МИМ |
|
|
|
МИМ (от греческого mimos, буквально - подражатель), 1) комедийный жанр в античном народном театре. Короткие, часто импровизационные сценки бытового, развлекательного или сатирического содержания, разыгрывавшиеся на улицах и площадях актерами без масог (в том числе женщинами, которые к участию в представлениях другого рода не допускались). Постепенно мим проник в профессиональный театр, получил широкое распространение в Древнем Риме, в 1 в. вытеснил комедию и ателлану. Существовал и в Византии до конца 7 в. 2) Исполнитель античного мима. 3) Итальянский странствующий комедиант; то же, что гистрион. 4) В современном театре - исполнитель пантомим, актер театра мимики и жеста. Современный энциклопедический словарьМИМ - вид народной комедии, у греков и римлян. Греческие М. - сицилийского происхождения; в Сицилии они были первоначально импровизированными сценическими представлениями, сопровождавшими сельские праздники или игры: в них не было законченности действия, не было и хора, вся сущность их заключалась в карикатурном изображении каких-либо явлений или лиц. Поэт Софрн в V в. первый дал М. более художественную форму, сделав из них сцены современных нравов, иногда серьезные, иногда карикатурные. Другим автором М. был Ксенарх, сын Софрона, современник тирана Дионисия. Позже греческие М. перерождаются в идиллии. Ср. Fuhr, "De mimis Graecorum" (Б., 1860). Римские М. развились также из народных импровизаций. У римлян ранний народный М. представлял собой подражание животным звукам, передразнивания лиц и различных смешных положений. Наряду с ним появился театральный М., присоединявшийся к трагедии в качестве песенных партий и дополнения, под названием exodia; он может считаться оригинальным римским явлением. Сюжет его брался из обыденной жизни: если даже и прибегали к мифологическим темам, то представляли их вполне реалистически. М. всегда рассчитан был на возбуждение смеха зрителей и поэтому содержание его было карикатурно и не без скабрезного элемента. Обыкновенно сюжетами служили прелюбодеяния, мошенничества и обманы всякого рода или неожиданные катастрофы. Авторы мимов не давали им вполне законченного вида; доставлялся лишь пролог и как бы программа последующих действий, а все частности оставались на долю импровизации актеров; мимика и жестикуляция при этом играли большую роль. Главный актер назывался архимимом и от него зависело ведение всего действия; остальные актеры ограничивались жестами или немногими словами. Актеры не носили масок, но являлись на сцену в карикатурных одеяниях, обыкновенно составленных из разноцветных тряпок; женские роли игрались актрисами, одетыми в короткие и легкие платья, обнажавшие все формы тела. Ноги, в противоположность высокому трагическому котурну, были обуты в легкие тонкие башмаки (отсюда прозвание рlаnipedae). Сюжеты М., требовавшие представления различных непристойностей и соединения их с выразительными танцами, должны были содействовать потере чувства человеческого достоинства у актеров и полнейшей потере стыдливости у танцовщиц; последние (inimae) часто в римской литературе выставляются прелестницами, доводящими до разорения мужчин и юношей; таковы были во времена Цицерона Ориго, Ликорида и Арбускула. Тем не менее они имели доступ в дома и общество римских вельмож, особенно во времена империи. В театрах М. игрались не на всей сцене, но лишь в передней части просцениума, отделенного от задней особой занавесью. Отдельно М. не давались, но лишь как придаток к трагедиям. Вместе с пантомимами М. продержались до падения империи. Наиболее знаменитыми мимографами были Децим Лаберий и Публий Сир. Ср. Grysar, "Der romische Mimus" (В., 1854); Friedlanider, "Darstellungen aus der Sitlengenschichte Rums" (6 изд., Лпц., 1889). МИМ, -а, м. Артист — исполнитель пантомимы. Театр мимов. МИМ, мима, м. (греч. mimos) (истор. театр.). 1. Народное представление в древней Греции и Риме, в к-ром соединялись речевая импровизация, танцы и пение. 2. Актер, участвовавший в таких представлениях. Словарь УшаковаДата последнего изменения 14.04.2008
|
|
|
ПРЯДЕНИЕСАРАМАПРОЖИГАТЬСЯМЕЩЕРЯЧКАРАСЧЕРЧЕННЫЙЗАПЛЕЧЬЕДУНОВЕНИЕПРОГНУТЬСЯНАПЫЩЕННОСТЬМИМДРЕВНИЙПРЮНЕЛЕВЫЙПЕНАЛВИДЕТЬИЗВЕРНУТЬСЯОБВОЗИТЬСЯКОПАННЫЙСПОРОСТЬВЫТУРИВАТЬСЯ |