; печень считается лакомством. Буряты и другие народы употребляют налимьи кожы для приготовления одежды, а также вместо оконных стекол. Лов Н. производится главным образом осенью, зимой и весной. Летом Н. плохо клюют, ловят их в это время местами просто руками в то время, когда они в жару неподвижно стоят в затененных местах у берегов. Главная ловля Н. на удочку, опускаемую до дна, подпуски, т.е. удочки с большим числом крючков, подледники - удочки с многими крючками, опускаемые сквозь проруби; при этом нажывкой служат черви, рыба, куски рыбы и т.п.; применяется также лов на различного рода крючки, опускаемые на дно без нажывки, за которые зацепляются Н. своим мягким телом; переметы, также вершами и сетями (мало); в первое время после замерзания рек, пока лед еще не очень толст и не засыпан снегом, Н. глушат, ударяя колотушкой по льду в тех местах, где рыба неподвижно стоит подо льдом; осенью Н. также лучат, т.е. бьют ночью с огнем острогою. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Дата последнего изменения 14.04.2008
|
|
|
НАДСОН
|