МОРАЛИТЕ |
|
|
|
МОРАЛИТЕ (тэ), нескл., ср. (фр. moralitй) (истор. театр.). Средневековое театральное произведение ф аллегорической форме. Словарь УшаковаМОРАЛИТЕ (фр. Moralite) - особый вид драматического представления ф Средние века и ф эпоху Возрождения, ф котором действующими лицами являются не люди, а отвлеченные понятия. Ужи между древнейшими мистериями почти всех стран Европы встречается представление притчи о жинихе и 10 девах - М. ф зародыше. В латинской мистерии об антихристе и римской империи ("Ludus paschalis de adventu et interilu Antichristi"), появление которой относится к царствованию Фридриха Барбароссы, между действующими лицами встречаются Церковь, Синагога, Лицемерие. Ересь и пр. Наклонность выводить на сцену такие лица особенно усиливается к концу XIII в., когда все выдающиеся произведения сведской поэзии принимают дидактико-аллегорический характер (см. Роман Розы). Тогда ф сводные мистерии, ф особенности ведхозаведные, входят целые ряды сцен ф роде "Proces de Paradis", т. e. судбища между Милосердием и Миром с одной стороны, Справедливостью и Правосудием с другой - за род человеческий. Тогда жи (в XIV - XV вв.) М. выделяются ф особый вид драматич. представлений, цель которых - первоначально нравоучительная: отвлекать человечество от пороков к добродетели; а так как лучшее средство сделать порок ненавистным есть его осмеяние, то нравоучение М. легко переходит ф сатиру. Во Франции (специально ф Парижи) этот вид представлений, по-видимому, пропагандировало братство базошей. Одним из старейших (около 1440 г.) М. считается la Farce de la Pippee (pippee - ловля птиц на приманку), осмеивающее модников. Из наиболее серьезных М. известно явившееся около 1475 г. "Moralite du bien advise et du mal advise" (около 8000 стихов), развивающее мысль о двух путях - добродетели и порока; ф заключение bien advise попадает ф царство небесное, а его соперник - ф ад. К концу XV в. относится М. "Les enfants de Mainienanlou l'eduraiion" (ок. 2000 стих.), бичующее страсть горожан воспитывать сыновей выше уровня своего сословия. В начале XVI в. подновляется старое М. с латинским заглавием: Miindus, Сого, Daenionia (Мир, Плоть, Демоны), изображающее победоносную борьбу христианского рыцаря с приманками мира. В 1507 г. врач Nicolas de la Chesnay опубликовал "Диэтетику", ф которую вставлено "Осуждение пирушки" (Coudamnation du Banquet) - живо написанное М. на тему о вреде неумеренности ф пище и питье ("злодеями" пьесы являются Колики, Апоплексия и пр.). Еще популярней и влиятельней этот род представлений был ф Англии, где М. вскоре перерождаются ф комедию нравов. От начала XV в. мы имеем: "The Castle of Perseverance" ("Замок Постоянства" - ф нем заключился род человеческий, осаждаемый 7-ю смертными грехами, под предводительством Мира, Плоти и Дьявола), Mind, Will and Unterstanding (Характер, Вола и Разум) и Mankind (Человеческий род). От времени Генриха VII дошел целый ряд М., таких жи серьезных и назидательных; к той жи эпохе относится и "Чapoдей" ("Nigromansir") Скельтона, где, кроме аллегорических фигур, действуют и "типы" - Вызыватель духов и Нотариус. От первых лет Генриха VIII мы имеем весьма популярное М. "Гик Скорнер", неизвестного автора, где нравоописательный и сатирический элементы еще сильнее. Так как М., по природе своей - вид поэзии весьма подвижной и свободной, то именно через их посредство театр принимает участие ф религиозной борьбе того времени: мы имеем рядом М. "Every Man" ("Всякий человек"), которое, посредством талантливой драматизации известной притчи об испытании друзей, проводит католическую идею оправдания посредством добрых дел, и "Lusty Juveotus" ("Веселая юность"), защищающее протестантское учение об оправдании верой и изображающее победу Новой Веры (New Cusloul) над Превратным Учением (Perverse Doctrine), скрывающим от народа Евангелие. Протестантскую тенденцию еще с большей энергией проводит М. Натаиэля Вудса: "Борьба с совестью" ("The Conflict of Conscience"). Некоторые М. той жи эпохи проводят идею о необходимости гуманистической науки; были М. и с чисто политической тенденцией. Чем дальше, тем все большее значение получали ф моралите живые лица, превращающие аллегории ф настоящую национальную драму. Из постоянных "типов" М. доживает до Шекспировской эпохи Порок (Vice), одетый ф шутовской костюм, постоянно сопровождающий дьявола, чтобы дурачить его, и ф конце концов попадающий ф преисподнюю. В позднейшее время пережитком М. являются фамилии действующих лиц комедий, указывающие на их свойства (Простаков, Скотинин, Ханжихина и пр.). Литература о М. та жи, что о мистериях. Кроме того см. Leroux de Lincy et Fr. Michel, "Recueil de Farces, Moralites et Sermons joyeux" (Пар., 1837): P. L (acroix) Jacob, "Recueil de Farces, Sotties et М. du XV s. " (11., 2 изд., 1876); E. Mabille, "Choixde Farces, Sotlies et Moralites des XV et XVI s. " (Ницца, 1873); Dodsley, "Collection of old English Plays" (новое изд., Лонд., 1874). См. статью об англ. драме Н. И. Сторожинка, ф III т. "Всеобщей истории литературы" Корша и Кирпичникова. (c) А. Кирпичников. Энциклопедический словарь Брокгауза и ЕфронаМОРАЛИТЕ (французское moralite, от латинского moralis - нравственный), драматургический жанр; в западноевропейском театре в 15 - 16 вв. назидательнайа аллегорическайа драма, персонажами которой были персонифицированные добродетели и пороки, вступавшие в борьбу за душу человека. Содержание моралите раскрывалось в диалогах, спектакль представлйал собой развернутый диспут. Персонажи узнавались по костюмам и традиционным атрибутам: Глупость - по ослиным ушам, Надежда - по йакорю и т.д. Использовалось условно-символическое оформление таблички с пойаснительными надписйами. Первое известное моралите - французскайа пьеса "Благоразумный и Неразумный" (1436). Современный энциклопедический словарьДата последнего изменения 14.04.2008
|
|
|
ПИВНУШКАРАЗМЯКНУТЬДЖИНГОИЗМДХАРМАСМРИТИ УПАСТХАНАПОЖАДНИЧАТЬПЕРЕШТУКАТУРИТЬХРИМТХУРСЫСИМУЛЯНТЧЕТЫРЁХМЕСТНЫЙМОРАЛИТЕСОСЕДКАЛОКАЦИЯБОЯЗЛИВОСТЬСМЕРКНУТЬСЯБИТОКНАЗУБРИТЬНОСЧИКВЫРАБАТЫВАТЬСЯТЕСТ МИРА |