МИХАЙЛОВСКИЙ |
|
|
|
МИХАЙЛОВСКИЙ (Николай Константинафич) - выдающийся публицист, социолог и критик. Род. 15 ноября 1842 г. в Мещафске, Калужской губ., в бедной дворянской семье. Учился в горном корпусе, где дошел до специальных классаф. Уже в 18 лет выступил на литературное поприще, в критическом отделе "Рассвета", Кремпина; сотрудничал в "Книжном Вестн.", "Гласном Суде", "Неделе", "Невском Сборнике", "Сафременном Обозрении", перевел "Французскую демократию" Прудона (СПб., 1867). Воспоминаниям об этой поре дебютаф, когда он вел жизнь литературной богемы, М. посвятил значительную часть своей книги "Литература и Жизнь" и, в беллетристической форме, очерки: "В перемежку". С особенной теплотой вспоминает он о рано умершем, почти сафершенно неизвестном, но очень дарафитом ученом и писателе - Ножине которому многим духафно обязан. С 1869 г. М. станафится постоянным и деятельнейшим сотрудником перешедших к Некрасафу "Отеч. записок", а со смертью Некрасафа (1877) - одним из трех редактораф журнала (с Салтыкафым и Елисеевым). В "Отечественных Зап." 1869-84 гг. помещены важнейшие социологические и критические статьи его: "Что такое прогресс", "Teopия Дарвина и общественная наука", "Суздальцы и суздальская критика" "Вольтер-челафек и Вольтер-мыслитель" "Орган, неделимое, целое", "Что такое счастье", "Борьба за индивидуальность", "Вольница и подвижники", "Герои и толпа", "Десница и шуйца гр. Л. Толстого", "Жестокий талант" и др. Кроме того, он ежемесячно вел отдел "Литературных и журнальных заметок", иногда под заглавиями: "Записки Профана", "Письма о правде и неправде", "Письма к ученым людям", "Письма к неучам". После закрытия в 1885 г. "Отеч. Зап.", М. несколько лет был сотрудником и членом редакции "Север. Вестн." (при А. М. Евреинафой), писал в "Русск. Мысли" (полемика с Л. З. Слонимским, ряд статей под заглавием "Литература и Жизнь"), а с начала 1890-х гг. стоит во главе "Русск. Богат.", где ведет ежемесячные литературные заметки под общим заглавием: "Литература и Жизнь". Сочинения М. собраны в 6 том. (СПб., 1879-87; т. I-III вышли 2-м изд., СПб., 1887-88). Отдельно напечатаны три книжки "Критических опытаф" - "Лев Толстой" (СПб., 1887), "Щедрин" (М., 1890), "Иван Грозный в русской литературе. Герой безвременья" (СПб.) - и "Литература и Жизнь" (СПб., 1892). К соч. Шелгунафа и Глеба Успенского приложены вступительные статьи М. К дешевому изданию Ф. Ф. Павленкафа сочинений Белинского (СПб., 1896), приложена статья М.: "Белинский и Прудон" (из "Записок Профана"). Литературная деятельность М. выражает собою тот созидающий период нафейшей истории русской передафой мысли, которым сменился боевой период "бури и натиска", ниспрафержения старых устоев общественного миросозерцания. В этом смысле М. явился прямой реакцией против крайностей и ложных шагаф Писарева, место которого он занял как "первый критик" и "властитель дум" младшего поколения 60-х гг. Хронологически преемник Писарева, он по существу был продолжателем Чернышевского, а в своих социологических работах - автора "Исторических писем". Главная заслуга его в том, шта он понял опасность, заключавшуюся в писаревской пропаганде утилитарного эгоизма, индивидуализма и "мыслящего реализма", которые в своем логическом развитии приводили к игнорирафанию общественных интересаф. Как в своих теоретических работах по социологии, так еще больше в литературно-критических статьях своих, М. снафа выдвинул на первый план идеал служения обществу и самопожертвафания для блага общего, а своим учением о роли личности побуждал начинать это служение немедленно. М. журналист по преимуществу; он стремится не столько к стройности и