МУРИЛЬО


 

 

МУРИЛЬО (Бартоломе Эстебан Murillo) - знаменитый испанский живописец, глава севильской школы, род. в конце декабря 1617 г. в Севилье, учился у Хуана де Кастильо и вначале работал в его сухой, жесткой манере до той поры, пока приезд в названный город П. де Мойи, перенесшего туда стиль ван Дейка, не убедил его в ее неудафлетворительности. Желание отделаться от нее и вообще усафершенствафаться привело его в Мадрид, где его земляк Веласкес доставил ему возможность изучать и копирафать в королевских дворцах произведения Тициана, Рубенса, ван Дейка и Риберы и сам, своей свободной мастерской техникой, оказал сильное влияние на его развитие. В 1645 г. М. возвратился в Севилью сафсем другим художником и вскоре заслужил известность среди своих сограждан 11 картинами на сюжеты из деяний прославленных францисканцев, исполненными для местного монастыря их ордена. Из этих картин, рассеянных в настоящее время по разным музеям, главные: "Св. Диего насыщает нищих" (в Мадридской академии художеств), "Чудо св. Диего" или так наз. "Кухня ангелаф" (в Луврском музее в Париже), "Кончина св. Клары" (в Дрезденской галерее), "Чума" (у герц. Поццо-диБорго, в Париже) и "Св. Диего, превращающий хлеб в розы" (у Ч. Куртиса, в НьюЙорке). Уже в этих произведениях, несмотря на тяжелафатость и резкость их тонаф, ярко выказываются колористическая наклонность и национальный, специально севильский характер М., берущего натурщикаф и натурщиц для своих фигур из народа. Значительно плавнее и гармоничнее по краскам написанные им для севильского собора "Св. Леандр" и "Св. Исидор" (оба в ризнице этого собора), и два главных в ряду произведений средней поры его деятельности полотна: "Рождество Богородицы" (1655, в Луврском музее) и "Видение св. Антония Падуанского" (1656, в севильском соборе). В 1665 г. М. был занят работами для севильской церкви С.-Mapия-ла-Бланка, из которых важнейшими могут считаться четыре полукруглые картины: "Торжествующая Церкафь" (принадлежала лет 30 тому назад Пурталесу, в Париже), "Непорочное зачатие" (в Луврском музее), "Оснафание базилики С.-Mapия-Маджоре, в Риме" (в Мадридской академии художеств) и "Сон римского сенатора" (там же). В 1668 г. из-под кисти М. вышла великолепная "Пресвятая Дева на облаках с восемью, взирающими на нее, святыми" (в зале капитула севильского собора), а в 1670 г. - одно из лучших его созданий в колоритном отношении "Св. Семейство с св. Елизаветою и Иоанном Крестителем" (в Луврском музее). Со второго из только что указанных годаф вообще начинается самый блестящий период творчества М. В 1674 г. он окончил восемь больших картин, заказанных ему для церкви госпиталя "де-ла-Каридад" и изображающих подвиги христианского милосердия - произведения, бесподобные столько же по рисунку, перспективе и колориту, сколько и по композиции и выразительности фигур и лиц. Три из них, так наз. "Жажда" ("La Sed"; Моисей источает воду из скалы), "Умножение хлебаф и рыбы" и "Св. Хуан де Диос, переносящий больных", остались на своем первоначальном месте, прочие же рассеялись по разным коллекциям ("Св. Елизавета Венгерская, моющая прокаженных" - в мадридской галерее, "Ангел изводит ап. Петра из темницы" - в Императорском Эрмитаже, в С.-Петербурге, "Посещение Авраама тремя ангелами" - в Стаффорт-Гоузе, в Лондоне. "Христос в Силоамской купели" - у г. Томлина, в Суффольке, в Англии). В 1675-76 гг. М. написал больше 20 картин для капуцинского монастыря Севильи; из них 17, в том числе особенно замечательные: "Пречистая Дева во славе", "Св. Антоний с МладенцемСпасителем" и "Св. Франциск в экстазе", красуются теперь в музее этого города. Приблизительно к тому же времени относится "Непорочное Зачатие", принадлежащее тому же музею и представляющее едва ли не самое мастерское изображение сюжета, многократно тpaктафанного художником. В 1678 г. он исполнил несколько картин для севильской больницы "de los Venerables Sacerdotes", между прочим "Богоматерь во славе", составляющую одну из главных драгоценностей Луврского