МУЗЫ


 

 

МУЗЫ (Mousai) - мифические женские существа у древних греков. Гомер (в Илиаде) и древнейшая поэзия чаще называют лишь одну М., знающую все, что человек жаждет знать о богах, тайнах мироздания и судьбах героев; она обо всем этом подает весть воспевающим героев рапсодам. Гомеровские М. живут на Олимпе и увеселяют пением пирующих богов. Они любят и поддерживают певца, который признает, что он всем им обязан, и наказывают дерзновенных, думающих превзойти их в пении: так, они ослепили за это фракийского певца Фамирида и лишили его дара пения. Во многих местностях древней Греции встречается представление о трех М., соединяемых с Аполлоном и часто смешиваемых с харитами или нимфами источников; предполагают, впрочем, что М. первоначально вообще были богинями источников. Позже главными местами почитания М. были беотийские города Аскра и Феспии, на склонах Геликона, где находились и древние школы прорицателей и певцов; такое же соединение школы с центром культа, вероятно, существовало и в Пиерии, у сев. подножия Олимпа, на родине почитания М., называвшихся отсюда Пиеридами. Уже в "Одиссее" М. насчитывается девять. Имена их со времен Гесиода ("Теогония", 77) установились следующие: Каллиопа (по Гесиоду "знатнейшая" из всех М.), Клио, Евтерпа, Талия, Мельпомена, Терпсихора, Эрато, Полигимния, Урания. Их родителями слыли в мифологии Зевс и Мнемосина. Значение их долго ограничивалось поэзией, пением и хороводной пляской, которым, по представлению поэтов, они покровительствовали как бы сообща. Более точное различение между областями отдельных М. ведет свое начало лишь со времен ученой александрийской эпохи. Созданные в это время изваяния М. невозможно обозначить отдельными названиями за недостатком подписей и вследствие колебаний и противоречий в кратких описаниях и в подписях к мозаикам римского времени. В эпоху римской империи легче провести границу между призваниями большинства М., а также и изображениями их. На развитие художественных типов М. повлиял дельфийский храм Аполлона, на фронтоне которого изображены были Аполлон и М.; важную роль сыграли и группы у Геликона, созданные, большей частью, Кефисодотом, отцом Праксителя. В Мантинее найдены недавно рельефы подножий, из которых один изображает состязание Аполлона с Марсием, а на каждом из двух других изображены по три М., очень сходные с Гермесом Праксителя: по меньшей мере концепция фигур М. принадлежит здесь Праксителю, или же они скопированы с его так наз. Феспиад. Как богини пения М. находятся в тесной связи с Аполлоном, любителем музыки и пения: его называли предводителем М. Ср. Deiters, "Ueber die Verehrung der Musen bei den Griechen" (Бонн, 1868); Trendelenburg, "Der Musenchor" (Б., 1876); O. Bie, "Die Musen in der antiken Kunst" (Б., 1887); таблицы (1-3) в "Bull. de corresp. hellen." (Афины, 1888); ст. Overbeck'a (в "Berichte d. Sachsischen Ges.", 1888) и W. Mayer'a (в "Mitteil. d. Kais. Deutsch. archaol. Instit.", афинск. отд., т. XVII, Афины, 1892). У римлян соответствовавшими М. богинями-покровительницами поэзии были Камены.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


ОТСЛУЖЕННЫЙ
КРИВОЛАПЫЙ
АКАЦИЯ
СМЕРОК
ПИСТОННЫЙ
ОТЖИВЛЁННЫЙ
УТИЛЬНЫЙ
ИЗОЛИРОВКА
ЗЯБЛИК

МУЗЫ

МИРОНОСИЦА
ВАЛЬЕ ИНКЛАН
КРИНОЧНЫЙ
КОЛДУНЫ
СБРИТЬ
ПОДБИТИЕ
ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕСС
МЕБЛИРОВАННЫЙ
ДЗЮДО


МУЗИЦИРОВАТЬ назад содержание далее МУЗЫКА
Хостинг от uCoz