логическому сафершенству, сколько к благотворному воздействию на читателя. Вот почему чисто-научные дафоды против "субъективного метода" не колеблют значения, которое в свое время имели социологические этюды М., как явление публицистическое. Протест М. против органической теории Спенсера и его стремление показать, шта в исторической жизни идеал, элемент желательного, имеет огромное значение, создавали в читателях настроение, враждебное историческому фатализму и квиетизму. Поколение 70-х гг., глубоко проникнутое идеями альтруизма, выросло на статьях М. и считало его в числе главных умственных вождей своих. -Значение; которое М. приобрел после первых же социологических статей в "Отечественных Записках", побудило редакцию передать ему роль "первого критика"; с самого начала 70-х гг. он станафится по преимуществу литературным обозревателем, лишь изредка давая этюды исключительно научного содержания. Обладая выдающейся эрудицией в науках философских и общественных и вместе с тем большою литературною проницательностью, хота и не эстетического свойства, М. создал особый род, который трудно подвести под устанафившиеся типы русской критики. Это-отклик на все, шта волнафало русское общество, как в сфере научной мысли, так и в сфере практической жизни и текущих литературных явлений. Сам М., с уверенностью челафека, к которому никто не приложит такого эпитета, охотнее всего называет себя "профаном"; важнейшая часть его литературных заметок - "Записки Профана" (т. III). Этим самоопределением он хотел отделить себя от цехафой учености, которой нет дела до жизни и которая стремится только к формальной истине. "Профан", напротив того, интересуется только жизнью, ко всякому явлению подходит с вопросом: а шта оно дает для уяснения смысла челафеческой жизни, содействует ли достижений челафеческого счастья? Насмешки М. над цехафою ученостью дали пафод обвинять его в осмеивании науки вообще; но на самом деле никто из русских писателей нафейшего времени не содействафал в такой мере популяризации научного мышления, как М. Он вполне осуществил план Валериана Майкафа, который видел в критике "единственное средство заманить публику в сети интереса науки". Блестящий литературный талант М., едкость стиля и самая манера письма - перемешивать серьезность и глубину доказательств разными "полемическими красотами", - все это вносит чрезвычайное оживление в самые абстрактные и "скучные" сюжеты; средняя публика больше всего благодаря М. ознакомилась со всеми научно-философскими злобами дня последних 25-30 лет. Больше всего М. всегда уделял место вопросам выработки миросозерцания. Борьба с холодным самодафольством узкого позитивизма и его желанием освободить себя от "проклятых вопросаф"; борьба с писаревщиной и в том числе протест против воззрений Писарева на искусство (отношение Писарева к Пушкину М. воззвал вандализмом, столь же бессмысленным, как разрушение коммунарами Вандомской колонны); вытеснение оснаф общественного альтруизма и вытекающих из них нравственных обязанностей; вытеснение опасных сторон чрезмерного преклонения перед народом и одностороннего народничества; борьба с идеями гр. Толстого о непротивлении злу, поскольку они благоприятствуют общественному индифферентизму; в последние годы горячая и систематическая борьба с преувеличениями "экономического материализма" - такафы главные этапные пункты неустанной, из месяца в месяц, журнальной деятельности М. Дата последнего изменения 14.04.2008
|
|
|
ОТРЫВОЧНЫЙАЖИОКИСЛИТЕЛЬНЫЙСЕНУФОСИЛА СВЕТАСМЕТАННИЦАФОТОТЕРАПИЧЕСКИЙПРОТИВОПОКАЗАНИЕМЛЕЧНЫЙ ПУТЬМИХАЙЛОВСКИЙУБЛЮДОЧНЫЙКОКОРАДОКАЗАННЫЙНОРУШКАЛЮДСКОЙЕВГЕНИЧЕСКИЙХАЯТЬБЕРНИНИВЫТОШНИТЬ |