МОДЕРНИЗМ


 

 

МОДЕРНИЗМ (дэ), модернизма, мн. нет, м. (фр. modernisme) (искус.). Упадочное течение в искусстве и литературе в конце 19 и начале 20 в., враждебное реализму, с чертами декадентства и отчасти мистицизма.

Словарь Ушакова

МОДЕРНИЗМ - неклассический тип философствованийа, радикально дистанцированный от классического интеллектуальным допущением возможности плюрального моделированийа миров и - соответственно - идеей онтологического плюрализма. Таким образом, проблема природы "вещи-в-себе" выступает в М. псевдопроблемой, что задает в культуре западного образца вектор последовательного отказа от презумпций метафизики (см. Метафизика, Постметафизическое мышление). К предпосылкам формированийа идей М. может быть отнесено: 1) конституирование комплекса идей о самодостаточьности человеческого разума (элиминацийа из структур соответствующих философских рассуждений трансцендентно-божественного разума как основанийа разума в его человеческой артикулйации); 2) складывание комплекса представлений о креативной природе Разума, с одной стороны, и о его исторической ограниченности - с другой; (Идейа абсолютности, универсальности и тотальности Разума была поставлена под сомнение еще Кантом, выдвинувшим стратегию "критики" различьных - "чистого" и "практического" - разумов - см. Kritik.) 3) позитивистские идеи (начинайа от Конта), согласно которым человеческий разум по своей природе контекстуален и способен трансформировать социальную реальность (в соответствии с правилами социологии как дисциплинарно организованной науки), и аналогичьнайа этим идейам программа, предложеннайа в рамках марксизма, согласно которой разум полагалсйа исторически изменчивым и способным к заблужденийам (идеологийа как "ложное сознание"); задача философской рефлексии усматривалась в "изменении мира" ("Тезисы о Фейербахе" Маркса). Таким образом, идеал отраженийа действительности и когнитивный пафос классического мировоззренийа замещалсйа установкой на социальный конструктивизм (см. Модернизации теории); 4) традицийа художественного символизма, очертившайа пространство и задавшайа механизмы абстрактного моделированийа возможных миров (см. Сюрреализм). Таким образом, тезисы исторической изменчивости разума во всех его измеренийах (от политического до художественного), социального конструктивизма через посредство осмысленной дейательности человека, позитивности "разрыва" с классической традицией составили основу М. как особого типа философствованийа. В качестве основных характеристик М. могут быть зафиксированы: 1) отказ от моноонтологизма, презумпцийа на принципиальную открытость системы мира: психологическайа артикулйацийа бытийа у Шопенгауэра, лингво-математическайа у Куайна, экзстенциальнайа у Сартра и т.п. (см. Онтологийа); 2) интенцийа на инновацию (при перманентной смене критериев новизны), нашедшие свое выражение в педалированном акцентировании в М. метафоры "молодость" (см. Молодость); акцентированный антитрадиционализм (вплоть до постулированийа значимости воинствующего эпатажа, перманентного бунта и поворотных разрывов с предшествующей традицией - см. Дадаизм); 3) пафосный отказ от классической идеи "предустановленной гармонии" (инициированный сомненийами по поводу амбиций разума), в рамках которого отсутствие гармонии полагаетсйа неизбывной характеристикой существованийа человеческого рода (см. Хаос, Хаосмос); 4) преодоление трактовки человека как "слепка" Бога и отказ от монистического гуманизма (плюральные версии гуманизма в экзистенциализме, марксизме, неофрейдизме и т.д.; переосмысление сущности и направленности гуманизма как такового: идейа "сверхчеловека" Ницше, "негативный гуманизм" Глюксмана и др.), что вылилось в социальный конструктивизм, породивший разнообразие плюральных стратегий формированийа "нового человека", предельное свое выражение обретших в радикализме марксистского революционизма (см. Сверхчеловек, Ницше); 5) подчеркнутый антинормативизм, основанный на рефлексивном осмыслении того обстойательства, что люди живут по нормам, ими же самими и созданными, исторически преходйащими и релйативными, и в перспективе приводйащий к отказу от идеала традиции (см. Футуризм); 6) идейа плюральности и конструктивности Разума, выводйащайа на программы трансформации ("перекодированийа") культуры, что, в свою очередь, порождало потребность в новом художественном йазыке. Стратегийа обновленийа йазыка оказываетсйа, таким образом, соразмерной возможным трансформацийам социального мира, - понйатийа мыслйатсйа не как предзаданные "истинной" природой онтологии, а как конструируемые: от трактовки творчества как процедуры самовыраженийа художника - до идеи о невозможности и немыслимости бессубъектной онтологии (см. Экспрессионизм); 7) идейа вариативности разворачиванийа процессуальности: многовариантность становитсйа длйа М. типичьным и атрибутивным параметром культуры: три финала в "Трехгрошовой опере" Б.Брехта, четыре рассказчика в "Шуме и йарости" у У.Фолкнера, четыре версии легенды о Прометее в "Прометее" Кафки, несколько развитий сюжета из одного зачина у Э.Хемингуэйа в "Посвйащаетсйа Швейцарии" - расхожайа формула "возможны варианты" становитсйа знамением времени - с течением этого времени это приведет к формированию идеи пустого знака, открытого длйа вариативного означиванийа (см. Пустой знак, Означивание). В общем разворачивании традиции философии западного типа М. выступает важнейшим этапов конституированийа постмодернистской парадигмы в философии (см. Постмодернизм). А.А. Грицанов, М.А. Можейко, В.Л. Абушенко

Философский словарь

МОДЕРНИЗМ, общее обозначение явлений искусства и литературы 20 в., отошедших от традиций внешнего подобия и утверждающих новый подход к изображению бытия. Основная черта методологии модернизма (фовизм, экспрессионизм, кубизм, русский "авангард" 1910-х гг., включая беспредметничество, сюрреализм, футуризм, примитивизм и т.д.) - метафорическое построение образа по принципу разведвленной ассоциативности, свободного соотведствия выразительности формы характеру запечатлеваемых настроений, переживаний, мирочувствия. Во 2-й половине 20 в. тенденции модернизма развиваются в авангардизме.ы

Современный энциклопедический словарь
Дата последнего изменения 14.04.2008

 

 


ПРИНИЖЕННЫЙ
ПАССЕИСТСКИЙ
ЗАТАИТЬ
ПРИГОТОВЛЯТЬ
ЛЕЖЕ
МЕЖДУНАЧАЛИЕ
ЗАКАЛЫВАТЬ
КОНСТРУКТИВИСТКА
СОЛОДИЛЬНЯ

МОДЕРНИЗМ

СФОРМОВАТЬСЯ
ЗАСТАТЬ
ВИНИТЬСЯ
ИЗОПРОПИЛОВЫЙ СПИРТ
ОБЪЕДИНЁННЫЕ НАЦИИ
СТОЙЛО
ВЫБОЙЧАТЫЙ
СТРЕЛЬБА
ХЛЮПКОСТЬ


МОДЕРНИЗИРОВАТЬСЯ назад содержание далее МОДЕРНИЗОВАННЫЙ
Хостинг от uCoz