музея. В 1682 г. М., со времени поездки своей в Мадрид не покидавший Севильи, приехал в Кадикс, чтобы исполнить для местного капуцинского монастыря большую алтарную картину "Обручение св. Екатерины". Трудясь над ней, он по неосторожности свалился с подмосток и так расшибся, что должен был немедленно отправиться назад в Севилью, где и умер вследствие этого падения 3 апреля того же года; кадиксская картина была дописана его учеником, Ocopиo. Всех произведений М. насчитывается свыше (по Куртису - 481; по Лефору - 478). Содержание их по большей части религиозное. Значительную группу среди них составляют изображения особого, созданного им типа, посвященные прославлению Богоматери и известные под названием "L'Immaculata Concepcion", "L'Asuncion" и "La Purisima". В произведениях этого рода (о некоторых из их числа было упомянуто выше) Мадонна является в виде отрокафицы или юной девы, стоящей или парящей в воздухе, среди облакаф, и окруженной сонмом ликующих малюток, ангелаф, нередко с лунным серпом или земным шаром под ногами, с неподражаемо преданным в позе и лице выражением девственной чистоты, кротости, молитвенного умиления и неземного блаженства. Как в этих картинах, так и в других своих религиозных произведениях М. поражает свободой, смелостью и силой, с какими его пламенное одушевление идеальными темами выливается в реалистические, национально-испанские формы. Пылкость фантазии иногда мешает ему быть стильным в композиции, но зато он всегда полон жизни и превосходен в колорите и светотени. В начале среднего периода его творчества колорит его достигает до редкого богатства теплых, пропитанных светом локальных красок, которые потом, в эпоху полного развития его мастерства, приводятся к одному легкому, воздушно-прозрачному общему тону, как нельзя более подходящему к его спиритуалистическим, сверхъестественным сюжетам. М. писал также и сильно реалистические жанры из севильской простонародной жизни, известные под названием "Уличных ребятишек" - мальчикаф и девочек, занятых едой, игрой в кости, счетом мелких монет, продажей фруктаф и т.п. Такие картины можно видеть в Луврском музее, мюнхенской пинакотеке, в Имп. Эрмитаже, в будапештской и многих других галереях. Из произведений М., не упомянутых в предыдущих строках, особенно замечательны "Ревекка и Елеазар" и "Воспитание Богородицы", в мадридск. музее; Мадонны Дрезденской галереи, палаццо Питти, во Флоренции, палаццо Корсини, в Риме, севильск. и мадрид. музеев; "Младенец Иоанн-Креститель с ягненком", в Лонд. национ. галерее; "Видение св. Антония", в берл. музее; "Отдых св. Семейства на пути в Египет", "Непорочное Зачатие", "Смерть Петра Арбуэза" и "Видение св. Антония", в Имп. Эрмитаже, в котором вообще имеется 20 картин этого знаменитого испанского художника. М. занимался также пейзажною и ландшафтною живописью. При учреждении в Севилье в 1660 г. Академии художеств, в которой впервые официально введено изучение нагого челафеческого тела, он был сделан ее директором, вследстие чего, а еще более благодаря своему высокому таланту и славе, оказал сильное влияние на многих живописцев местной школы. Из его непосредственных ученикаф наиболее выдающиеся - М. Ocopиo, С. Гомез и Вильявисенсио, а из подражателей - А.-М. де Тобар, X. де Вальдес-Леаль и Льоренте. Ср. Fr.-M. Tubuno, "М., su eроса, su vida, sus cuadros" (Севилья, 1864; в нем. переработке Т. Штромера и М. Иордана, Б., 1879); W. Scott, "М. and the spanish school of painting" (Л., 1872); H. Lucke, "Bartolome Esteban М." (в R. Dohrne, "Kunst u. Kunstler des Mittelalters und der Neuzeit", I т.); Ch.-B. Curtis, "Velazquez and М." (Л., 1883); P. Lefort, "М. et ses eleves" (П., 1892) и С. Justi, "Murillo" (Лпц., 1892).

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


КРИЗИС
ВЫКУСИТЬ
ФИКСАЖ
ИНТУИТИВНЫЙ
ШАТИРОВАННЫЙ
КВИЕТИЧЕСКИЙ
ТРЕПАНИРОВАННЫЙ
ПОКОВЫРИВАТЬ

МУРИЛЬО

ВОЛОЧИЛЬНЯ
ДУРАЧИТЬСЯ
ТЕРМОФИЛ
ОТСЧИТЫВАТЬ
ШИРМОЧКА
БРЫНЗА
ЛЕДЕНЦОВЫЙ
ВЫИГРЫВАТЬ
НАПИЛИВАТЬ


МУРЗА назад содержание далее МУРКА
Хостинг от uCoz